16:47 18 ноября 2024 г.
С 11 по 13 ноября в Республиканском центре народного творчества «ДК тракторостроителе» состоялся семинар-практикум руководителей чувашских фольклорных коллективов народного творчества регионов России и Чувашской Республики на тему: «Современные формы, методы освоения и развития музыкального фольклора».
Свой профессиональный уровень повысили 24 слушателя из Аликовского, Козловского, Красноармейского, Мариинско-Посадского, Моргаушского, Цивильского, Чебоксарского, Ядринского, Яльчикского муниципальных округов Чувашии, г. Чебоксары и Республики Башкортостан.
Чтобы грамотно работать, руководители фольклорных коллективов должны обладать не только певческими, но и хореографическими, режиссёрскими способностями, а также должны разбираться в особенностях традиционных костюмов. В связи с этим первый день семинара был посвящен изучению традиционного чувашского костюма. Костюм отражает весь путь древней культурной традиции, созданной и выстраданной чувашским народом, который прошел через невероятные по драматизму испытания. Он отражает художественно-эстетические вкусы чувашского этноса, его философские и нравственные представления, самобытное понимание мироздания и взаимосвязь человека с окружающей природой. Об этом подробно рассказали: Константинова Светлана Алексеевна, мастер народных художественных промыслов Чувашии; Тяхмусова Светлана Вячеславовна, заведующая отделом традиционного народного творчества и ремесел РЦНТ «ДК тракторостроителей»; Иванова Надежда Григорьевна, доцент БУ ДПО «Чувашский Республиканский институт образования» Минобразования Чувашии, Почетный работник общего образования Российской Федерации; Кульева-Захарова Наталия Ивановна, старший научный сотрудник Музея чувашской вышивки. На практике участники семинары освоили способы повязывания сурпана у разных этногрупп чувашей, использование других элементов костюма. Во второй день слушатели погрузились в мир чувашских музыкальных инструментов. В области инструментальной музыки руководителю необходимо самому владеть игрой на народных инструментах и передать свой опыт участникам коллектива. Кроме того, он должен уметь использовать народные инструменты органично, не нарушая народных традиций. Мастер-класс по изготовлению чувашских музыкальных инструментов провёл Фомиряков Николай Андреевич, мастер-изготовитель традиционных чувашских музыкальных инструментов. О работе с инструментальной группой в художественной самодеятельности на начальном этапе рассказали Васильева Светлана Рудольфовна и Карпов Радий Николаевич, педагоги дополнительного образования высшей категории Дворца детского (юношеского) творчества г. Чебоксары. С чувашскими народными инструментами, шумовыми детскими инструментами и их применением на практике ознакомили специалисты отдела традиционного народного творчества Тяхмусова Светлана Вячеславовна и Бурмистрова Лидия Юрьевна. Также специалисты рассказали об использовании народных инструментов в фольклорном материале при создании сценической композиции. Освоению и совершенствованию навыков способствовало практическое занятие, в котором слушатели охотно приняли участие. Руководители творческих коллективов также должны обладать навыками грамотного общения с участниками, коллегами, находить выход из любой ситуации. В завершении этого дня доцент кафедры философии, социологии и педагогики, кандидат психологических наук ЧГУ им. И.Н. Ульянова, член союза православных женщин Горшенина Надежда Викторовна ознакомила участников с основными принципами профессиональной этики работников культуры. Заключительный третий день начался с практического занятия по постановке народной манеры пения, который провела Волина Юлия Вячеславовна, преподаватель отделения СХНП Чебоксарского музыкального училища. На тему «Классификацию жанровой системы народной песни, стихосложение и ритмические особенности чувашских народных песен» выступила Лаврентьева Светлана Григорьевна, специалист по фольклору, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Затем участники семинара погрузились в особенности исполнения фольклорного танца на сценической площадке. В области хореографии руководителю коллектива необходимо уметь поставить танец, показать, как исполняется то или иное движение. Он должен владеть навыками хореографии, основываясь на традиционной народной культуре. Изучение танцев своего народа должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо в этом заключены основы национального характера, этнографической самобытности, выработанные в течение многих веков. Обо всем этом говорила Попова Лидия Авинеровна, народная артистка Чувашской Республики, методист по хореографии РЦНТ «ДК тракторостроителей» в ходе своей лекции. Тяхмусова Светлана Вячеславовна, заведующая отделом традиционного народного творчества и ремесел РЦНТ посвятила лекцию проблемам, методам и специфике работы над обрядовым материалом. В области режиссёрского мастерства руководитель должен уметь грамотно составлять концертную программу, включая все жанры народного творчества, иметь навык написания сценария народных праздников, обрядов. Руководитель может опираться как на свои собственные силы, так и приглашать различных специалистов, которые способны помочь в освоении исполнительских стилей. Программа семинара была насыщенной и интересной, лекционные материалы тут же закреплялись на практике. В процессе этих занятий слушатели могли получить необходимую им учебно-методическую помощь и консультации. Положительной и продуктивной особенностью этих занятий стало активное участие в них самих слушателей, моменты непосредственного обучения, практическое освоения того или иного материала.
Автономное учреждение «Централизованная клубная система» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики