14 октября 2003 г.
Шумахеру и не снилось
Маршрутное такси стало одним из самых популярных видов общественного транспорта. Это удобно, быстро и сравнительно не дорого. Но, садясь в "маршрутку", человек редко задумывается о собственной безопасности, доверяя жизнь водителю и четырехколесному агрегату. И уж точно пассажир не думает, проходил ли автомобиль техосмотр, а водитель, соответственно, медосмотр.
Получить лицензию на маршрутные перевозки довольно просто. Нужно лишь зарегистрироваться как частный предприниматель и найти подходящий автомобиль, прошедший техосмотр. Затем выбирается более "денежный" маршрут, и в путь.
Проследить сегодня за выполнением перевозчиками существующих норм очень сложно, поскольку частные транспортные предприятия растут, как грибы после дождя. Трудно определить, в каком состоянии машина выходит на маршрут. Чаще всего микроавтобусы остаются ночевать на улице. Представьте, что кто-то из "предприимчивых" граждан снимет с машины "незначительную деталь", а водитель этого утром не заметит. Либо сам шофер, несмотря на недомогание, решит, что сможет нормально отработать.
Всего в Йошкар-Оле на 1 июня было зарегистрировано 40 маршрутных перевозчиков, а это более трехсот "газелей". Как делятся "сферы влияния"? В основном стихийно. Конкуренция огромная, а потому на улицах города нередко можно наблюдать настоящие гонки. Шумахеру и не снилось, что может вытворять российский водитель на нашей отечественной "газели". Но здесь правила попроще "Формулы-1": кто быстрее приехал, тот и забирает пассажиров. Возникла эта ситуация оттого, что у водителей нет единого графика.
"Шиком" среди шоферов считается на некоторое время заблокировать троллейбус на остановке, а потом взять намного больше разочаровавшихся в "рогатом друге" людей, идя далее по маршруту. Остановки же не рассчитаны на такое количество общественного транспорта, просто не хватает места, чтобы нормально припарковаться. И это тоже разжигает желание прийти первым. Погоня за прибылью превращается в соревнование, которое может завершиться трагически. Так, с начала года зарегистрировано 16 дорожно-транспортных происшествий с участием маршрутных такси, причем 7 из них произошли по вине водителя.
Никто не может проконтролировать, сколько денег проходит мимо налогов. Билеты так и не прижились на маршрутных такси. К тому же водители, стремясь подзаработать, устанавливают иногда собственные цены. В позднее время они вместо привычных пяти рублей с вас могут потребовать десять. Логика проста: не хочешь платить – иди по темной улице пешком. В праздники стоимость проезда может зашкалить аж за двадцать вечношуршащих.
Марийское отделение Ространсинспекции ежегодно в ходе операции "Безопасный автобус" выявляет массу нарушений. С первого августа лишь за 11 выездных проверок выявлено 29 нарушений. Любое, даже самое незначительное на взгляд обычного человека нарушение может стать опасным.
Владельцам "маршруток" эти факты не невыгодны: штрафы "бьют" по карману. Объединившись, они смогли бы решить и проблемы города. Появилась бы возможность вести переговоры с государственными инстанциями, чтобы установить общие правила поведения на дорогах. Но у каждого частника в этом бизнесе свой интерес, с конкурентами не то что дружить, сотрудничать трудно. Вот и носятся "газели" по кругу, который называется маршрутом.