21 декабря 2017 г.
Основные события нашей жизни — даты рождения, ухода, встреч и расставаний — фиксируются не только человеческой памятью. Акты гражданского состояния, скрывающие боль и радость, надежды и разочарования, перемены судьбы, цифрами и документами оседают в несентиментальных архивах, хранящих важнейшие этапы нашей с вами жизнедеятельности.
18 декабря 2017 года органы ЗАГС Российской Федерации будут праздновать свой 100-летний юбилей. Люди с древних времен придавали особое значение сохранению в памяти сведений о своих корнях. Не имея возможности вести записи, люди передавали из уст в уста информацию о предыдущих поколениях. Традицию записывать на бумагу важнейшие события из жизни человека внедрил в России царь-реформатор Петр I в 1722 году. Обязанность вести соответствующие книги возложили на священнослужителей, чем они и занимались почти два века. 18 декабря 1917 года был издан Декрет ВЦИК “О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, что и положило начало регистрации актов гражданского состояния. При районных и городских управах были созданы столы ЗАГС. В соответствии с Декретом СНК РСФСР от 23 января 1918 года “Об отделении церкви от государства и школы от церкви” метрические церковные книги были переданы в местные столы ЗАГС.
Красноармейский (Траковский) район образован постановлением Президиума ЦИК Чувашской АССР из 17 сельских Советов Цивильского, 5 сельских Советов — Вурнарского, 4 — Аликовского районов, но дата образования Траковского бюро ЗАГС неизвестна. Штампы с этим наименованием впервые в актовых записях встречаются с 5 ноября 1937 года.
За время существования Красноармейского райбюро ЗАГС прошло восемь с лишним десятилетий. Для государственной структуры срок немалый, можно сказать исторический. За это время родилось и сыграло свадьбу не одно поколение людей. Многие представляют работу органов ЗАГС как вечный праздник, свадьбы и брызги шампанского. На самом деле это только небольшая частица деятельности. Работа в органах ЗАГС это ежедневный кропотливый, требующий внимания, чуткости к людям, грамотности и в тоже время творческого подхода к решению возникающих вопросов, труд множества людей. Ежегодно отдел ЗАГС администрации района производит регистрацию более 500 актов гражданского состояния — регистрации рождения, заключения брака, перемена имени, смерти, усыновления (удочерения), установления отцовства, расторжения брака, выдает более 1500 свидетельств и справок, исполняет около 600 запросов учреждений и организаций, вносит более 100 внесений, исправлений и изменений в актовые записи.
Органы ЗАГС на протяжении всей своей истории всегда стремились к укреплению статуса и института семьи. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина, семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности. Сотрудники всегда готовы помочь и разъяснить гражданам вопросы семейного законодательства, проводятся консультации для посетителей, беседы, лекции и встречи с учащимися общеобразовательных учреждений района. В стенах отдела ЗАГС проходят не только свадебные церемонии, но и чествования новорожденных и юбиляров семейной жизни.
С 1 января 2017 года отделом ЗАГС администрации Красноармейского района зарегистрировано 119 записей актов о рождении, 75 — о заключении брака, 24 — о расторжении брака, 22 — об установлении отцовства, 12 — о перемене имени, 245 — о смерти.
В настоящее время органами ЗАГС не только в нашей республике, но и по всей России ведется большая работа — обработка архивного фонда записей актов гражданского состояния, создание электронного банка записей актов гражданского состояния, что позволило быстро и качественно оказывать государственные услуги населению.
В современных реалиях с 1 января 2018 года по всей Российской Федерации будет создаваться федеральная государственная информационная система Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния (ФГИС “ЕГР ЗАГС”), что значительно упростит систему выдачи гражданам повторных свидетельств и справок о государственной регистрации актов гражданского состояния, сократит сроки предоставления государственных услуг и обеспечит их получение по месту жительства заявителя. Работа в данном направлении будет проводится вплоть до 31 декабря 2019 года.
Говоря об истории отдела ЗАГС, нельзя не упомянуть людей, работавших в нём с момента его создания. Мало информации сохранилось о первых работниках, известно, что с августа 1949 года по март 1953 года в Красноармейском райбюро ЗАГС трудился Христофоров Иван Христофорович, ответственный, знающий и любящий своё дело руководитель.
В 1951-1963 годах здесь, даря людям много радостных мгновений и добрых слов, самоотверженно трудилась Любовь Степановна Васильева. За эти годы работы ею составлено несколько тысяч записей актов гражданского состояния и зарегистрирована не одна тысяча семейных союзов! А ведь записи актов и гербовые свидетельства заполнялись от руки, красивым и разборчивым почерком, грамотно выводилась каждая буковка и только чернилами!
18 лет возглавляла отдел ЗАГС Валентина Федоровна Клементьева. За годы её работы была проведена огромная работа с архивом по сохранности документов, заменен переплет книг. В этот период работы была изменена форма записи актов гражданского состояния. Валентина Федоровна постоянно проводила организационные мероприятия и много времени уделяла работе с секретарями сельских Советов, так как больше половины актов гражданского состояния регистрировалось в сельских Советах. Она организовывала и проводила семинары, стажировки по заполнению актов гражданского состояния. Постоянно обновлялись сценарии регистрации брака и торжественных регистраций новорожденных.
С 2003 года полномочия по регистрации актов гражданского состояния из сельских поселений были переданы Красноармейскому райбюро ЗАГС. В 90-ые года отдел ЗАГС располагался на первом этаже здания Красноармейского районного суда. В начале 2000 годов отдел ЗАГС был переведен в здание администрации района, но торжественная регистрация брака проводилась в районном Доме культуры. С марта 2012 года после проведения капитального ремонта и реконструкции помещений отделу ЗАГС отведено отдельное здание. Сегодня отдел ЗАГС является гордостью и украшением нашего района. Здесь работают 2 специалиста, влюбленных в свою профессию и без остатка отдающих любимому делу свой творческий потенциал, энергию и вдохновение, имеющих большой опыт работы с людьми: начальник отдела ЗАГС Павлова Елена Леонтьевна и главный специалист-эксперт Антонова Эльвира Николаевна. В среде работников органов ЗАГС бытует мнение: “Случайных людей в этой профессии нет”. Наша работа не только, а, может быть, и не столько профессия… Это судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы подолгу службы помогаем.
Е. Павлова.