15:12 23 августа 2021 г.
Администрация Русско-Алгашинского сельского поселения разъясняет, что Указом Президента РФ от 19.04.2017 № 176 утверждена Стратегия экологической безопасности России на период до 2025 года.
Стратегией определены основные механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности, среди которых:
- принятие мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, разработка долгосрочных стратегий социально-экономического развития, предусматривающих низкий уровень выбросов парниковых газов и устойчивость экономики к изменению климата; -
формирование системы технического регулирования, содержащей требования экологической и промышленной безопасности;
- лицензирование видов деятельности, потенциально опасных для окружающей среды, жизни и здоровья людей;
- нормирование и разрешительная деятельность в области охраны окружающей среды;
- внедрение комплексных экологических разрешений в отношении экологически опасных производств, использующих наилучшие доступные технологии;
- государственный санитарно-эпидемиологический надзор и социальногигиенический мониторинг;
- создание системы экологического аудита;
- стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов производства и потребления, а также увеличение объема повторного применения отходов производства и потребления за счет субсидирования и предоставления налоговых и тарифных льгот, других форм поддержки;
- создание и развитие государственных информационных систем, обеспечивающих информацией о состоянии окружающей среды и об источниках негативного воздействия на нее, включая единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров;
- обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Согласно п. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ экологическая безопасность относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с этим на уровне каждого субъекта Федерации предполагается принятие соответствующих развивающих документов. В Законе Чувашской Республики от 26.11.2020 № 102 "О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года" определено, что главный стратегический приоритет Чувашской Республики - повышение благосостояния населения Чувашской Республики на основе формирования конкурентоспособной экономики с высоким инвестиционным и инновационным потенциалом в экологически чистом регионе. В качестве одной из стратегических целей названо рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности в Чувашской Республике.
Законодательство в области охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, в пределах Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базовым законом, на основании которого строится все природоохранное законодательство Российской Федерации.
Правовые отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, рационального природопользования определены в следующих действующих нормативно-правовых актах (далее по тексту- НПА), которые условно можно разбить на четыре группы:
I. Общие НПА:
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ.
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ (с изменениями от 15.04.98).
3. Федеральный закон «О гидрометеорологической службе» от 09.07.1998 № 113-ФЗ.
II. НПА в сфере экологической безопасности:
В ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" раскрывается понятие экологической безопасности. Под ней понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Нарушение экологической безопасности влечет опасность гибели отдельных природных объектов, загрязнения окружающей среды и, как следствие, угрозу жизненно важным интересам человека.
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
- сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
- ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
1. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ.
2. Федеральный закон «О защите населения территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
3. Федеральный закон «О государственном регулировании в области генноинженерной деятельности» от 05.06.1996 № 86-ФЗ.
4. Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25.11.1994 № 49-ФЗ.
5. Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19.07.1997 № 109-ФЗ.
6. Федеральный закон «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ.
7. Федеральный закон «Об отходах производства и потреблениях от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
III. НПА в сфере радиационной безопасности населения:
1. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ.
2. Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ.
3. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» от 10.07.01 № 92-ФЗ.
4. Постановление Правительства РФ от 22.09.2003 № 588 «Об утверждении Положения о финансировании специальных экологических программ реабилитации радиационно загрязненных участков территории».
IV. НПА в сфере охраны и использования природных ресурсов:
1. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.09.1999 № 96-ФЗ.
2. Федеральный закон «Водный кодекс Российской Федерации» от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
3. Федеральный закон «О штате за пользование водными объектами» от 06.09.1998 № 71 -ФЗ.
4. Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 № 94-ФЗ.
5. Федеральный закон «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ.
6. Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10.01.1996 № 4-ФЗ.
7. Федеральный закон «О недрах» от 03.03.1995 № 27-ФЗ.
8.Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.1997 № 22-ФЗ.
9. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 № 33-ФЗ.
10. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
11.Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 № 155-ФЗ.
12. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 № 187-ФЗ.
13. Федеральный закон "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 № 74-ФЗ.
14. Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 07.05.2001 № 49-ФЗ.
Ответственность за экологические правонарушения
Ответственность за экологические правонарушения — обязанность конкретного лица претерпеть определенные в законе лишения личного или материального характера за совершенное экологическое правонарушение. Оно может быть экологическим проступком или экологическим преступлением. За совершение экологических правонарушений, т.е. виновных противоправных деяний, нарушающих природоресурсное законодательство и причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую.
Дисциплинарная ответственность может наступать за экологические правонарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. При этом следует иметь в виду, что она налагается лишь за нарушение тех экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется администрацией предприятия, на котором работает правонарушитель, или кооператива, членом которого он состоит.
Административная ответственность за экологические правонарушения частично закреплена в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Уголовную ответственность несут должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений. Они довольно многочисленны и предусмотрены 26-й главой Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность предусмотрена, например, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, за загрязнение вод, атмосферы, морской среды, за порчу земли, за нарушение правил охраны и использования недр, за незаконную добычу водных животных и растений, за нарушение правил охраны рыбных запасов, за незаконную охоту, за уничтожение или повреждение лесов и другие преступления.
Существует и гражданско-правовая ответственность. В Законе РФ "Об охране окружающей среды" говорится об обязанности и порядке полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности окружающей природной среде (ст. 77); о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды (ст. 79). Предприятия, учреждения, организации и граждане вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу людей, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Об экологической ситуации в Чувашской Республике
В 2020 году Министерством природных ресурсов и экологии Чувашской Республики подготовлен доклад «Об экологической ситуации в Чувашской Республике в 2020 году».
В докладе «Об экологической ситуации в Чувашской Республике в 2020 году» представлены справочно-информационные и аналитические материалы, которые характеризуют состояние окружающей среды и воздействие на нее хозяйственной деятельности.
В докладе также приведены данные по государственному регулированию охраны окружающей среды в Чувашской Республике в 2020 году.
Очередной ежегодный доклад «Об экологической ситуации в Чувашской Республики в 2020 году» подготовлен в целях информирования населения, бизнеса, научного сообщества, иных заинтересованных лиц о состоянии окружающей среды.
Приоритетными направлениями для Чувашской Республики является исполнение мероприятий в рамках национальных проектов. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в регионе проводятся масштабные работы в рамках национального проекта «Экология». В 2020 году в республике реализованы мероприятия в рамках региональных проектов: «Оздоровление Волги», «Сохранение лесов», «Чистая страна», «Чистая вода», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», включенных в национальный проект «Экология».
Доклад содержит актуальную информацию о состоянии окружающей среды республики, мероприятиях 2020 г., динамику по сравнению с прошлыми годами. Доклад имеет практическое значение при решении экологических проблем, формировании программ социально-экономического развития региона. Из доклада можно получить сведения о состоянии атмосферного воздуха, водных объектов, почвенных и минерально-сырьевых ресурсов, лесного фонда, о биоразнообразии флоры и фауны, об основных направлениях проводимой в республике природоохранной деятельности.
С докладом можно ознакомиться на официальном сайте в разделе «Доклады "Об экологической ситуации в Чувашской Республике".
Экологическая ситуация в Русско-Алгашинском сельском поселении Шумерлинского района Чувашской Республики
В целом экологическая ситуация в Русско-Алгашинском сельском поселении благоприятна. На территории поселения отсутствуют высокотоксичные производства.
Основными источниками загрязнения окружающей среды в поселении являются автотранспорт, несанкционированное размещение твёрдых коммунальных отходов (далее ТКО), отходы от деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Ежегодное увеличение количества автотранспорта неизбежно приводит к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Для решения проблем по благоустройству населенных пунктов поселения необходимо использовать программно-целевой метод. Комплексное решение проблемы окажет положительный эффект на санитарно-эпидемиологическую обстановку, предотвратит угрозу жизни и безопасности граждан, будет способствовать повышению уровня их комфортного проживания.
Русско-Алгашинский территориальный отдел управления по благоустройству и развитию территорий администрации Шумерлинского муниципального округа Чувашской Республики