03 октября 2021 г.
Бахмутова Елена Геннадьевна, МБОУ «Можарская СОШ»
«Организации внеурочной деятельности обучающихся»
Предметная неделя давно уже является эффективным средством воспитания любви и внимания к предметам в школе, т.к. она предполагает развитие у обучающихся не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Кроме того, предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей обучающихся. Они стремятся к самореализации, у них формируются навыки планирования и самоконтроля, им приходится проявлять интеллектуальные способности.
Учитывая интересы и склонности современных детей, которые растут в новой информационной среде, где ведущее место занимает телевидение и интернет, мы, педагоги, пытаемся найти новые формы и приёмы вовлечения детей в образовательный процесс и развития их интереса к учебным предметам.
Предлагаю вашему вниманию не столько методическую разработку предметной недели, сколько её модель, которая постепенно сформировалась в моей педагогической деятельности. Отмечу, что школа наша хоть и средняя, но небольшая, наполняемость классов в пределах от 5 до 12 человек, параллели отсутствуют. Предметная неделя по русскому языку и литературе проводится в 3 учебной четверти, во второй половине января.
Итак, традиционно цель проведения предметной недели русского языка и литературы: повышение интереса обучающихся к учебным предметам - русский язык и литература, формирование познавательной активности, расширение кругозора.
Задачи:
- Создание условий для развития интереса к изучаемым предметам.
- Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся.
- Развитие коммуникативных навыков между детьми разных возрастов.
- Оценка влияния предметной Недели на развитие интереса обучающихся к изучаемым предметам.
- Создание праздничной творческой атмосферы.
Содержание предметной Недели и компоновка соответствующих мероприятий зависят от того, обучающихся какого возраста (класса) планируется привлечь к участию; от времени, определённого организаторами Недели на подготовку; от координации действий членов методического объединения словесников.
Большую роль играет и создание праздничной творческой атмосферы в самой школе – и на время подготовки недели, и во время её проведения.
За время работы и проведения предметной недели сложились традиционные мероприятия: конкурсы чтецов (непременно в сценарном виде), выставки рисунков к литературным произведениям, акции «Самый грамотный класс», «Самый вежливый класс». Очень интересными формами работы стали «Путешествия…», литературные гостиные, КВН, «Умники и умницы», «Формула Добра».
Также мероприятия недели русского языка и литературы тематически связаны со знаменательными датами жизни русских писателей и поэтов или официально объявленными Годами русской культуры - Годом литературы (2015), Годом кино (2016), Годом экологии (2017), Годом Добровольца и волонтера (2018), Годом театра (2019)
Предлагаю план проведения Недели Русского языка и литературы:
- Выступление на тематической линейке «Приветливость открывает замки людских сердец».
- Конкурс «Грамотеи» (игра для обучающихся 5-6 классов).
- «Семья – это то, что с тобою всегда» (урок внеклассного чтения в 7 классе).
- «Час поэзии». Конкурс чтецов.
- «Волшебный мир театра» (внеклассное мероприятие для обучающихся 5 класса).
- «Под сенью муз» (Литературная гостиная).
После проведения мероприятий подводим итоги, награждение.
Привожу пример игры.
«Детективное агентство «Сыщики». Дело о фразеологизмах»
Позвольте представиться. Я директор детективного агентства «Сыщики», а вы – ценные сотрудники этого заведения. К нам сегодня обратился очень уважаемый клиент - Фразеологический словарь. С ним случилась такая беда: один ученик вырвал из него страницы, украв некоторые предметы из фразеологизмов. Поэтому словарь очень просит вернуть ему его драгоценное имущество. Вы готовы ему помочь? Тогда приступим к расследованию. Мы сегодня расследуем пропавшие вещи. Это те предметы, связанные с фразеологическими оборотами (полено, яблоко, бумага, калоша)
Перед вами первое задание.
1 группа. Вы должны сейчас помочь написать объявление о пропавших фразеологизмах
2 группа. Вы должны восстановить картину преступления.
А мы в это время поработаем. Для расследования нам нужны сознательные граждане, которые дадут нам ценные сведения. Итак, участники конкурса, уважаемое жюри, ваша задача – расшифровать фразеологизмы:
1.Глаз алмаз (хорошее зрение)
2. Вешать лапшу на уши (обманывать)
3.Как кошка с собакой (в постоянной ссоре)
4.Как курица лапой (небрежный почерк)
5. Спустя рукава (небрежно, плохо, кое-как)
Молодцы! Вы очень ценные свидетели.
Мои коллеги вернулись уже с задания, я начинаю работать с ними. Пожалуйста,1 группа. Вы должны были написать объявление о пропавших фразеологизмах. (читают)
2 группа, которая работала со свидетелями, представит отчет (читают). Какие вы фразеологизмы вы использовали?
Наше расследование идет полным ходом.
Итак, переходим ко второму заданию( работают все). Чтобы решить 2 задание, нам нужны будут улики. Первая улика, которую принесла вторая группа, полено. Посмотрите, какое оно? (гладкое, без сучков) какой фразеологизм приходит нам на ум? (без сучка, без задоринки – хорошо, безукоризненно, без помех, как по маслу). И это первый фразеологизм, который мы возвращаем словарю.
Вторая улика, которую принесла вторая группа, бумага. Какой фразеологизм возникает в голове при слове бумага? (Бумага все стерпит). А что этот фразеолгизм означает?
В содержании письменного или печатного текста может быть ложь, клевета, искажение фактов и т. п) Вот и второй фразеологизм мы возвращаем словарю.
Ну что, я вижу, что вы готовы к (третьему) последнему творческому заданию. Вам нужно составить текст на заданную тему. Темы прописаны у вас на листах. Приступайте.
Преступник, убегая, пытался замести следы. Перед нами стоит задача. Нам нужно ее разрешить. Три неземные женщины поспорили из-за какого-то предмета, на котором было написано: «Прекраснейшей». Что это были за женщины, и что это был за предмет? (Гера, Афина и Афродита, яблоко). Какой фразеологизм получился в результате этого спора? (Яблоко раздора). Какой он по происхождению (заимствованный из древнегреческих мифов). Молодцы. Вот и второй фразеологизм - яблоко, возвращаем его хозяину. Вы очень ценные работники или свидетели (смотря, кто первый ответит)
Один художник стал свидетелем одного происшествия и оставил нам картинки. Он был иностранцем, и не смог передать переносный смысл наших фразеологизмов. Давайте попробуем расшифровать то, что он пытался нам сказать?
Слайд: сесть в лужу (оказаться в неловком, глупом положении), сесть в галошу, что означает, (попасть в сложное положение, потерпеть неудачу)
Вы нашли последнюю улику. Это – калоша. Вы очень ценные свидетели.
Группы, вы готовы? Слушаем ваши тексты.
Уважаемые коллеги спасибо за работу. Клиент остался доволен.
Таким образом, проведя данную игру, мы даем ученикам знания и возможность эти знания применить на практике.