24 июня (по новому стилю 7 июля) исполняется 120 лет со дня рождения народной артистки Чувашской АССР, заслуженной артистки РСФСР, одной из основоположников чувашского театра Ольги Ивановны Ырзем (Шестипаловой).
Родилась будущая артистка в 1892 году в селе Байгулово Никольской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловского района Чувашской Республики). После окончания сельской школы ее отдали в няни к местному фельдшеру. Он обещал обучить латыни, но обещание не сдержал. Олю забрали домой. Отец, видя способности младшей дочери, хотел учить ее дальше. Через некоторое время удалось устроить ее в Чебоксарскую гимназию. Однако за квартиру платить было нечем, и Оля жила у мещан на правах прислуги – мыла полы, носила воду, стирала… Так продолжалось два года. Затем отец перевел ее в Царевококшайскую гимназию.
Во время летних каникул Оле было не до отдыха. Она устроилась прислугой в дом известного чебоксарского купца Ефремова, где работала с рассвета до полуночи и получала десять рублей за все лето. Но и этим деньгам она была рада — надо же было жить и учиться!
С большим трудом О. Ырзем окончила гимназию и начала работать учительницей в своем селе. Через год, в 1917 году, она поступила в Казанский педагогический институт. Октябрь застал ее в Казани... Начались митинги, собрания молодежи, студенческие вечера. Потом – первый дебют на сцене, многочисленные выступления в воинских частях, общественная работа.
После образования Чувашской автономной области в 1920 году чувашский театр переехал из Казани в Чебоксары. Приехала сюда и О. Ырзем. Она сразу поступила в театр. Ольга Ивановна всегда была верна своему призванию. За период работы в Чувашском театре ею сыграно около 350 женских ролей — молодых, пожилых, старых, драматических, комических, трагедийных, больших и малых.
Зрители разных возрастов хорошо помнят ее в следующих ролях: Нарспи и Пинерпи («Айдар»), Елюк и Яскар («Ялта»), Луиза («Коварство и любовь»), Анжелика («Жорж Даден»), Агафья Тихоновна («Женитьба»). А также памятны роли, сыгранные ею в русских драматургических пьесах А. Островского – «Не так живи, как хочется» (Степанида), «Бедность не порок» (Любовь Гордеевна), «Женитьба Бальзаминова» (сваха); в комедиях Н. Гоголя «Женитьба» (Агафья Тихоновна) и «Ревизор» (Марья Антоновна); в спектаклях «На дне» (Наташа) и «Мещане» (Акулина Ивановна) А.М. Горького; почти во всех пьесах чувашских авторов — П. Осипова, Ф. Павлова, И. Максимова-Кошкинского, Н. Айзмана, Н. Терентьева, В. Ржанова, А. Эсхеля, Л. Родионова; успешно выступала она в пьесах западноевропейских классиков — Шекспира, Шиллера, Мольера, в пьесах многих современных русских советских драматургов и национальных авторов — всех и не перечислить. Сценические образы, сыгранные ею, были убедительны и реалистичны. Она постоянно работала над собой, изучала опыт великих мастеров сцены, ездила в творческие командировки, повышала свой идейно-политический уровень. Именно этими качествами она завоевывала любовь зрителей и уважение своих коллег. К этому следует еще добавить, что Ольга Ивановна всегда вела большую общественную работу. Пять раз она избиралась депутатом Чебоксарского городского Совета.
Чувашский народ по достоинству оценил многолетний творческий труд талантливой актрисы. Еще в тридцатых годах ей было присвоено почетное звание заслуженной артистки ЧАССР, в 1945 году — народной артистки. В 1957 году Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации — звание заслуженной артистки РСФСР. В 1960 году ее наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Умерла Ольга Ивановна Ырзем в 1979 году. В ее честь на доме №1 в Чебоксарах по бульвару Купца Ефремова установили мемориальную доску с надписью «Здесь жила народная артистка Чувашии и заслуженная артистка России Ольга Ырзем (Шестипалова)». |