01 июля 2005 г.
В ближайшие дни министр транспорта Игорь Левитин встретился в Варшаве с польским коллегой, чтобы обсудить новый стратегический проект. Если все пройдет успешно, то российские компании компании станут полноправными партнерами транспортного рынка Евросоюза. Где их, надо сказать, пока не очень жалуют.
Речь идет о создании международной перевалочной базы для импортно-экспортных грузов, которые доставляются разными видами транспорта. Если к нему присоединится Польша, то европейские просторы будут открыты и для контейнерного поезда «Новый Шелковый путь» — транспортного коридора из Китая в Европу. В прошлую пятницу в Петрозаводске об этом проекте говорили и на Совете по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭс, и на Координационном транспортном совещании стран СНГ.
«Мы рассматривали два варианта выхода китайских грузов на Россию, — объяснил Игорь Левитин, — Можно пустить их через Украину или через Белоруссию. Но в любом случае — дорога к Евросоюзу лежит через Польшу. Кстати, Китай тоже хочет подключиться к этому проекту. В июле я еду в Пекин, где мы все обсудим».
Впрочем, это лишь один из проектов новых транспортных коридоров, которые наметили реализовать страны СНГ. На совещании в Петрозаводске специально для них создали экспертный совет. Это ускорит работу над проектами, поскольку сегодня их приходится обсуждать отдельно с каждым государством Содружества. Игорь Левитин, возглавляющий Координационное транспортное совещание, не зря торопит своих коллег. В рамках СНГ создается инвестиционный банк, по предварительным данным, Россия и Казахстан выделят для него около 1,5 миллиарда долларов. На эти деньги и положил глаз российский министр. «Я думаю, — сказал он, — транспортники будут одними из первых, кто сможет претендовать на средства инвестиционного банка».
Но даже самые выверенные и перспективные проекты будут обречены на забвение, если страны Содружества не договорятся, например, по общей тарифной политике. Пока это остается самым спорным и болезненным вопросом. Сегодня единые транспортные тарифы действуют между Россией и Белоруссией. В принципе мы готовы перейти на них с Украиной и Казахстаном, но не раньше, чем будет проведена экспертиза налогового, валютного и тарифного законодательства в каждой из стран. «Иначе можно подорвать их экономику», - заметил российский министр.
Определяя правила игры, сегодня каждая страна Содружества чаще всего действует без оглядки на соседа. И создает серьезные барьеры для совместной деятельности. Допустим, в одной стране при пересечении границы взимается плата, а в других — нет. Больше всего подобных неувязок «скопилось» на международных автомобильных перевозках. Тем временем это самый перспективный бизнес для стран СНГ. Но они не спешат «ломать» преграды. Например, в Белоруссии из шести барьеров полностью устранен только один, в Казахстане осталось еще три нерешенных вопроса.
Надо сказать, что проводить такие совещания, на которых должны присутствовать министры всех государств Содружества, с каждым годом становится все труднее. Вот и в этот раз многие из них не смогли приехать в Петрозаводск. Журналисты не упустили шанс задать российскому министру «неприятный» вопрос: «Может, ваших коллег уже не интересует единое транспортное пространство?» Левитин терпеливо объяснил, что заранее обсудил с министрами все вопросы. Однако в будущем Координационное транспортное совещание будет менять свой формат. В следующем году в Одессу собираются пригласить транспортные компании, инвесторов, бизнесменов, чтобы они могли понять, как будут развиваться международные перевозки, какие правила игры для них разрабатываются. «Нам надо меньше давать друг другу советов, — сказал Левитин. — Мы должны становиться агрессивными на рынке».
Пример такой конкурентоспособной «агрессии» — проект строительства сухогрузов серии «Карелия». Разработку принципиально новых судов «река— море» ведет Украина, а воплощает их в жизнь — российская компания в Петрозаводске. В прошлую пятницу уже третий сухогруз — «Белорус» — торжественно спустили на воду. Четвертый — «Казах» — стоит в сборочном цехе. Говорят, этими судами заинтересовались иностранцы. Они значительно компактнее существующих сегодня, обслуживаются меньшим числом людей, но не уступают им в грузоподъемности.
Посмотрев на красавца «Белоруса», министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Михаил Боровой сказал, что очень скоро им тоже понадобятся такие суда. «Мы обязательно будем сотрудничать, — воодушевился министр, имея в виду недавно созданное Белорусское морское пароходство. — И у нас есть, что предложить России. Мы, например, можем отдавать тракторами и велосипедами». Последнюю фразу публика расценила как юмор. Но, похоже, министр не шутил.
Источник: "Российская газета"