09 марта 2022 г.
Навязывание дополнительных услуг при приобретении автомобиля
Согласно положениям Закона РФ «О защите прав потребителей», запрещается обусловли-вать приобретение одних товаров (услуг) обязательным приобретением иных товаров (услуг). В настоящей статье рассмотрим случаи навязывания дополнительных товаров или услуг при приоб-ретении автомобиля.
Что же может навязать покупателю продавец (дилерский центр, автосалон)? Продавец мо-жет предложить более дорогую комплектацию автомобиля, установку дополнительного оборудо-вания, страхование, услуги будущего ремонта или обслуживания автомобиля и т.п., и все это, якобы, необходимо обязательно купить именно в момент заключения сделки по покупке авто.
Известно, что автосалоны предлагают скидки для покупателей при продаже автомобилей, которые могут применяться при сдаче автомобиля автосалону по программе Трейд-ин, при при-обретении автомобиля в кредит или страховании автомобиля прямо в автосалоне. Однако, как бы ни была привлекательна предлагаемая скидка, автосалоны не работают в убыток. Их интерес свя-зан с получением дополнительного дохода от банков, страховых компаний, автомобильных сер-висов и магазинов, с которыми взаимодействуют, и чьи услуги и товары предлагают покупателям.
Если, к примеру, приобретение услуги страхования, было инициировано, навязано продав-цом под угрозой увеличения стоимости автомобиля, то продавец вынудил застраховать покупате-ля свою жизнь и здоровье при покупке автомобиля. Однако у покупателя была возможность отка-заться от услуги страхования.
В другом случае, заметив увеличение реальной стоимости автомобиля в договоре купли-продажи, покупатель вправе ничего не подписывать и уйти. Но, он уже настроился на покупку нового авто, возможно продал старую машину. А также, даже в момент изучения документов по-купатель не всегда осознает, что ему необходимо будет тратить большую сумму, чем обещанная автосалоном цена. Кроме того, на момент подписания документов о покупке нового автомобиля уже состоялась сделка по сдаче старого автомобиля салону, при этом покупатель это расценивает как часть процедуры покупки нового автомобиля, но юридически сдача старого автомобиля по программе Трейд-ин является самостоятельной сделкой.
Поэтому многие покупатели, хоть и остаются недовольными, но приобретают автомобили с навязанными услугами или товарами.
На какие условия, предлагаемые автосалоном, покупатель должен обратить внима-ние:
- продажа автомобилей только в кредит;
- слишком низкая цена автомобиля;
- салон предлагает подписать договор и внести предоплату до осмотра автомобиля;
- в автосалоне не имеется комплекта документов на автомобиль (договор, ПТС и др.);
- в автосалоне не размещена обязательная и достоверная информация о продавце.
Предлагаем несколько советов, как избежать обмана и навязывания:
- внимательно изучите отзывы об автосалонах;
- выбрав автосалон с хорошей репутацией, проверьте какая информация указана на его ин-тернет-сайте, в обязательном порядке продавец обязан разместить информацию о наименовании, месте его нахождения, режиме работы;
- при покупке подержанного автомобиля необходимо проверить историю машины, вос-пользовавшись информацией, расположенной на официальном сайте ГИБДД;
- не спеша и внимательно изучите договор купли-продажи до его подписания;
- оплачивайте сделку банковской картой; при оплате наличными необходимо потребовать документ, подтверждающий факт внесения денежных средств;
- перед тем как забрать автомобиль, необходимо ее осмотреть на наличие дефектов цара-пин, вмятин и др.;
- подписывайте акт приема-передачи, только после тщательного осмотра автомобиля.
Таким образом, продавец не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, предлагать товары за плату. Но если это произошло, то потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ/товаров, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной суммы.