10:05 11 ноября 2024 г.
Республиканский бизнес-омбудсмен Александр Рыбаков 8 ноября 2024 года провел личный прием, на котором принял ответственных представителей группы предпринимателей, ранее письменно обратившихся к нему за практическим содействием. Суть их обращения была связана с проблемным вопросом проведения обязательной маркировки остатков непродовольственных товаров, что создает им серьезные сложности в реализации закупленных товаров. В целом ими ставился вопрос даже шире, с предложением на федеральном уровне инициировать отсрочку обязательной маркировки ряда товарной номенклатуры.
Они сетовали на то, что участники указанного сегмента рынка должны зарегистрироваться в специальной системе маркировки, получить уникальные коды и начать учет остатков товаров, подлежащих обязательной маркировке.
Действительно, в рамках развития Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров 1 октября 2024 года вступили в силу новые правила маркировки товаров в системе «Честный знак». Производители одежды должны были к этому сроку заказать метки для непромаркированных товарных остатков. При этом с 1 ноября продавать их без учета в «Честном знаке» уже нельзя.
В этой связи многими экспертами отмечалось, что в создавшихся условиях добросовестный бизнес несет расходы на подключение к «Честному знаку» и находится «на виду», рискуя получить штрафы за малейшую ошибку, тогда как «теневой» сохраняется (кто был в тени, так пока и остается).
Заявителями были приведены аргументы, характеризующие особенности данной проблематики для субъектов малого рознично-торгового бизнеса. К ним относятся следующие сложности: косвенное налогообложение предпринимателей; рост экономической нагрузки на маломасштабный бизнес (высокие затраты на внедрение системы маркировки, дополнительные расходы на оборудование, программное обеспечение, обучение персонала); усложнение бизнес-процессов; проблемы с внедрением новых технологий и механизмов учета; снижение конкурентоспособности на рынке; проблемы в интеграции с поставщиками, которые могут использовать разные системы маркировки; усложнение логистики; трудности с продажами и возвратами; вопросы конфиденциальности и безопасности данных; влияние на потребителей (рост цен на товары); сложности со сбытом товаров, которые не были маркированы до введения новых требований.
Уполномоченный обсудил с заявителями создавшуюся проблему, носящую общефедеральный характер, и сообщил о его позиции по этому вопросу. В ее основе мнение института бизнес-защиты о том, что: создаются дополнительные барьеры на пути развития малого бизнеса; отлаживается администрирование далеко не самых приоритетных направлений и в явно не самый удачный в современных реалиях момент; не выработан механизм компенсации расходов, связанных с введением обязательной маркировки; необходим, как минимум, адаптационный период. Александр Рыбаков уведомил заявителей о его готовности направить в Минпромторг России мотивированное обращение в поддержку инициатив малого бизнеса. При этом республиканский бизнес-омбудсмен исходит из понимания того, что в создавшихся сложных экономических условиях государству следует находить баланс между эффективностью контроля, защитой потребителей и минимизацией нагрузки на предпринимателей всей задействованной цепочки «производитель/импортер, федеральный оптовик, региональный оптовик, розница).
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике