09:43 28 февраля 2025 г.
Современные информационно-телекоммуникационные технологии
предлагают гражданам широкий спектр возможностей, в том числе связанных
с оказанием коммерческих услуг населению, в цифровом пространстве
сегодня представлены банки, страховые компании, службы такси и перевозки
грузов, продуктовые магазины, кинотеатры, библиотеки и иные организации,
осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Взаимодействуя с такими организациями в интернете, например,
совершая покупки, или заказав что-либо с доставкой, граждане передают им
свои персональные данные, под которыми понимается любая информация,
относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому
физическому лицу (субъекту персональных данных), такие как фамилия, имя
19
и отчество, дата рождения, место жительства и иные.
В подавляющем большинстве случаев люди размещают информацию о
себе добровольно, например регистрируясь в социальных сетях, на иных
различных сайтах или пользуясь интернет-мессенджерами.
Однако, зачастую граждане не замечают, как сами того не желая, делятся
своими персональными данными, например, в погоне за незначительной
скидкой в продуктовом магазине, для получения бонусной карты
предоставляют все сведения о себе, не обращая внимания, что также
соглашаются на передачу и последующую их обработку третьими лицами в
маркетинговых и иных целях.
Несомненно, операторы – юридические или физические лица
организующие или осуществляющие обработку персональных данных
обязаны соблюдать требования законодательства по их защите, тем не менее,
рост как объема информации в цифровом пространстве, так и числа субъектов
ее обрабатывающих, неминуемо приводит к утечкам.
Казалось бы, представляет ли опасность факт нахождения в открытом
доступе анкетных данных гражданина в связке с номером его мобильного
телефона или адресом электронной почты, на первый взгляд кажется – нет.
Однако, именно с получения этой информации злоумышленник начнет
подготовку к совершению преступления, к примеру, зная сведения о
предполагаемой жертве, телефонный мошенник при совершении звонка будет
обращаться к гражданину по имени, укажет что знает адрес его проживания
или электронной почты, что придаст его словам правдоподобности и облегчит
введение потерпевшего в заблуждение.
В другом случае, имея в распоряжении базу данных номеров телефонов
пенсионеров, преступник может подгадать момент и начать осуществлять
телефонные звонки указанной категории лиц, представляясь социальным
работником, одновременно с началом реализации государственной
программы, ориентированной именно на эту категорию граждан, чем
значительно упростит себе процесс обмана.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О
персональных данных» их обработка должна осуществляться только с
согласия гражданина, более того, оператор обязан опубликовать или иным
образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его
политику в отношении обработки персональных данных и сведениям о
реализуемых требованиях к их защите.
Например, ссылки на положение о политике в отношении хранения и
обработки персональных данных и иная нормативно-правовая информация
размещается в самой нижней части сайта, либо в разделах «о нас», «правила
использования», «правовая информация» и подобных, при взаимодействии с
интернет-ресурсами не рекомендуется передавать свои конфиденциальные
сведения интернет-сайтам, игнорирующим обозначенные требования.
Несмотря на принимаемые государством меры правового характера, как
при нахождении в цифровом пространстве, так и предоставляя какую-либо
20
информацию коммерческим организациям, гражданам для защиты от
противоправных посягательств следует проявлять разумную бдительность,
соблюдать требования цифровой гигиены и не допускать разглашения
собственных персональных данных широкому кругу лиц в интернете, а при
нарушении прав в указанной сфере – обращаться в правоохранительные
органы.
Иваньковское сельское поселение Ядринского района