19 октября 2021 г.
Фомина Лариса Владимировна, воспитатель МАДОУ «Детский сад «Радуга» с. Янтиково
Роль экологической сказки в воспитании дошкольников велика. Она оказывает воздействие не только на сознание, но и на чувства ребенка. Экологическая сказка позволяет ребенку более глубоко пережить те, или иные, явления в природе, учит детей научному видению природы.
Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании. Об этом нам говорят исследования: Н.Ф.Виноградовой, Т.А.Куликовой, Б.Бегак, Н.А.Рыжовой, Н.Токмаковой, А.Удовенко, Б.Ю.Чаюс, З.А.Чаюс и др.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в занимательной форме описана жизнь каких-либо животных, растений, явлений природы. Рассказывая детям сказку и показывая красочные иллюстрации, что не менее важно для ребенка, мы знакомим его с образами - представителями сказочного леса: зайцем, медведем, волком, лисой, и др. животными; и способствуем этим рассказом формированию различных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам. И таких примеров сказочного мира можно привести немало. В сказке растения, животные могут разговаривать, играть, веселится, грустить, совершать различные поступки – хорошие и не очень, и этими поступками они вызывают у детей сопереживания, сочувствие, чувства гнева, ласки, нежности.
Ещё, экологические сказки способствуют развитию у детей творчества, душевности, умения замечать "прекрасное" в обыденной жизни. Они учат познавать окружающий мир, воспитывают чувство причастности к благополучию природы, заставляют детей думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру.
Меняется отношение ребенка к реальным явлениям и событиям в природе, вначале ребенок становится внимательным, а затем со временем бережливым и заботливым.
Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Ненавязчиво, в форме игры сказки дают необходимые детям знания. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми, считают НВ.Кудрявцев, Т.Алиева, Н.А.Рыжова, Л.Б.Фесюкова и др, поэтому им нужно уделить особую роль.
В.А.Сухомлинский замечал: "Если ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего, – значит можно сказать с уверенностью, что он научился мыслить", "создание сказок – одни из самых интересных для детей видов поэтического творчества".
Заметив, что у ребёнка есть способность сочинять интересные сказки, можно дать ему задание, придумать сказку, а другим детям – нарисовать иллюстрации к ней. Получится небольшая книжка-малышка. Такое коллективное творчество очень ценно, так как в его результате получается весьма оригинальный и актуальный для всего детского коллектива продукт.
Таким образом, экологические сказки надо читать, обыгрывать, пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать и сочинять!
А, на основе знаний, которые дети получат через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему живому; умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
И очень хочется надеяться на то, что пройдет время, вырастут наши дети и будут бережно относиться к природе, чтобы сохранить её для последующих поколений.