01 июля 2022 г.
ПРИМЕНЕНИЕ ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИЙ
В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Павлова Тамара Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 1 с. Янтиково»
Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них результативный.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Мы часто задаемся вопросом, кто самые богатые и известные люди на Земле? Чаще всего - это люди, которые не боятся, открыто выражать свое мнение, это те, кто нашел применение своим знаниям и умениям.
Часто мы встречаемся с тем, что дети боятся ошибиться и сильно расстраиваются по поводу любой неудачи. Привычка делать только так как «положено» не дает прилежным детям проявить себя в полной мере.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. В образовательном процессе детям недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда удается высказать свое мнение.
Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Одним из способов решения этой проблемы можно считать применение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Основоположником, которой является выдающийся российский ученый, изобретатель, писатель и педагог Генрих Саулович Альтшуллер.
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, научить решать свои маленькие проблемы.
Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:
- способствует развитию аналитических способностей;
- учит рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения;
- помогает преодолеть застенчивость и замкнутость;
- формирует умение постепенно находить выход из сложных ситуаций.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Ситуации могут быть как реальные (скоро Новый год, а в доме маленький котенок, как поставить елку в квартире и не убирать домашнего любимца), так и выдуманные, сказочные (как сделать Бабу Ягу доброй). Каждый ребенок предлагает свой выход из ситуации. Если ребенок задал вопрос, не надо давать готовый ответ. Необходимо с помощью размышлений и рассуждений подвести его к собственному ответу. Тем самым ребенок самостоятельно найдет идеальное конечное решение.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста:
- Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
- Метод Системный оператор помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
- Метод ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).
- Метод Робинзона Крузо (МРК) – учит выделять признаки предметов и объектов, подбирать варианты использования объектов не по назначению – использовать ресурсы.
- Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.
- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.
Приёмы волшебства:
- увеличение - уменьшение,
- деление - объединение,
- преобразование признаков времени,
- оживление-окаменение,
- специализация-универсализация, наоборот.
Эти и другие методики реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и воспитателем.