28 апреля 2006 г.
Казань – город с уникальным многонациональным историческим и культурным наследием. В своей многовековой истории она запечатлела все основные события военно-политической, хозяйственной и культурной жизни народов Волго-Уральского региона. Сложнейшие социальные и политические процессы истории вовлекли ее в круговорот истории Евразии, всемирной истории, создавая пространство взаимодействия разных цивилизации.
Прошлое Казанского края берет свое начало с появления в нем первых людей в эпоху палеолита. С этой территорией связаны рождение и расцвет многих археологических культур, носители которых были далекими предками финно-угорских народов Урало-Поволжья. В эпоху бронзы, три с половиной тысяч лет тому назад, здесь складывается приказанская культура.
В VIII в. на Средней Волге появляются булгары. На рубеже IX-X столетий здесь складывается государство Волжская Булгария, начинается чеканка монет, устанавливаются дипломатические отношения с дальними странами. На обширной территории возникают сотни и тысячи поселений городского и сельского типа, в числе которых такие крупные центры, как Биляр – Великий город, Булгар, Сувар, Джукетау, Ошель и другие.
Волжская Булгария превращается в крупнейший центр международной торговли. Вверх по Волге и далее по речным системам бассейнов Ладоги и Ильменя можно было добраться до Балтики. Вниз по Волге плыли торговые суда в Хазарию. По Каме шла торговля с племенами Севера, которые специализировались на пушной охоте.
В X в. на берегах Волги и Камы возникают крупные торгово-ремесленные поселения, которые иногда называют протогородами. Это были в первую очередь ярмарочные места и пункты, обслуживавшие купцов, контролировавшие и охранявшие опасные участки торговой магистрали. В числе ранних торгово-ремесленных поселений булгар на Волге значилась и Казань, возникшая на пересечении Великого Волжского и Северного пушного путей.
X-XI столетия – это время активного освоения булгарами северных и северо-восточных предкамских земель. Здесь возникают такие известные города, как Кашан, Чалы, Кирмень, Алабуга и большое количество сельских поселений.
В силу изложенных обстоятельств основание в северной периферии страны Казани как поселения городского типа, сочетающего в себе торговые (ярмарочное место), военные (пограничная крепость), в какой-то степени и административные функции (центр округи, пункт сбора налогов) воспринимается как вполне понятный, закономерный акт булгарских князей.
Начало археологических исследований Казани связана с именами Н. Ф. Калинина (1888-!959), основоположника казанской школы археологии, и его ученика, профессора А. Х. Халикова (1929-1994), проводившего в 1970-х гг. целенаправленные и результативные поиски в области ранней истории города.
В процессе раскопок под руководством А. Х. Халикова на территории Кремля был накоплен большой вещевой материал, содержащий, помимо гончарной керамики, достаточно хорошо датируемые предметы XII-XIII вв.: шиферные пряслица, железные наконечники стрел, сердоликовые бусы, стеклянные браслеты.
Широкомасштабные раскопки, проводившиеся в 1994-2000 гг. в связи с запланированными работами по благоустройству территории Кремля и реставрации его исторических памятников, позволили накопить большой археологический материал и на более солидной источниковой базе изучать ранние этапы истории средневековой Казани.
В числе массовых находок из древнейшего слоя следует отметить красноглиняную гончарную посуду X – начала XIII вв. Найдена архаичная посуда, сделанная вручную. Она имеет прямые аналогии среди кухонный посуды алано-болгарского населения Хазарского каганата. По мнению специалистов, наличие такой керамики в отложениях Кремля свидетельствует о существовании здесь булгарского поселения, до начала XI столетия.
Сенсационной находкой оказалась чешская монета, обнаруженная в районе Благовещенского собора Кремля. На лицевой ее стороне, вокруг креста, читается надпись VACLAV///CNIZ, на обратной стороне – PRAGA CIVITA, т.е. «князь Вацлав» и «город Прага». Монета чеканена в 929/930 г. В Праге от имени князя Вацлава (907?-935?) – основателя Чешского государства.
Период с конца X по XIII вв. знаменует собой сложение Казани как города. Древняя Казань становится оплотом на северо-западной границе Волжской Булгарии, обеспечивая безопасность и стабильность торговли по Волге.
Золотоордынская эпоха оставила глубокий след в истории татарского народа. В ходе монгольских завоеваний 1236 г. Пострадало большое количество булгарских поселений. Казань осталась в стороне. Однако, по утверждению некоторых историков, в 1278 г. Она была взята войсками Менгу-Тимура и смоленская князя Федора Ростиславича и перенесла судьбу городов, захваченных монголами, крепостные стены были частично разрушены. Город пережил тяжелые времена.
Возвышение Казани начинается во второй половине XIV в. В 1361 г. Ордынский царевич Булат-Тимур совершил поход на горд Болгар, взял его и попытался создать свой, независимый от Сарая улус. Скоро власть в Болгаре захватил местный князь Хасан. «Великий и знатный повелитель, помощник повелитель, эмир чтимый и победоносный» - так звучал его официальный титул.
Ордынский темник Мамай решил вернуть себе Булгарский улус, посадив там своего ставленника при помощи Суздальского князя. Эмир Хасан вынужден был оставить Болгар, но во избежание в будущем острых конфликтов ему выделили обширные земли с центром в Казани. Так возникло новое княжество- Казанское . Жизнь в городе постепенно налаживается . Город Казань – столица княжества начинает фигурировать на страницах русских летописей.
Между тем Болгар окончательно теряет свою былую мощь и значение политического центра булгарских земель в Закамье. Жители массами переселяются в безопасный север, где занимают земли на берегах Меши , Казанки, Вятки. Заметно увеличивается население в окрестностях Казани , которую называли в начале XV в.не иначе , как Новым Болгаром . Татарский историк XIX в. Ш. Марджани писал: « Из-за многочисленных смут и бед, обрушившихся на Булгарию , её прежнее благополучие пошло на убыль, постепенно все это перешло на Казань, которая и стала наследницей былого величия булгар».
Хозяйственный уклад жителей и в этот период был связан с традиционной для Казани торговлей. Благодаря изменению политической ситуации в регионе вследствие падение Болгара и активность самих купцов, Казань начинает приобретать статус центра международной торговли. Это находит подтверждение в большом количестве импорта из раскопов Казанского кремля. Среди находок встречаются привозная поливная керамика с полихромной росписью из городов Нижнего Поволжья и Средней Азии, обломки селадоновых чаш из Китая, джучидские монеты. Известны клады золотоордынских монет, обнаруженные ещё в XIX столетии. Не случайно появление Казани на мировых картах , специально составленных для торговцев.
Одним из факторов, определивших возникновение Казанского ханства, было, несомненно, ослабление центральной власти Улуса Джучи из-за постоянных конфликтов между её правителями вокруг ханского престола . В хозяйственной и политической жизни страны усиливает роль отдельных регионов, открыто боровшихся за ордынское наследство .На огромных просторах Волго-Камья , на бывших землях Болгарского улуса Золотой Орды складывается новое государство, занявшее вскоре важное место в последующей истории Восточной Европы .В 1445 г., по словам русского летописца , « царь Мамотек , Улу-Магометов сын . взял город Казань , вотчича казанского князя Алибея убил, а сам сел в Казани царствовати». Начался отчёт истории Казанского ханства, и было положено начало новой джучидской династии правителей Казани. За относительно небольшой период существование государства- чуть более 100 лет - столичному городу суждено было увидеть 12 своих государей ,некоторые из которых оказывались на троне по нескольку раз.
Превращение Казани в столицу ханства определило пристальное внимание к ней современников . Облик красивого восточного города с устремлением в небо высокими минаретами мечетей возникает в описаниях русских летописцев , воспоминаниях участников штурма Казани 1552 года. Писцовых книгах второй половины XVI- начало XVII вв., записках иностранцев , побывавших в Казани,в отдельных оригинальных татарских документах и литературных сочинений первой половины 16 столетия.
Вторая половина XVI-XVII вв. стала временем политического и соцеально- хозяйственного включенея Среднего Поволжья в состав Росийского государства. Казанское ханство проиграло борьбу за политическую гегемонию в Восточной Европе . Взятие столицы войсками царя Ивана Грозного 2 октября 1552 г. стало начнлом конца противостоян ие двух крупных государств того времени. Замирение края, признание политического лидерства Москвы затянулось на десятилетия. Реализация планов царского правительства привели к тому , что Казанское Поволжье стало одним из основных районов, определявших многонациональный характер Росийского государства,его этно- классовую и феодально- религиозную политику, социальную структуру. Оно сыграло существенную роль в развитии росийских государственных институтов, увенчавшимся торжеством централизации и абсолютизма.
Сложная обстановка в крае , его окраинное росположение и опасность вторжения извне привели к укреплению военно- политического присутствия промосковских сил и созданию новых опорных баз дляя царских войск. Возведение новых городов- крепостей сопровождалось формированием новых уездов . При этом некоторые из них становились цнетрами самостоятельных уездов. Ряд пригорогдов Казани ,а такжеотдельные дворцовые села стали центрами внутренних уездов в рамках Казанского уезда.
Власть была сконцентрирована в руках «большого» воевода, его «товарищами» были «меньшие» воеводы, число которых колебалось то 5 до 1 и зависело от внутриполитической обстановки, величины поселения и его укреплений. В первое время в Казань и Свияжск направлялось одинаковое число административных лиц и больше , чем в другие пункты. Руководители административного аппарата в регионе назначались имеющие думный чин боярина потомки старомосковской титулованной и нетитулованной знати ,князей Северо- Восточной Руси ,представители служилых княжат. Основным органом местного управления являлась «приказная палата» или «съезжая изба» ,состоявшая в XVII вв. из 5 столов : стрелецкого, разрядного, судного, хлебного и денежного. Во главе каждого стола стоял подьячий . подчинявшийся назначенным центральным ведомством дьякам .
Оживление и изменения в социально – экономическом развитии в 18 столетии привели к подъёму культурной жизни в регионе. Конечно , культура в тот период не могла претендовать на самостоятельное место в жизни общества. Отчёт формирования этой среды следует вести с сознания школ. «Цифирная» школа при Адмиралтействе для обучения детей дьяков, духовенства и других чинов была нацелена на передачу профессиональных знаний, на ознакомление с основами математики. Славяно-латинская школа для детей должна была готовить грамотных священников. Были открыты духовные училища в Цивильске, Царевококшайске, Елабуге (1735г.). Казань стала первым провинциальным городом, в котором была открыта (1758г.) гимназия для обучения детей «дворян и разночинцев». Гимназия действовала под патронажем Московского университета, разработавшего для нее Устав а направившего преподавателей. С 1786г. В Казани было открыто Главное Народное училище. Все эти учебные заведения подготовили базу для открытия в 1804г. Казанского университета – третьего в России.
В первой половине XIX в. Казань превратилась в крупный научный и культурный центр на восточной окраине европейской части России. Мировую известность городу и Казанскому университету принесла деятельность плеяды ее воспитанников: академиков Перевощиковых, астронома И. М. Симонова, математика, ректора Н. И. Лобачевского, писателя С. Т. Аксакова, химиков Н. Н. Зинина и А. М. Бутлерова.
Татарское население региона и города обучалась в конфессиональных школах начального (мектеб) и среднего (медресе) типа, содержавшихся на средства или родителей, или купцов-меценатов. Несмотря на религиозный в целом характер обучения, учащиеся получали определенные сведения и по светским дисциплинам: математике, истории, логике, географии, риторике. Преподавались арабский и персидский языки. Заметными событиями в культурной жизни татарских слобод стали появление в 1778г. Первой печатной татарской азбуки С. Хальфина, создание в 1800г. Так называемой Азиатской типографии.
Вовлечение народов Казанского края в интеграционный процесс имело необратимый характер. В годы «смутного времени» Казанская земля первой выступила на защиту Отечества. Поволжское ополчение героически отражало натиск интервентов в годы Северной войны 1700-1721гг. и Отечественной войны 1812г. Общественным фактом является участие народов края в выступлениях под предводительством С. Разина и Е. Пугачева. Сопричастность и соучастие в важнейших исторических событиях XVII-XIX вв. составили характерную черту исторического развития региона как органической части Российского государства.
Используемая литература:
1. Казани – 1000 лет. Уникальные документы, исторические реликвии и редкие издания: Каталог выставки / Сост. Л. В. Горохова, С. Р. Долгова, И. А. Мустакимов, Н. А. Шарангина / Под общ. Ред. З. Р. Валеевой. – Казань: «Гасыр», 2003. – 120с.