16 октября 2006 г.
Национальный проект «Образование» - это новый взгляд на образование и общество, их отношения и взаимодействие. Роль проекта более значима для общества в целом, и, следовательно, не ограничивается сферой образования. Национальный проект в образовании реализуется по нескольким направлениям: поощрение классных руководителей, поддержка лучших вузов, школ, учителей общеобразовательных учреждений и талантливой молодежи, информатизация школ, развитие материальной базы образовательных учреждений. По моему убеждению, в этом перечне на первое место по значимости выходит определение лидеров образования - лучших общеобразовательных школ и учителей. Но главная задача - изменить сознание общества и освободиться от устоявшихся представлений об устройстве нашего гражданского общества. Иными словами, реализуя проект, мы должны меняться сами, менять свои представления. Не секрет, огромное скопление проблем находится и на федеральном уровне, и без их решения невозможна успешная реализация проекта сфере образования
Мы хорошо помним, что всего два десятилетия назад главная задача средней школы состояла в том, чтобы дать каждому школьнику вне зависимости от его возможностей и склонностей общее среднее образование. При этом предполагалось, что свои склонности ученик сможет развить на факультативных или внешкольных занятиях, в кружках, а в крайнем случае, самостоятельно. Образовательный процесс был единым, и это единство достигалось централизованной подготовкой учителей, а также едиными для всей страны требованиями к уровню общеобразовательной подготовки. Вот такой процесс обучения учащихся перестал устраивать общество. Потребовались перемены, чтобы результаты деятельности школ устраивали и учителей, и выпускников, и родителей, и многих других, включая работников вузов и будущих работодателей. В этом направлении нами делаются первые шаги. Новшеством является повсеместная профилизация старшей ступени школы. Наверное, не все читатели районной газеты знают, что наша школа, начиная с 2002 года, является базовой. В республике таких школ 24. Они организованы согласно президентской программе «Новая школа во исполнение проекта «Реформа системы образования», которая направлена на обеспечение доступности качественного образования.
Наиболее распространенным вариантом профилизации являются профильные классы с учебным планом по образцу примерного, рекомендованного Министерством образования и науки РФ. Мы выбрали для себя естественнонаучный профиль (химия, биология, география). Являясь ресурсным центром (туда входят Климовская, Новочурашев-ская, Айбечская СОШ, Тойсипаразусин-ская, Нововыслинская СОШ), наша школа имеет очень надежный тыл: так, климовские коллеги выбрали спортивно-оздоровительный профиль, у новочурашевцев - агротехнический профиль (биология, химия). Конечно, пока не все идет гладко, есть «острые углы» профильного обучения, но их можно устранить общими усилиями, если в коллективе есть единомышленники.
Новые перемены в обучении учащихся, конечно, наблюдались не сразу. Каждый педагог понимал, какие требования и обязанности предъявляет к ним новая организация учебного процесса - успех реализации концепции модернизации образования во многом зависит от позиции школьного учителя.
До создания базовой школы из нашего образовательного учреждения мало было победителей районных предметных олимпиад. Так, в 2002 году мы стали призерами по 14 предметам, а в этом году мы завоевали 21 приз. Среди хозяев этих призов есть победители по биологии, математике, химии. Неплохо проявили они себя и на республиканских олимпиадах. Ученик четвертого класса Владимир Афанасьев вышел на четвертое место в республиканском конкурсе по интеллектуальной игре.
Также из года в год растет число отличников учебы. На сегодняшний день в школе обучаются 330 учащихся, из них более 30-ти успевают на «отлично». Конечно, некоторые могут возразить мне, что автор этих строк в школьной отметке видит только оценку деятельности учащихся, ведь Для детей 1-5 классов самое важное - похвала, для подростков - одобрение сверстников, для старших школьников - самооценка. Не спорю, они правы. В современной школе постоянно оцениваются лишь учебные достижения ученика, тогда как требуется максимальный учет всего позитивного в его развитии. Но не всегда это делает учитель, у которого в руках такое довольно острое оружие отметка. Пока, действительно, в этом плане множество недостатков. Отметка часто становится средством принуждения и психического давления на ученика, сортируя школьников на «отличников», «хороших» и «плохих»... Но пока оценка учебной работы учащихся с учетом его способностей выражается именно в отметках. Может быть, в последующие годы в этом направлении будет введен новый механизм, формирующий чувство успеха?
Несомненно, базовая школа немыслима без необходимых учебных средств. В ноябре 2004 года Президент республики Н. В. Федоров подарил нашей школе школьный автобус стоимостью 492 тыс. рублей. Чуть раньше из его рук мы получили компьютеры, мультимедийный проектор, мини-АТС, видеокамеру, принтер, ксерокс, телевизор, сканер и много другого оборудования на общую сумму 845 тыс. рублей.
У нас сложился дружный, целенаправленный коллектив из 32 педагогов. 28 имеют высшее образование, у 17 учителей первая категория.
Радует и тот факт, что воспитанники нашей школы дружны со спортом. Они часто участвуют в районных, республиканских соревнованиях и возвращаются с дипломами и кубками победителей и с ценными призами. Не всякая школа может гордиться такими спортсменами, как мастера спорта международного класса Маргарита Назарова и Ирина Пудовкина, мастером спорта Галиной Анисимовой и др. Нашими силами за непродолжительное время подготовлено 6 мастеров спорта. Школьный спортзал открыт не только для учащихся, охотно посещает его сельская молодежь.
Жизнь не раз доказала, современной школе нужно иметь не только учителей, но и воспитателей. И тогда существенно улучшится не только качество образования, но и воспитания учащихся. Необходимы школе освобожденные воспитатели - каждый будет заниматься своим делом. Это не означает, что учитель отстраняется от внеучебной деятельности школьника, а означает лишь то, что ему будет дана возможность быть для своего ученика учителем, а не мучителем