16:34 12 августа 2013 г.
О создании многофункциональных центров
для предоставления гражданам
государственных и муниципальных услуг
Проблемы в области предоставления госуслуг населению накапливались годами. Общая проблематика: огромные очереди, отсутствие комфорта при ожидании и приеме, территориальная разбросанность инстанций, длительность сроков получения результатов, срыв обозначенных сроков и злоупотребление полномочиями сотрудниками муниципалитетов. К примеру, для того, чтобы оформить пособие на ребенка, родителям необходимо собрать более 5 документов в 3 разных инстанциях, которые, как правило, работают по неудобному графику и часто находятся в разных концах района.
С целью повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг с 2007 года в стране начали создавать Многофункциональные центры. Кроме того, что стандартами их организации заложено обеспечение максимального комфорта населения при обслуживании, работа центров строится по принципу «одного окна». То есть гражданину не нужно собирать справки по инстанциям или платить посредникам. От него требуется только подать заявление с приложением необходимых документов и получить результат в установленный срок. Причем обращается он в буквальном смысле в «одно окно», даже если одновременно пришел оформить несколько видов документов. Более того, в ряде случаев физическое присутствие человека может и вовсе не понадобиться. Заявление отправляют через Интернет, а итоговые документы получают по почте.
Сокращение сроков предоставления госуслуг напрямую связано с внедрением системы электронных баз данных, которые существенно сокращают и трудовые и временные затраты на межведомственные согласования, а в будущем это позволит оптимизировать и бюджетные расходы государства.
Сейчас действует более 600 МФЦ в 62 регионах России. В 2007—2011 гг. на создание МФЦ потрачено более 1,4 млрд. руб. федеральных средств и порядка 4,6 млрд. руб. из региональных бюджетов. МФЦ создаются как в виде бюджетных, так и в виде автономных учреждений. Последнее дает возможность центрам привлекать средства за счет своей коммерческой деятельности, дополнительно повышая комфорт для граждан и эффективность своей работы.
90% из обратившихся за получением услуги высоко оценили работу Многофункциональных центров. Результаты мониторинга их деятельности также показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в 2 раза — с 40—80 минут до 15—30, время обслуживания — с 20—40 минут до 5—15.
Сегодня Многофункциональными центрами предоставляется от 50 до 200 госуслуг. Наиболее востребованы из них — регистрация прав на недвижимость и земельные участки, услуги в области строительства (например, постановка на государственный технический учет объектов капитального строительства), оказание социальной поддержки населению, госуслуги в сфере миграции (постановка на учет по месту пребывания и пр.).
При этом планы по развитию сети таких центров позволяют прогнозировать увеличение количества предоставляемых услуг в несколько раз.
Автономное учреждение «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» Чебоксарского района Чувашской Республики