14 июня 2021 г.
Петров В.А., учитель технологии МБОУ «Шимкусская СОШ»
КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ВНЕУРОЧНАЯ ФОРМА АКТИВИЗАЦИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТРУДОЛЮБИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы)
Дополнительное образование влияет на формирование личности ребенка, развивая его творческую активность, интерес к познанию.
Основанное на принципе добровольности, объединения по интересам, с учетом возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой для воспитания нового поколения, творчески мыслящего, бережно относящегося к наследию предков, способного создавать новые ценности.
В рамках школы наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультатив или кружки.
Кружковые занятия дают большие возможности для развития творческих способностей учащихся. Вызывая интерес к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей. Ребенок становится более самостоятельным, у него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное - это то, что у ребёнка развивается его эмоциональная сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будет развиваться и мышление. А думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.
Я являюсь руководителем кружка «Творческая мастерская». Целью работы кружка является формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности детей.
Обучение предполагает решение следующих задач:
раскрытие перед воспитанниками истоков и роли народного творчества, декоративно - прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
способствование социализации воспитанников в обществе посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности.
Учебный материал программы я распределил с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам. Работая с детьми, формирую такие черты, как трудолюбие, креативность, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развиваю эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природным материалом способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей.
На этих занятиях ребята по своему желанию создают красивые и полезные вещи из древесины. Это наборы кухонной утвари, оригинальные сувениры, панно, шкатулки, подсвечники и т.д. Изделия учеников демонстрируются на школьных выставках декоративно-прикладного искусства.
В целях создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, и реализацию их потенциальных возможностей, для повышения их творческого потенциала, я провожу подготовку к таким мероприятиям, как:
- предметные недели;
- предметные олимпиады;
- научно-практические конференции;
- творческие конкурсы;
- экскурсионная работа;
- творческие проекты, рефераты.
Для вовлечения детей в кружковую работу применяю технологию индивидуальной поддержки ребёнка - технология гуманной педагогики.
К. Роджерса, один из главных принципов которого, — безусловная любовь,принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему. Ребенок должен знать, что его любят и принимают независимо от его проступков. Тогда он уверен в себе и способен позитивно развиваться.
Организовать работу кружка мне помогает наличие прекрасно оборудованной мастерской, где имеются все условия для развития творческих способностей, умений и навыков.
Кружок пользуется популярностью у мальчишек, так как здесь они получают навыки работы с такими инструментами и оборудованием как ножовка, рубанок, стамески разной формы, резаки, ножи, токарные, фрезерные, сверлильные станки и др. В кружке ребята учатся сочетать трудовые умения и способность видеть и создавать прекрасное. Они своими руками создают замечательные работы, которые стали не только прекрасным подарком для близких и друзей, но и украшением интерьера.
В течении последних двух лет члены кружка приняли участие во всех районных мероприятиях и конкурсах, связанных с Декоративно-прикладным искусством и становились победителями и призерами. Принимали участие также на муниципальных и региональных уровнях Всероссийской олимпиады школьников и Республиканских научно-практических конференциях «Поиск». В 2016 году на НПК «Поиск» Евгений Камасев получил диплом «За креативность и целеустремленность», в 2017 году Дмитрий Александров занял 3 место, а Матвей Матвеев также получил диплом «За креативность и целеустремленность».
Свою главную задачу вижу в том, чтобы дать возможность раскрыться индивидуальности каждого ученика, сделать так, чтобы дети занимались с увлечением, и в большинстве случаев мне это удается.