16 декабря 2022 г.
П. С. Глухов родился 26 декабря 1897 года в селе Малые Кармалы (Цярмун) Буинского уезда Симбирской губернии, ныне Ибресинский район Чувашской Республики, в крестьянской семье. Он является племянником мордовского просветителя Макара Евсевьева. Его мать, Прасковья Евсевьевна, была младшей сестрой Макара Евьсевьевича. В 1916 году окончил Казанскую учительскую семинарию, в 1930 году - Московский промышленно-экономический институт.
В 1926 - 1927 годах был редактором первой общемордовской газеты «Якстере теште» («Красная звезда»). Публиковал статьи по различным экономическим вопросам, очерковые произведения. С 1931 года жил в городе Магнитогор-ске, до ухода на пенсию трудился на металлургическом комбинате. Участник Гражданской войны.
Литературным творчеством начал заниматься в конце двадцатых годов. В золотой фонд мордовской литературы вошел его рассказ «Кедровой пештть» («Кедровые орехи», 1928). Рассказ написан с широким использованием поэтики устного творчества мордовского народа, доступным, легко усвояемым языком. Произведение стало хрестоматийным. Начиная с 30-х годов оно включается в школьные учебники. В 1954 году рассказ в переводе А. Кременского вышел на русском языке. В хрестоматию «Тиринь литература» («Родная литература», 1997) для 9 классов эрзя-мордовских школ вошел и другой его рассказ «Варма мельга» («За ветром»). Значительный интерес представляют его очерки о встречах с М.Е. Евсевьевым, Ф.Ф. Советкиным, С.Д. Эрьзей (Нефедовым).
Умер П. Глухов 7 февраля 1979 года, похоронен в Магнитогорске.
26 декабря 2022 года П.С. Глухову исполнится 125 лет.
О себе Петр Семенович Глухов писал в очерке «Воспоминания о М.Е. Евсевьеве». Там он подробно вспоминает учебу в Казанской учительской семинарии. Читателей газеты хочу ознакомить с отрывками из этого очерка в переводе с мордовского языка.
Первая встреча
Мне было два года, когда умер отец. Он работал в чувашской деревне Хомбусь-Батырево, продавцом в казенной винной лавке. Мать осталась с тремя детьми. Хоронить отца из Казани приехал Макар Евсевьевич, мамин родной брат. Тогда я первый раз увидел дядю Макара. В памяти осталось, как дядя Макар печально сидел и был расстроен большим горем.
После похорон отца из Хомбусь-Батырево уехали в село Цярмун. Здесь начали жить в небольшом домике в трудной нужде.
В селе Цярмун я учился в школе одну зиму. Летом, после научной экспедиции по дороге в Казань, дядя Макар заехал в село. Он велел через две недели поехать в Казань, где буду учиться в опытной начальной школе при семинарии. В этой школе бесплатно кормили-поили, одевали-обували. Маме это очень понравилось, и начала меня с радостью готовить в дорогу.
Кроме меня дядя Макар в ту же школу выбрал еще пятерых ребят. Осенью со мной в Казань поехали Прохор Степан, Курник Миша, Контя Гринька, Калтырь Илюка, Галкин Гринька.
Макар Евсевьевич два-три дня жил в селе. Спустя две недели и мы двинулись за ним.
Учить начал эрзянский поп, человек высокий, голова лохматая, с густой бородой. Он когда-то учился в этой же семинарии, только учителем был не долго, стал попом. Поп учил нас одну зиму, потом ушел куда-то. Учить начал Е.Б. Буртаев, молодой человек лет 25. Буртаев учился в этой же семинарии. Он очень нравился ученикам. Человек спокойный, ни на кого не повышал голос. Были у него на квартире. Чего только не было у него в двух комнатах. Показал нам всякие репродукционные картины, калейдоскоп, микроскоп. У Ефима Борисовича был даже фотоаппарат. Нас тогда сфотографировал.
По вечерам в школу приходили дежурные учащиеся последних классов семинарии. Они помогали нам делать уроки, объясняли кому что не понятно. На такие дежурства приходили к нам З.Ф. Дорофеев, И.Ф. Прокаев.
Сердечная помощь
Дядя Макар очень много добра делал нашей семье. После смерти отца купил нам корову. Когда приезжал в село, всегда давал маме деньги. Во время Империалистической войны второго мужа мамы взяли в армию. Я тогда учился в семинарии. Мама с маленьким ребенком осталась одна. Дядя Макар позвал маму в Казань. Целую зиму мама жила у него. Дядя Макар помогал мне учиться в семинарии. Без него, кроме сельской школы, я бы нигде не учился. Спасибо Макару Евсевьевичу. Еще большое спасибо говорю Советской власти за получение высшего образования. При царе такого образования у меня никогда бы не было.
Макар Евсевьевич помог получить образование и другим племянникам: у брата Осипа сын Сергей (Кабаев), у сестры Охимы двое сыновей, Петя и Сергей (Губановы); все они учились в Казанской учительской семинарии.
Экзамены
В городе Казань, на крутом берегу реки Кабан, стоит большой четырехэтажный белый кирпичный дом. В этом доме до революции много лет находилась Казанская учительская семинария. Рядом с семинарией красный кирпичный трехэтажный такой же большой дом, где жили преподаватели.
В августовские теплые ясные дни 1912 года вокруг этих домов туда-сюда ходят 14-15-летние дети.
Дети собрались сюда с одной целью – попасть в семинарию учиться. Два года тому назад здесь я учился в опытной начальной школе, теперь же они желают учиться в семинарии.
Условия для учебы хорошие. Бесплатно кормили, одевали-обували. Обучающиеся жили в доме при семинарии. Еще немного лет назад мокшаэрзяне не понимали о пользе от учебы. Поэтому Макар Евсевьевич, ведя научную работу, посещая мокшаэрзянские деревни, уговаривал молодых людей поехать в Казань учиться. Так по его совету поехали учиться Е.В. Скобелев, З.Ф. Дорофеев, Ф.А. Лазарев, Л.П. Кирюков и многие другие эрзя и мокша.
Дальше дела пошли лучше. С каждым годом в Казань начали приезжать больше детей.
В другие учебные заведения при царе мокшаэрзянам попасть было очень трудно. Надо было много денег, но все равно в гимназию и университет часто их не принимали.
Когда я доехал до Казани, сразу пошел к дяде Макару. Он вначале спросил, хорошо ли я подготовил себя к экзаменам.
- Хорошо, - говорю.
Эрзя приехали на пять мест, больше тридцати. Начались экзамены. В первый день заставили писать сочинение на русском языке. Тема показалась мне не трудной. Больше всего я боялся буквы «ять». Целое лето учил слова с этой буквой. Сочинение написал быстро.
На второй день на экзамене дали решать арифметическую задачу. Дела у меня шли неплохо. На третий день собрали всех вместе и перечислили много фамилий, которых просили забрать документы и поехать домой. Опечалились эти дети. Власов Степан из села Цярмун забрал документы. Макар Евсевьевич написал письмо И.Я. Яковлеву, директору чувашской учительской семинарии. С этим письмом Степан в этот же день уехал на пароходе в Симбирск и там начал учиться. Детей и половина не осталось. Теперь начали спрашивать устно. Правила правописания, острова, моря, реки, города, все рассказал, как надо. Сдал и предмет Закон Божий.
Учеба
Наконец-то закончились экзамены. На стене вывесили список принятых, все бросились смотреть. В списке я увидел свою фамилию. Обрадовался очень. Кроме меня приняты были из эрзян Атякшев и Французов, мокша Будлымов, Иванов, Сенкин, Резяпкин. По пять человек были приняты чуваши, удмурты, марийцы, крещенные татары, один коми. Приняли 10 русских. Нас, вновь принятых, взяли в баню, дали черные суконные форменные гимнастерки, брюки, обувь, ремень. Портной снял мерки для пальто и фуражки.
На четвертом этаже были спальные комнаты, там каждому показали спальное место. На этот этаж днем никого не пускали. Днем там были уборщицы и истопники.
Потом завели в комнату приготовительного класса. Посадили за парты по три человека. Всех детей рассадили вперемешку по национальности, чтобы друг с другом говорили по-русски. В переднем углу в классе виднелась большая икона. На третьем этаже были приготовительный и другие три классы. Рядом с классами – семинарская церковь, актовый зал. На этом же этаже были комнаты музыки, рисования, библиотека и одна квартира надзирателя.
Через день-два мы стали хорошо знать распорядок дня: в какое время учиться, когда пойти в столовую.
После обеда ворота семинарии широко открыты: можно пройти без пропуска. Весь тротуар по улице вдоль реки Кабан наполнялся семинаристами в черной форме.
Сколько по этой улице, по этому каменному тротуару в своей жизни ходил М.Е. Евсевьев. Осенью - в черном пальто, черной шляпе, летом – в светлом холстяном костюме.
Некоторые семинаристы после обеда бегали на реку Кабан, брали семинарские лодки и катались по реке.
В пять часов все торопились домой пить чай с калачом. В это время ворота закрывали. Кому надо было в город, театр, брали у дежурного надзирателя пропуск.
Вечером, до шести часов, в семинарии стоял большой шум: одни пели, другие играли на балалайке, гитаре. От шести до восьми часов вечера все сидели в своих классах, готовили уроки. В это время по коридору ходить никому не разрешали.
В семинарии читального зала не было. Из библиотеки брали книги и читали в своих классах.
В семинарской церкви служба проходила в каждый праздник. Воспитанники в церкви стояли в ряд по классам, каждый ученик стоял на своем месте. Впереди всех стояли ученики начальных классов. Дети долго стояли, сильно уставали.
Старшие стояли и ждали, скоро ли закончится служба. Молитвы пели на церковно-славянском языке. Редко пели на обучаемом языке.
Воспитанникам очень надоедал шестинедельный пост перед пасхой. В течении этих недель мясо, молоко, сливочное масло не давали: кормили только постной пищей: рыбным супом и картошкой. Были и такие, которые от постной пищи сильно ослабевали, даже падали в обморок.
Ученикам выпускного класса иногда разрешали ходить в театр, смотреть драму, оперу, оперетту.
На Рождественские и Пасхальные каникулы семинаристы сами готовили спектакли. В конце коридора делали сцену, для зрителей ставили скамейки, стулья. Запомнилось: на рождественский праздник воспитанники играли пьесу А. Островского «Лес». Женские роли играли сами парни. Подготовили пьесу очень хорошо. Гостям раздали программы, разрисованные на хорошей бумаге. Роль Несчастливцева играл высокий эрзя – Воробьев. Роль Счастливцева очень хорошо сыграл, позже ставший известным, мордовский поэт И.П. Кривошеев.
Во время зимних каникул в актовом зале ставили большую елку. Это была большая радость для детей начальной школы.
В Казани, на другом берегу реки Кабан, была учительская семинария, где учились только девушки. Эти девушки однажды во время зимних каникул позвали нас к себе в гости. Ходили туда человек двадцать. Там смотрели небольшую пьесу, в которой играли девушки. Потом на сцене девушки играли на балалайке, гитаре, пели песни. В зале начались пляски. Из нас никто не плясал, ни одного умеющего не было. Когда начали играть в кошки-мышки, тогда парни показали свою ловкость. Вечер нам очень понравился.
Учителя
К нам в класс зашел М.Е. Евсевьев. Он был преподавателем арифметики, географии и классным наставником. Поздоровался с нами, наказал нам учиться очень хорошо. Затем завершил урок арифметики. Его уроки очень любили семинаристы. Говорил на понятном языке, не торопясь, не громким голосом, никогда ни на кого не повышал голос. Уроки часто проходили с использованием наглядных пособий. За выставленные оценки не обижались, хоть и от него хорошую оценку получить было очень трудно. Семинаристы за глаза его называли Макар. Когда перед сном начинали баловаться, в темноте слышался чей-нибудь голос: «Перестаньте шуметь, сегодня Макар дежурит». После этих слов сразу все замолкали.
Воспитанники знали, если на педагогическом совете кого-либо за что-нибудь обсуждали, Макар Евсевьевич никогда не торопился обвинять молодых людей, всегда за них заступался.
М.Е. Евсевьев как и все преподаватели ходил в форме. Высокий, усы и борода коротко пострижены.
Закончился первый урок. На второй урок пришел И.С. Михеев, удмурт. Его предметом был русский язык. Потом увидели Успенского попа. Он рассказывал сказки из Ветхого Завета, которые и в селе много раз слышали. Предмет Закон Божий велся во всех классах.
Я очень любил историю. В подготовительном классе уроки древней истории вел Денисенко. В других классах – среднюю, новую историю, Российского государства вел К.И. Травин. Алгебру, геометрию вел Смирнов, чуваш. Очень любил математику. Напишет какую-нибудь формулу и говорит:
- Смотрите, какая красота, какая гармония!
Русский язык, теорию словесности, литературу вели преподаватели: в первом классе Г.П. Каминский; во втором и третьем классах – Р.П. Даулей, татар. Уроки географии после подготовительного класса вел Н.И. Ашмарин, чуваш, большой друг Макара Евсевьевича. Они часто встречались. Николай Иванович написал большой чувашский словарь. Обоих этих преподавателей семинаристы очень любили. Они были их заступниками. По работе Ашмарин крепко был связан с чувашским народом, Евсевьев – с мокшами и эрзя.
Педагогику, психологию вел директор Беляев.
В семинарии пришлось изучать предметы по естествознанию: ботаника, зоология, геология, минералогия, химия, физика. Преподавателем был Н.И. Киселев. Все эти предметы изучали в кабинете физики. По сравнению с другими учебными заведениями Казани, в те годы, после государственного университета, кабинет физики учительской семинарии был самым богатым.
Запомнился уборщик кабинета физики. Тридцатилетний, высокий, плотного телосложения, молодой человек. Глаза большие, волосы кудрявые. Росла небольшая густая борода. Видно, парень сильный. Ему вовсе не шло по комнатам на цыпочках ходить и тряпочкой пыль вытирать. Ему бы на Волге работать, пятипудовые мешки играя носить. Много лет спустя, в Москве, в художественном музее имени Пушкина, я увидел скульптуру Микеланджело «Геркулес». Сразу вспомнил уборщика физкабинета дядю Якова. Ученики начальной школы хотели попасть в этот кабинет. Дядя Яков втихаря пускал их в кабинет физики, улыбаясь и смеясь показывал, что там есть. Не ругался, когда дети трогали скелеты пальцами. Этот уборщик был из села Атрать, эрзя, родня Макара Евсевьевича со стороны матери.
Выпускник Казанской учительской семинарии, племянник Макара Евсевьевича, Кабаев Сергей Осипович работал в Малокармалинской школе крестьянской молодежи. В этой же школе работал и выпускник Сибирской чувашской школы Власов Степан Прохорович.
Анатолий Яковлев, краевед.
Источник: За победу