30 июня 2005 г.
Главным был вопрос о предоставлении средств на подготовку экономистов и юристов. Как мы писали в № 19 "ТР" за 2005 год, Министерство образования и науки РФ объявило, что финансирование подготовки юристов по непрофильным специальностям в транспортных вузах прекращается, а финансирование подготовки экономистов вполовину урезается. То же относится и к другим направлениям, которые отнесены к разряду "непрофильных".
Директор департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ Министерства транспорта РФ Николай Шабалин отметил, что департаментом был изучен вопрос о том, какое количество специалистов с высшим экономическим и юридическим образованием, выпускников транспортных вузов работает в сфере железнодорожного транспорта. Оказывается 84-86% специалистов данного профиля - выпускники вузов железнодорожного транспорта. В европейской части страны этот процент несколько ниже - от 71 до 78. Ряд ведущих вузов, таких, как МИИТ, Уральский и Хабаровский институты железнодорожного транспорта, начали вести мониторинг по трудоустройству своих выпускников.
Морские и речные вузы работают на основе международной конвенции ИМО, согласно которой необходимо готовить специалистов международного уровня, способных, например, отстаивать свои интересы в международном суде Страсбурга. Не случайно в России создана Морская коллегия, которую возглавил Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков. Первым заместителем его стал министр транспорта Игорь Левитин.
На вопрос о подготовке специалистов в соответствии с потребностями в них отрасли отвечал Борис Левин, ректор МИИТа. Транспортные вузы, - сказал он, - работают на основе государственного заказа. До 60% принимаемых "бюджетников" - это целевая подготовка кадров для глубинки". Выпускники - москвичи или жители крупных городов - после окончания МИИТа или другого транспортного вуза не поедут на полустанок. А парень или девушка родом оттуда, поучившись в Москве, вернутся на родину. Тем более если оформить все это соответствующим договором, в котором "целевик" берет обязательство вернуться и отработать не менее трех лет.
"Мы, - продолжил ректор, - убеждены в необходимости включения в контрольные цифры подготовки специалистов определенный процент "целевиков".
Для целевого обучения может быть использован банковский кредит. Банк кредитует процесс обучения, а по окончании его всю сумму с льготным процентом в течение нескольких лет возвращает предприятие. С банками сегодня ведутся переговоры. Потребуется четырехстороннее соглашение, где вуз обязуется обучить будущего специалиста, банк - предоставить кредит, предприятие - его погасить, а "целевик" - отработать на данном предприятии.
Выяснилась и позиция Минтранса в отношении целевого обучения. Директор департамента подчеркнул, что выпускники транспортных вузов очень востребованы, особенно авиационных вузов, в которых заявок на специалистов в три раза больше, чем выпускников. Похожая ситуация наблюдается и в морских и речных вузах. Выпускников МИИТа на бирже труда нет. Целевое обучение Минтранс РФ поддерживает.
Обсуждалась идея курса на единые транспортные университеты. Однако рано еще говорить о принятии решений по этому вопросу, подчеркнул Николай Шабалин. Ректор МИИТа Борис Левин рассказал, что все программы подготовки согласовываются с требованиями заказчика. Наметилась тенденция к укрупнению программ, позволяющих готовить комплексного специалиста.
Не обошлось и без вопросов об имуществе транспортных вузов, о налоге на землю и других налогах, которые уменьшают и без того скудный бюджет этих некоммерческих организаций.
"На Западе, - сказал Николай Шабалин, - все затраты на обучение освобождены от налогов. И большинство компаний охотно инвестирует образование, заказывает специалистов, создает центры обучения. В России такой возможности нет ни для компаний, ни для вузов".
Действительно, транспортные вузы имеют немало земли и имущества. Земля необходима для автодромов, проведения практики, занятий физической культурой. Имущество копится десятилетиями. Старинные лаборатории не списываются, превращаются в музеи, где также проходят занятия. Старые библиотечные фонды час-то становятся раритетными. Компьютерные классы нередко устраиваются с помощью спонсоров. И если все это имущество посчитать по рыночным ценам, то ни один вуз не сможет оплатить налог на имущество.
Министерство транспорта РФ готовит для рассмотрения в Правительстве документ об освобождении затрат на обучение от налогов, который будет подписан директором департамента управления кадрами и сопровождения специальных программ и министрам. Есть уверенность, что тогда целевое обучение на основе государственно-частного партнерства, которое начато группой компаний "Волготанкер" и Московской государственной академией водного транспорта, широко распространится.
Важный вопрос - о сертификации разных видов деятельности вузов. Они еще не до конца к этому готовы. МИИТ, например, получил такой сертификат по 5 видам деятельности. Подготовлена заявка еще на 17 видов. Однако, чтобы вести деятельность на должном уровне, необходимы кадры, кадры и еще раз кадры. Сегодня вузы объединились в ассоциацию и совместно подбирают и готовят кадры, обмениваются аспирантами и докторантами. Но все равно идет процесс старения кадров. Среди преподавателей вузов мало молодежи. Уровень заработной платы не достигает среднего по стране, а должен быть не ниже, чем уровень зарплаты в промышленности. Как сообщил Борис Левин, МИИТ получает из государственного бюджета лишь от потребностей. ОАО с момента образования ни копейки не выделило вузу, где кафедра путей признана лучшей в Европе.