14:30 05 октября 2023 г.
Первый Президент Чувашской Республики, сенатор Российской Федерации Николай Федоров выступил на прошедшем в Чебоксарах выездном заседании Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству на тему: «Ресоциализация осужденных в современных условиях».
Уважаемые коллеги! Тема заседания мне как в прошлом министру юстиции России и одному из авторов концепции судебной реформы особенно близка. И хотелось бы, чтобы сегодня, рассматривая проблемы ресоциализации осужденных, мы коснулись и глубинных вопросов, затронули исторический опыт нашей страны и зарубежных государств.
Считаю, чтобы добиться позитивных сдвигов по обсуждаемым вопросам, надо очень постараться уменьшить число лиц, нуждающихся в ресоциализации – уйти от обвинительного уклона системы российского правосудия. Приведу несколько цифр: после великой судебной реформы 1864 года доля оправдательных приговоров составляла 35-40 процентов. В 1900 – 1917 годах – 25 процентов. В годы массовых репрессий – от 10 до 13 процентов. В годы Великой Отечественной войны – от 9 до 11,6 процента. Начиная с 1970 года – ниже 1 процента. И так до сегодняшнего дня. Уже опубликованы данные за 2022 год – шанс получить оправдательный приговор составляет 0,15 процента. Вдумайтесь: только один подсудимый из 676 имеет шанс быть оправданным в действующей системе российской юстиции!
При этом глава Следственного комитета Российской Федерации Александр Бастрыкин отмечает: «В Европе стабильная цифра — 20 процентов оправдательных приговоров. Они ещё и гордятся своими результатами». Да, руководитель ведомства хочет тем самым показать, что наши следователи работают лучше зарубежных коллег. Но хочу отметить, что в европейских странах средний срок пребывания в местах лишения свободы составляет около 10 месяцев, а в России люди сидят в местах лишения свободы в среднем 25,5 месяцев, то есть в 2,5 раза дольше. При этом доля осужденных, ранее уже отбывших наказание, в нашей стране составляет 63–64 процента, а в европейских странах – 20 процентов. То есть сидят в России в 2,5 раза дольше, а рецидивы случаются в 3 раза чаще. Возникает вопрос: насколько эффективны места лишения свободы в нашей стране для исправления и перевоспитания? Достигаем ли мы поставленных целей?
Чтобы добиться позитивных результатов, нужно изменить атмосферу в правоохранительных органах и судебной системе, не ориентироваться на сложившийся обвинительный уклон – если попал человек в руки служителей Закона, значит, надо его обязательно посадить. Все в этом заинтересованы – следователи, дознаватели…Все! Такая атмосфера не должна доминировать и в нашем правосудии, и в нашем обществе.
В завершение хотел бы отметить, что нам необходимо активнее изучать мировой опыт. Вспоминаю, как, будучи министром юстиции России, в начале 90-х годов XX века посещал места лишения свободы в США Японии, европейских странах. Есть чему поучиться! Нужно создавать достойные, человеческие условия содержания осужденных, шире задействовать систему альтернативных видов наказаний. И не бояться выносить оправдательные приговоры!
ФОТОРЕПОРТАЖ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Первый Президент Чувашской Республики