04 апреля 2022 г.
Ананьева Марина Михайловна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад «Радуга»
с. Янтиково
Детство-это особенный и неповторимый период в жизни человека. В детстве закладываются основы здоровья и формируется личность: ориентиры, предпочтения, ценности. Большое значение в успешности будущей жизни ребенка играет тот личностный опыт, который накапливается в детстве. Психологическая готовность малыша к школе зависит от того, как он умеет правильно строить общение с детьми и взрослыми для дальнейшего сотрудничества. Важными для дошкольника являются те знания, соответствующие возрасту, которые он закрепляет в себе во время своего развития. Все перечисленные факторы являются залогом успешной учебы в будущем.
Что же означает термин «социальное развитие или социализация»? Это процесс, при котором малыш перенимает традиции, культуру, ценности общества, в котором он будет развиваться. У дошкольника происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает жить по правилам, учитывая и уважая интересы свои и собеседника, перенимает поведенческие нормы. Любой человек, встречающийся на пути ребенка, привносит в его жизнь что-то новое, формируя его. Малыш наследует, копирует все увиденное.
Известно, что на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Главный источник коммуникативного опыта малыша-это его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций, опыта современного общества. Именно от родителей ребенок узнает правила общения со сверстниками, учится свободно общаться. Теплая домашняя атмосфера любви, доверия и внимания, позитивный социально-психологический климат в семье помогут малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно.
В социальном развитии дошкольника психологи выделяют пять этапов:
1) Младенчество-малыш от близких людей постигает азы общения в виде мимики, движения, звуков;
2) От шести месяцев до двух лет-общение становится ситуативным, в виде практического совместного взаимодействия, так как сам по себе малыш не справится со сложившейся ситуацией;
3) Три года- малышу необходимо общение со сверстниками в коллективе, ребенок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает ее нормы, правила, а родители ему в этом активно помогают;
4) От четырех до пяти лет- возраст «почемучек», общение ребенка направлено на познание, обсуждение со сверстниками и взрослыми явлений окружающего мира;
5) От шести до семи лет- коммуникация дошкольника приобретает личностную форму, этот период важен в вопросе становления личности и гражданственности. Малыша интересуют вопросы о сути человека. Это возраст начала формирования своей индивидуальности.
Социальная среда ребенка, влияющая на развитие личности:семья, детский сад, детские кружки, окружение и деятельность ребенка, телевидение, всевозможные гаджеты, поступающая информация, природа. Воспитывая ребенка, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов!
В дошкольном возрасте происходит наращивание объемов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности. Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации. Основными средствами социального воспитания дошкольников являются: игра, общение, беседа, обсуждение поступков, упражнения для развития кругозора, чтение. Главным видом деятельности дошколят и действенным средством социального развития служит сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проиграть. Ребенок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх чаще всего малыш имитирует поведение взрослых. Он создает вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет» на себя роли мамы, папы, людей различных профессий и т. д. Таким образом малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых людей.
Психологи советуют чаще проводить для ребенка упражнения и занятия, развивающие его кругозор. Изучать красочные энциклопедии и детские издания. Не забывать разъяснять малышу свои поступки и советы педагогов. Одновременно следовать аспектам развития социальных навыков дошкольника. Взрослый человек, воспитывая ребенка, должен быть зрелой личностью: ласковым, вежливым, улыбчивым, уважающим потребности других людей, соблюдающим социальные правила поведения, общительным, коммуникабельным, бережливым, подбадривающим, сопереживающим, саморазвивающимся. Важнейшими показателями развитости социальных навыков являются: общая воспитанность, легкое общение с людьми, умение говорить о собственных потребностях, умение быть внимательным, сопереживающим, сочувствующим малышом.
Итогом успешной социализации является социальная адаптация. Происходит она в трех сферах: деятельность, сознание, общение. В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребенка в социум. Это и есть социальная адаптация. Если при вхождении в определенную группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребенка, то считается, что он адаптировался к среде. Если такая гармония нарушается, то у ребенка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже расстройство аутистического спектра (аутизм). Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.
Бывает так, что социализация дошкольника осложняется, либо замедляется по причинам физического и психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растет. В такой ситуации появляются дети с асоциальным поведением, которые нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации для правильной организации процесса их адаптации в обществе.
Итогом всего сказанного станет желание создать благоприятные условия для всестороннего развития ребенка, сохранять доброжелательные отношения, способствовать раскрытию творческого потенциала малыша, учитывая все стороны гармоничного воспитания. В таком случае процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребенок будет чувствовать себя уверенно в социуме!