Асхвинский территориальный отделОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Актуально » Канашская межрайонная прокуратура информирует

14:12 06 июня 2022 г.

Об ответственности за изъятие и похищение паспорта гражданина Российской Федерации

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Умышленное уничтожение или порча документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), либо небрежное хранение, повлекшее его утрату, влечет административную ответственность по ст. 19.16 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от ста до трехсот рублей.

Незаконное изъятие или принятие документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), в залог также является административным правонарушением, и влечет наложение штрафа на граждан или должностных лиц (ст. 19.17 КоАП РФ) в указанных выше размерах.

Похищение у гражданина паспорта или другого важного личного документа – это преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 325 УК РФ. Похищение паспорта или другого важного личного документа у гражданина наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

 

Конституционный Суд РФ не допустил повторного прекращения уголовного дела за истечением срока давности без нового согласия обвиняемого

Конституционный Суд Российской Федерации своим Постановлением от 19.05.2022 № 20-П признал не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт 3 части первой статьи 24 и часть вторую статьи 27 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) в той мере, в какой они позволяют следователю без согласия (при наличии возражения) подозреваемого (обвиняемого) прекратить уголовное преследование в связи с истечением срока давности после того, как предыдущее постановление о прекращении уголовного преследования по данному основанию, вынесенное с согласия подозреваемого (обвиняемого), было отменено.

Конституционный Суд отметил, что повторное согласие не требуется, если обвиняемый (подозреваемый) сам инициировал отмену постановления о прекращении дела. Но и в этом случае, исходя из принципа благоприятствования защите, его согласие необходимо, если в результате возобновленного расследования новые обстоятельства, привнесенные в материалы дела,  ухудшат его положение.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения.

 

И.о. Канашского межрайонного прокурора

 

советник юстиции                                                                 С.В. Валерьянов

 

Об ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, выразившееся в непринятии мер по предотвращению конфликта интересов

Под конфликтом интересов в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) должностным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается:

1) на государственных и муниципальных служащих;

2) на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного; 

3) на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;

4) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 6 статьи 11 указанного закона непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение.

 

Об особенностях привлечения юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ

Статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» к основным принципам противодействия коррупции отнесено приоритетное применение мер по ее предупреждению.

Действующим законодательством предусмотрена возможность применения к юридическому лицу, от имени или в интересах которого осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, статья 19.28 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц за незаконную передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействия), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

Отличительной особенностью административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 КоАП РФ, являются существенные суммы штрафов, значительно превышающие размеры штрафов по иным составам административных правонарушений.

В целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, применяется предусмотренный статьей 27.20 КоАП РФ арест имущества юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу. Данная мера обеспечения производства заключается в запрете юридическому лицу распоряжаться арестованным имуществом, в установлении ограничений, связанных с владением и пользованием таким имуществом.

Арест денежных средств, находящихся во вкладах и на счетах в банках или иных кредитных организациях, осуществляется в случаях отсутствия у юридического лица иного имущества.

Юридическое лицо может быть освобождено от ответственности за административное правонарушение, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство (примечание 5 к статье 19.28 КоАП РФ).

При этом освобождение юридического лица от ответственности возможно только при условии совершения в совокупности всех перечисленных в законе действий, направленных на способствование выявлению правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением.

 

Заместитель Канашского межрайонного прокурора

 

советник юстиции                                                                 А.М. Багаутдинов

 

Особенности дееспособности малолетних в гражданском праве

Согласно ст. 21 Гражданского кодекса РФ по общему правилу гражданская дееспособность возникает по достижению 18 лет.

В целях определения дееспособности, признания сделки недействительной, назначения опеки малолетним признается ребенок, не достигший 14 лет.

Законодательством установлены особенности дееспособности малолетних.

За несовершеннолетних большинство сделок могут совершать от их имени только их законные представители (родители, усыновители или опекуны). При этом имущественную ответственность по таким сделкам, а также по сделкам, совершенным не достигшими 14 лет несут их законные представители, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Кроме того, эти лица отвечают за вред, причиненный малолетними.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе совершать отдельные сделки самостоятельно. К таким сделкам относятся (п. 2 ст. 28 Гражданского кодекса РФ):

  • мелкие бытовые сделки (например, покупка продуктов или недорогих игрушек);
  • сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации (например, получение в дар движимого имущества);
  • сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Сделки, которые могли бы самостоятельно совершать малолетние в возрасте до шести лет, законодательством не предусмотрены.

Имущественную ответственность по всем сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Также они отвечают за вред, причиненный малолетними (п. 3 ст. 28, п. 1 ст. 1073 Гражданского кодекса РФ).

 

Введены дополнительные меры поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов власти, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины

На основании указа президента Российской Федерации от 9 мая 2022 года № 268 «О дополнительных мерах поддержки семей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных государственных органов» в целях поддержки семей военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины введена специальная квота в размере 10 % общего объема контрольных цифр приема в высшие учебные заведения страны на бюджетной основе по каждой специальности или направлению подготовки.

Благодаря специальной квоте прием детей военнослужащих и сотрудников, за исключением погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание осуществляется без вступительных испытаний (за исключением дополнительных вступительных испытаний творческой и (или) профессиональной направленности).

Также без вступительных экзаменов дети военнослужащих и сотрудников, погибших (умерших), получивших увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание, должны приниматься в военные образовательные учреждения со специальными наименованиями.

Соответствующий Указ Президента РФ вступил в силу с 09.05.2022.

 

Старший помощник Канашского межрайонного прокурора

 

младший советник юстиции                                                 А.Ю. Михайлов

 

Исполнение запросов СМИ

В соответствии с положениями статьи 39 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений.

Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

По смыслу статей 38, 39 Закона, требования указанных норм права о предоставлении сведений о деятельности по запросам редакций средств массовой информации распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе коммерческие и некоммерческие юридические лица, организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (например, простые товарищества).

В силу части 2 статьи 40 Закона запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок.

В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом не определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации.

Между тем следует иметь в виду, что такой срок установлен, в частности, Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно статье 18 которого отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать 15 сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.

Если запрашиваемая информация содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну, отказ в предоставлении этой информации является правомерным.

На специальную охрану тайны указывается, например, в Федеральных законах: «О государственной тайне», «О персональных данных», «О коммерческой тайне», «О противодействии терроризму» (пункт 10 статьи 2), «Об архивном деле в Российской Федерации» (статья 25), в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (статья 61), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (статья 9), «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 12), «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (статья 8), «О банках и банковской деятельности» (статья 26), в Семейном кодексе Российской Федерации (статья 139), в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 102).

Иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе, по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены другими федеральными законами.

К примеру, согласно статье 20 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не предоставляется в случае, если:

1) содержание запроса не позволяет установить запрашиваемую информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;

3) запрашиваемая информация не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые поступил запрос;

4) запрашиваемая информация относится к информации ограниченного доступа;

5) запрашиваемая информация ранее предоставлялась пользователю информацией;

6) в запросе ставится вопрос о правовой оценке актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления, проведении анализа деятельности государственного органа, его территориальных органов, органа местного самоуправления либо подведомственных организаций или проведении иной аналитической работы, непосредственно не связанной с защитой прав направившего запрос пользователя информацией.

Отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации, в соответствии с положениями статьи 61 Закона, могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом», которым установлен новый порядок и правила признания лица инвалидом.

Новые Правила заменят действующий до 01 июля 2022 года упрощенный порядок признания лица инвалидом, введенный ранее.

Согласно нововведениям, медико-социальная экспертиза проводится бюро медико-социальной экспертизы следующими способами по выбору гражданина:

- без личного присутствия гражданина,

- с личным присутствием гражданина,

- с выездом по месту его нахождения,

- дистанционно с применением информационно-коммуникационных технологий.

При этом, личное присутствие гражданина будет обязательным в случае:

- наличия несоответствия между данными медицинских исследований и заключениями врачей, направивших человека для проведения медико-социальной экспертизы;

- необходимости обследования гражданина с помощью специального диагностического оборудования;

- проживания пациента в интернате;

- корректировки индивидуальной программы реабилитации.

С 01 июля 2023 года пройти медико-социальную экспертизу можно будет и в дистанционном формате — с помощью сети «Интернет». Им смогут воспользоваться граждане, которые не согласны с результатами ранее проведенной экспертизы, намерены его обжаловать в вышестоящих учреждениях и пройти экспертизу повторно. В этом случае гражданин будет находиться в бюро по месту жительства, где ему предоставят техническую возможность связи со специалистами главного или федерального бюро МСЭ и прохождения повторной экспертизы.

С 01 июля 2024 года заочная экспертиза будет проводиться без доступа сотрудников МСЭ к персональным данным гражданина (по обезличенным документам). Направления на проведение экспертизы будут распределяться с помощью информационной системы между бюро всех регионов страны, независимо от места нахождения самого гражданина. Персональные данные гражданина будут отражены в итоговом документе — справке об инвалидности с указанием группы и индивидуальной программе реабилитации инвалида. Решение будет направляться гражданину в личный кабинет на портале госуслуг или по почте. При этом, если гражданин не согласен с решением, он сможет его обжаловать в бюро МСЭ по месту жительства, где в случае обжалования будет проводиться очная экспертиза.

Постановление вступает в силу с 01 июля 2022 года, за исключением некоторых положений, для которых установлены специальные сроки вступления в силу.

 

Часть 1 статьи 4.5. КоАП РФ признана частично не соответствующей Конституции Российской Федерации

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 19-П от 17.05.2022 «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А.Мельниковой»:

«…неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.»

В соответствии с пунктом 3 указанного постановления, до внесения изменений в законодательство об административных правонарушениях, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.

Постановление Конституционного Суда РФ № 19-П вступило в силу

 

Старший помощник Канашского межрайонного прокурора

 

младший советник юстиции                                                 И.М. Тимофеева

 

В КоАП РФ внесены поправки, касающиеся увеличения штрафов за нарушения правил пожарной безопасности в лесах

Требованиями статьи 8.32 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

С 08.06.2022 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 28.05.2022 № 141-ФЗ в КоАП РФ, в части значительного увеличения штрафов (в два и более раза) за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Так, например, за нарушение правил пожарной безопасности в лесах (часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ) предусмотрен следующие размеры штрафов:

– для граждан штраф от 15 до 30 тыс. рублей (ранее он составлял от 1,5  до 3 тыс. рублей);

– для должностных лиц –  от 30 до 50 тыс. рублей (ранее от 10  до 20 тыс. рублей);

–  для юридических лиц – от 100 до 400 тыс. рублей (ранее от 50  до 200 тыс. рублей).

За выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра (часть 2 статьи 8.32 КоАП РФ) предусмотрен административный штраф на граждан в размере от 30  до 40 тыс. рублей; на должностных лиц – от 40 до 60 тыс. рублей; на юридических лиц – от 300 до 500 тыс. рублей.

Действия, предусмотренные частями 1, 2 настоящей статьи, совершенные в лесопарковом зеленом поясе (часть 2.1 статьи 8.32 КоАП РФ) влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 40  до 50 тыс. рублей; на должностных лиц – от 50  до 80 тыс. рублей; на юридических лиц – от 500 до 1 млн рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров (часть 3 статьи 8.32 КоАП РФ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 до 50 тыс. рублей; на должностных лиц – от 60 до 90 тыс. рублей; на юридических лиц – от 600  до 1 млн рублей.

Нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 8.32) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 50 до 60 тыс. рублей; на должностных лиц – от 100  до 110 тыс. рублей; на юридических лиц – от 1  до 2 млн рублей.

 

Помощник Канашского межрайонного прокурора

 

юрист 2 класса                                                                      М.С. Кириллова

 

Реабилитация умершего подозреваемого, обвиняемого

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 24 УПК РФ уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.

Поскольку конституционное право па охрану достоинства личности распространяется не только на период жизни человека, оно обязывает государство создавать правовые гарантии для защиты чести и доброго имени умершего, сохранения достойного к нему отношения, что в свою очередь, предполагает обязанность компетентных органов исходить из необходимости обеспечения близким родственникам умершего доступа к правосудию и судебной защиты в полном объеме, как это вытекает из ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Применительно к прекращению уголовного дела в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого) защита конституционных прав личности не может быть обеспечена без предоставления близким родственникам умершего права настаивать на продолжении производства по уголовному делу с целью его возможной реабилитации и соответствующей обязанности публичного органа, ведущего уголовный процесс, обеспечить реализацию этого права.

Если при продолжении производства предварительного расследования будут установлены основания для принятия решения о реабилитации умершего, уголовное дело подлежит прекращению по реабилитирующим основаниям, если же нет — оно передается в суд для рассмотрения в общем порядке.

В этом случае близкие родственники, настаивающие на продолжении производства по уголовному делу с целью возможной реабилитации умершего, либо их представитель подлежат в обязательном порядке вызову в судебное заседание, с тем чтобы они могли реализовать право на судебную защиту чести и доброго имени умершего, а также своих прав и законных интересов. В соответствии с п. 4 ч. 5 УПК РФ, к числу близких родственников относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

В рамках судебного разбирательства должны быть установлены обстоятельства происшедшего, дана их правовая оценка, а также выяснена действительная степень вины (или невиновность) лица в совершении инкриминируемого ему деяния. Рассмотрев уголовное дело по существу в обычном порядке (с учетом особенностей, обусловленных физическим отсутствием такого участника судебного разбирательства, как подсудимый), суд, придя к выводу о невиновности умершего лица, выносит оправдательный приговор, либо, не найдя оснований для его реабилитации, прекращает уголовное дело на основании п. 4 ч. 1 ст. 24. п. 1 ст. 254 УПК РФ (в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого).

При этом следует иметь в виду, что установление факта необоснованного уголовного преследования подозреваемого (обвиняемого) необходимо не только для защиты его доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации, но также и для защиты прав и законных интересов его близких родственников. Таким образом, в случае признания органами предварительного расследования или судом за умершим права на реабилитацию его близкие родственники или родственники в соответствии со ст. 136 УПК РФ обратиться за возмещением морального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

Требования же о возмещении имущественного вреда, в частности расходов на оказание юридической помощи, а также восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав умершего, рассматриваются в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора.

 

Помощник Канашского межрайонного прокурора

 

юрист 3 класса                                                                      А.С. Кутров

 

Ответственность за недостоверные сведения о юридическом лице

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) отражаются основные сведения об организации: дата создания, местонахождение (юридический адрес), состав учредителей, размер уставного капитала, имя руководителя, виды экономической деятельности и др. Впервые запись в ЕГРЮЛ вносится после регистрации юридического лица

Налоговые органы наделены правом внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе, месте нахождения юридического лица, руководителе и (или) учредителе (участнике) юридического лица.

Подобная запись вносится налоговым органом на основании результатов проверки без заявления юридического лица или судебного акта.

Организация несет ответственность за то, чтобы в ЕГРЮЛ отражалась только достоверная и актуальная информация, поэтому при изменении регистрационных данных необходимо своевременно вносить изменения в реестр.

Учитывая, что сведения из реестра относятся к публичной информации, узнать об их недостоверности может любое заинтересованное лицо: банки, контрагенты, инвесторы, государственные органы. При этом основной контроль за этими данными осуществляет Федеральная налоговая служба.

Проверить, достоверны ли сведения о юридическом лице, могут сами участники и руководитель организации. Кроме того, сообщить о наличии недостоверных сведений в ЕГРЮЛ может налоговая инспекция, направив соответствующее уведомление.

Запись в ЕГРЮЛ производится по истечении 30 дней с момента направления в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления достоверных сведений, оставленного без ответа, либо поступления документов не свидетельствующих о достоверности сведений.

По истечении шести месяцев с момента внесения в реестр записи о недостоверности сведений юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ публикуется в журнале «Вестник государственной регистрации».

Однако, если не позднее 3-х месяцев со дня опубликования такого решения его представитель или иные лица, чьи права и законные интересы затрагиваются, направят в налоговый орган мотивированное заявление о достоверности сведений, решение об исключении организации из реестра не принимается.

Руководитель и (или) учредители (участники) таких юридических лиц с момента внесения записи о недостоверности названных выше сведений в ЕГРЮЛ на 3 года ограничиваются в праве стать учредителем (участником) другого юридического лица либо без доверенности действовать от имени юридического лица.

Согласно статье 14.25 КоАП РФ за представление недостоверных сведений в госреестры, наступает административная ответственность.

Размер штрафа для должностных лиц составляет от 5 до 10 тыс. рублей, а при повторном нарушении – от 10 до 50 тыс. рублей с возможностью дисквалификации на срок от одного года до трех лет.

Предоставление заведомо ложных сведений в целях фальсификации ЕГРЮЛ влечет уголовную ответственность по ст. 170.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, максимальное наказание по которой 2 года лишения свободы со штрафом до 100 тыс. руб.

 

Помощник Канашского межрайонного прокурора

 

юрист 3 класса                                                            К.Д. Страстотерцев

 

Пользование шпионской техникой в личных целях

Конституцией Российской Федерации гарантируются права каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч. 1 ст. 23), на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 46 разъяснено, что технические устройства (смартфоны, диктофоны, видеорегистраторы и т.п.) могут быть признаны специальными техническими средствами только при условии, если им преднамеренно путем технической доработки, программирования или иным способом приданы новые качества и свойства, позволяющие с их помощью негласно получать информацию.

Уголовная ответственность по статье 138.1 УК РФ за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства Российской Федерации без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

Состава в действиях лица по ст. 138.1 УК РФ не будет, если приобреталось такое устройство, чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность членов семьи, сохранность имущества или для слежки за животными.

Уголовная ответственность по этой статье не грозит и тем, кто купил по интернету спецтехнику, рекламируемую как устройство бытового назначения, и добросовестно заблуждался относительно его истинного предназначения.

 

Особенности заключения трудового или гражданско-правового договора с бывшим чиновником

Прием на работу бывшего государственного или муниципального служащего сопровождается определенными трудностями правового и организационного характера. Это обусловлено реализацией антикоррупционных мер, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Чтобы не нарушить требования законодательства при принятии на работу бывшего служащего работодателю, в первую очередь, необходимо знать, включена ли ранее замещаемая им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами органов власти, поскольку данный факт является основным критерием для сообщения работодателю по последнему месту его службы о приеме на работу вышеуказанного лица.

С указанными перечнями можно ознакомиться в справочно-правовых системах, на официальных сайтах органов власти, в которых работник ранее проходил государственную или муниципальную службу, а также выяснить у самого работника.

Данная обязанность сохраняется в течение двух лет с даты увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы.

Таким образом, если новый сотрудник состоял на государственной либо муниципальной службе и замещаемая им должность была указана в перечне, то работодатель должен уведомить соответствующий орган о заключении трудового договора.

Помимо заключения трудового договора возможно заключение гражданско-правового договора. При заключении гражданско-правового договора уведомление требуется в тех случаях, когда одновременно соблюдаются два условия:

- договор предусматривает оказание гражданином услуг или выполнение работ для организации;

- вознаграждение по этому договору превышает 100 000 рублей в месяц.

Правила сообщения работодателем о заключении договора с бывшим государственным или муниципальным служащим, требования  к содержанию и форме такого сообщения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29.

Работодатель вправе самостоятельно определить способ направления такого сообщения.

При этом, учитывая возможность наступления ответственности за неисполнение обязанности по направлению такого сообщения в установленный срок, работодателю необходимо иметь подтверждение о его направлении.

 

В трудовой кодекс Российской Федерации внесены дополнения, касающиеся электронного документооборота

Трудовой  кодекс Российской Федерации дополнен новыми статьями 22.1 - 22.3.

Так, под электронным документооборотом в сфере трудовых отношений (далее - электронный документооборот) понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем, работником или лицом, поступающим на работу, документов, связанных с работой, оформленных в электронном виде без дублирования на бумажном носителе (далее - электронные документы), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьями 22.2 и 22.3 настоящего Кодекса.

Электронный документооборот может осуществляться работодателем посредством Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России".

Работодатель вправе принять решение о введении электронного документооборота.

Электронный документооборот вводится работодателем на основании локального нормативного акта, который принимается им с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов

Работодатель обязан проинформировать об осуществлении электронного документооборота лицо, принимаемое на работу.

При заключении трудовых договоров, договоров о материальной ответственности, ученических договоров, договоров на получение образования без отрыва или с отрывом от работы, при внесении в них изменений, а также при подписании приказа (распоряжения) о применении дисциплинарного взыскания, уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора посредством информационной системы работодателя работодателем используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

 

Работники, не применяющие средства индивидуальной защиты, могут быть отстранены работодателем от работы

Новая редакция статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях.

 

С 01.09.2022 вступят в силу изменения в закон «О защите прав потребителей»

2.05.2022 опубликованы поправки к Закону Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Поправками установлен запрет на необоснованный сбор персональных данных покупателей, перечислены недопустимые условия договора.

К примеру, продавец не сможет отказаться заключить договор с потребителем, не пожелавшим предоставить персональные данные (за исключением случаев прямо предусмотренных законом). Если покупатель запросит разъяснения в связи с таким отказом, продавец обязан дать информацию в течение 7 дней.

Кроме того, в законе перечислены недопустимые условия договора:

1) условия, которые предоставляют продавцу право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение условий обязательства (предмета, цены, срока и иных согласованных с потребителем условий);

2) условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров;

3) условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или иные обязанности, препятствующие свободной реализации его права;

4) условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом;

5) условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом;

6) условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя;

7) условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг);

8) условия, которые содержат основания досрочного расторжения договора по требованию продавца (исполнителя, владельца агрегатора), не предусмотренные законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации;

9) условия, которые уменьшают размер законной неустойки;

10) условия, которые ограничивают право выбора вида требований, которые могут быть предъявлены продавцу при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества;

11) условия, которые устанавливают обязательный досудебный порядок рассмотрения споров, если такой порядок не предусмотрен законом;

12) условия, которые устанавливают для потребителя обязанность по доказыванию определенных обстоятельств, бремя доказывания которых законом не возложено на потребителя;

13) условия, которые ограничивают потребителя в средствах и способах защиты нарушенных прав;

14) условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг);

15) иные условия, нарушающие правила, установленные действующим законодательством, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Если из-за таких условий потребитель понес убытки, продавец обязан их возместить.

Поправки вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Положения о перечне недопустимых условий распространены на отношения, которые возникли из ранее заключенных договоров.

 

Утверждены новые правила осуществления лесовосстановления и лесоразведения

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2022 № 897 утверждены правила осуществления лесовосстановления или лесоразведения.

Документом определен порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на землях иных категорий, за исключением земель лесного фонда, следующими лицами:

- использующими леса в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, создания и расширения территорий морских и речных портов, строительства, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;

- в интересах которых осуществляется перевод земель лесного фонда в земли иных категорий.

Лесовосстановление или лесоразведение осуществляется указанными лицами самостоятельно или с привлечением за свой счет иных лиц на предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения землях иных категорий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Территории, предназначенные для лесовосстановления или лесоразведения, определяются Рослесхозом на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение ими.

Документом также определены порядок выбора территорий, предназначенных для лесовосстановления или лесоразведения, порядок согласования выбранных территорий и составления проекта лесовосстановления или проекта лесоразведения.  

Соответствующее постановление вступит в силу с 01.09.2022.

Правила, им утвержденные, действуют до 1 сентября 2028 года.

 

О признании брака недействительным

Под признанием брака недействительным понимается аннулирование брака и всех его правовых последствий с момента его заключения, то есть с момента государственной регистрации брака в органах записи актов гражданского состояния.

Основаниями признания брака недействительным являются:

заключение брака при отсутствии условий, установленных законодательством для заключения брака (взаимное добровольное согласие, достижение брачного возраста и т.д.);

заключение брака при наличии препятствий к его заключению (наличие другого зарегистрированного брака, близкого родства, лицами, из которых хоты бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства);

сокрытие при заключении брака одним из супругов наличия у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания;

заключение фиктивного брака, то есть брака без намерения супругов создать семью.

Признание брака недействительным может быть произведено только судом. До вынесения судом решения о признании брака недействительным состоящие в нем лица считаются супругами.

Суд обязан в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить соответствующую информацию в орган ЗАГСа. Брак признается недействительным со дня его заключения.

К лицам, имеющим право требовать признание брака недействительным, относятся:

- несовершеннолетний супруг или его родители, орган опеки и попечительства, а также прокурор, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения на заключение брака до достижения лицом брачного возраста;

- супруг, права которого нарушены заключением брака, а также прокурор, если брак заключен при отсутствии добровольного согласия одного из супругов, в том числе в результате обмана, принуждения, заблуждения и т.д.);

- супруг, не знавший о наличии обстоятельств, препятствующих заключению брака;

- опекун супруга, признанного недееспособным, супруг по предыдущему браку и иные лица, права которых были нарушены заключением брака, а также орган опеки и попечительства или прокурор;

- прокурор, а также не знавший о фиктивности брака супруг в случае заключения фиктивного брака;

- супруг, от которого другим супругом было скрыто наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции.

Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение 300 дней со дня признания брака недействительным.

К совместному имуществу, приобретенному лицами, находящимися в недействительном браке, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности, однако брачный договор, заключенный между лицами, находящимися в недействительном браке, признается недействительным.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда, а также сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации брака.

 

Помощник Канашского межрайонного прокурора

 

юрист 3 класса                                                                      О.В. Карлина

 

Асхвинский территориальный отдел

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Охрана труда в Чувашской Республике    
Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии 

Администрации городов и районов Чувашской Республики
Администрации сельских поселений Канашского района
Система управления контентом
429306, Чувашская Республика, Канашский район, д. Большие Бикшихи, ул. Ленина, д. 11а
Телефон: 8(83533) 60-6-17
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика