27 сентября 2021 г.
Рекомендации по проведению комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков и расположенных на них объектов садоводческих организаций (товариществ, кооперативов и пр.) и гаражных кооперативов за счёт внебюджетных средств
23.03.2021 вступил в силу Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно внесенным изменениям у граждан и юридических лиц появилась возможность заказывать комплексные кадастровые работы (далее – ККР) за счет внебюджетных средств. До этого момента инициировать такие работы могли только местные или региональные органы власти, и проводились работы за счет бюджетных средств.
Одним из главных преимуществ указанных нововведений является возможность для частных лиц значительно снизить затраты при выполнении ККР. ККР теперь доступны садоводческим товариществам, гаражно-строительным кооперативам и другим гражданско-правовым сообществам.
ККР выгоднее - и с точки зрения финансовой, и с точки зрения точности и оперативности полученных результатов, по сравнению с ситуацией, когда каждый садовод или член гаражного кооператива в разный период времени межует свой участок отдельно, в этом случае готовится один межевой план, но согласование местоположения границ земельных участков и оформление актов нужно проводить отдельно по каждому уточняемому участку. То есть каждый собственник самостоятельно должен обращаться в орган регистрации прав или оформлять нотариально удостоверенную доверенность, чтобы уполномоченное лицо от его имени обращалось в орган регистрации прав. Это приводит к существенному увеличению денежных затрат правообладателей.
Сейчас сообщества (садоводческие, гаражные и т.п.) получили возможность оформить единый документ на всю территорию, определить точные характеристики объектов недвижимости, как земельных участков, так и расположенных на них зданий. ККР позволяют выявить и устранить случаи пересечения границ и, в определенных случаях, «самозахвата» земель, а также исправить реестровые ошибки. Кроме того, при ККР снижается вероятность возникновения новых ошибок, поскольку одновременно уточняются границы группы земельных участков.
Чтобы провести комплексные кадастровые работы, необходимо чтобы все правообладатели объектов недвижимости в границах конкретной территории были согласны их финансировать.
Если согласие будет достигнуто, нужно выбрать кадастрового инженера и заключить с ним договор подряда на выполнение именно комплексных кадастровых работ.
При этом правообладатели вправе представить исполнителю заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на ранее учтенные объекты недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
Для чего проводятся комплексные кадастровые работы
Порядок проведения комплексных кадастровых работ определен главой 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее - Закон о кадастровой деятельности).
В результате выполнения комплексных кадастровых работ (часть 2 статьи 42.1 Закона о кадастровой деятельности):
1) осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков;
2) осуществляется установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, указанных в части 1 настоящей статьи;
3) обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами;
4) обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами;
5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (статья. 42.4 Закона о кадастровой деятельности, пункт 7.2 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Так, в соответствии с частью 1 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет внебюджетных средств, могут быть выполнены независимо от кадастрового деления:
1) в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
2) в границах территории, используемой членами гаражного кооператива, объединяющего правообладателей гаражей и (или) земельных участков, занятых такими гаражами, расположенных в границах этой территории;
3) в границах расположенного на территории одного муниципального образования единого, неразрывного элемента планировочной структуры или совокупности смежных элементов планировочной структуры, на территории которого (которых) расположены принадлежащие участникам иного, не указанного в пунктах 1 и 2 настоящей части гражданско-правового сообщества, в том числе членам товарищества собственников недвижимости, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и (или) земельные участки, включая земельные участки, на которых размещены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Основания выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
Комплексные кадастровые работы, финансируемые за счет внебюджетных средств, выполняются на основании договора подряда на выполнение комплексных кадастровых работ, заключаемого заказчиками таких работ в соответствии с требованиями гражданского законодательства и требованиями, установленными статьями 42.2, 42.6 и 42.7 Закона о кадастровой деятельности для указанного договора, с учетом особенностей, установленных статьями 42.1 и 42.11 Закона о кадастровой деятельности (часть 2 статьи 42.3 Закона о кадастровой деятельности).
Результат выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
В результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном Законом о кадастровой деятельности и Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ (статья 42.4 Закона о кадастровой деятельности).
Исполнитель комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровым инженером (далее также - исполнитель комплексных кадастровых работ), являющимся (часть 3 статьи 42.3 Закона о кадастровой деятельности):
1) работником юридического лица, указанного в статье 33 Закона о кадастровой деятельности, с которым заказчиком (заказчиками) комплексных кадастровых работ заключен указанный в части 1 или 2 настоящей статьи контракт или договор, на основании которых будут выполняться такие работы;
2) индивидуальным предпринимателем, указанным в статье 32 Закона о кадастровой деятельности, с которым заказчиком (заказчиками) комплексных кадастровых работ заключен указанный в части 1 или 2 настоящей статьи контракт или договор, на основании которых будут выполняться такие работы.
Чтобы выбрать надежного исполнителя ККР нужно проверить, состоит ли кадастровый инженер в саморегулируемой организации. Саморегулируемая организация контролирует соблюдение кадастровыми инженерами законов и нормативов, регулирующих кадастровую деятельность. Список саморегулируемых организаций и действительных членов организаций размещен на сайте Росреестра.
Заказчики комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
Согласно части 4 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности заказчиками комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, являются правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых осуществляется выполнение таких работ в отношении принадлежащих им объектов недвижимости, расположенных на указанных в части 1 статьи 42.11 настоящего Закона о кадастровой деятельности территориях. От имени заказчиков вправе выступать лицо, действующее в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона, а также представитель:
1) правообладателей садовых, огородных земельных участков и (или) находящихся на таких участках объектов недвижимости, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, уполномоченный решением общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества;
2) правообладателей гаражей и (или) земельных участков, на которых они расположены, уполномоченный решением общего собрания членов гаражного кооператива, объединяющего таких правообладателей;
3) участников иного гражданско-правового сообщества, являющихся правообладателями объектов недвижимости, если таким правообладателям принадлежат земельные участки, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, указанные в части 1 статьи 42.1 настоящего Закона о кадастровой деятельности и расположенные в границах территории, составляющей единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность смежных элементов планировочной структуры на территории одного муниципального образования, уполномоченный решением общего собрания участников данного гражданско-правового сообщества (в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части).
То есть заказчиками могут быть представители правообладателей садовых, огородных земельных участков и (или) находящихся на таких участках объектов недвижимости, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд; представители правообладателей гаражей и (или) земельных участков, в границах территории, используемой членами гаражного кооператива, объединяющего правообладателей гаражей и (или) земельных участков.
Порядок действий и последовательность выполнения мероприятий
по проведению комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
- До заключения договора подряда на выполнение комплексных кадастровых работ за счет внебюджетных средств заказчики таких работ направляют в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа, в границах которого расположена территория комплексных кадастровых работ, и в уполномоченный исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрос о предоставлении информации о планировании указанными органами выполнения таких работ за счет бюджетных средств. Указанные органы в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения данного запроса направляют информацию о планировании выполнения комплексных кадастровых работ за счет бюджетных средств на территории, указанной в данном запросе, с указанием периода (срока) выполнения таких работ либо об отсутствии запланированного выполнения комплексных кадастровых работ за счет бюджетных средств применительно к соответствующей территории (часть 2 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
- При выполнении комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, получение сведений Единого государственного реестра недвижимости, государственного адресного реестра и иных необходимых для выполнения таких работ сведений, материалов или документов осуществляется исполнителем комплексных кадастровых работ самостоятельно, если иное не установлено договором подряда на выполнение комплексных кадастровых работ (часть 3 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
- Заказчики комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора подряда на выполнение комплексных кадастровых работ обеспечивают информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения таких работ путем (часть 4 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности):
1) размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта);
2) направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории – орган местного самоуправления муниципального района, муниципального округа или городского округа;
3) размещения или обеспечения размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на информационных щитах в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
5. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, в течение пяти рабочих дней со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, обеспечивает информирование граждан и юридических лиц о начале выполнения таких работ путем (часть 5 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности):
1) опубликования извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) его правовых актов, а также путем размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта);
2) размещения или обеспечения размещения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ на своих информационных щитах;
3) направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в орган местного самоуправления поселения, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, для размещения на официальном сайте поселения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии официального сайта) и на информационных щитах органа местного самоуправления такого поселения;
4) направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого выполняются комплексные кадастровые работы, для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и для опубликования в печатном средстве массовой информации и сетевом издании, в которых осуществляется обнародование (официальное опубликование) правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иной официальной информации;
5) направления извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ в орган регистрации прав для размещения на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и отображения сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ на кадастровых картах, в том числе публичных кадастровых картах.
6. Заказчики комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, после рассмотрения проекта карты-плана территории направляют его в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, для последующего направления в согласительную комиссию (часть 6 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
7. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, в течение пяти календарных дней со дня получения проекта карты-плана территории направляет его в согласительную комиссию (часть 7 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
8. Согласительная комиссия формируется в течение двадцати рабочих дней со дня заключения контракта или со дня получения извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работ органом местного самоуправления муниципального округа, городского округа или поселения, на территориях которых выполняются комплексные кадастровые работы.
При этом в состав комиссии включается лицо, уполномоченное решением общего собрания членов товарищества собственников недвижимости либо членов потребительского кооператива либо иного гражданско-правового сообщества.
9. Согласование местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, осуществляется в порядке, установленном статьей 42.10 Закона о кадастровой деятельности (часть 8 статьи 42.11 Закона о кадастровой деятельности).
10. В течение двадцати рабочих дней со дня истечения срока представления заинтересованными лицами возражений согласительная комиссия направляет в орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, для утверждения оформленный исполнителем комплексных кадастровых работ проект карты-плана территории в окончательной редакции и необходимые для его утверждения материалы заседания согласительной комиссии.
11. Орган, уполномоченный на утверждение карты-плана территории, после рассмотрения проекта карты-плана территории, представленного согласительной комиссией, утверждает карту-план территории и в срок не более трех рабочих дней со дня утверждения направляет ее в орган регистрации прав посредством отправления в электронной форме.