14:56 28 июля 2023 г.
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема суицидального поведения среди подростков и молодежи. По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия находится на третьем месте по количеству завершенных зарегистрированных суицидов и на первом месте по числу суицидальных попыток среди молодежи 14–24 лет.
Самоубийство подростка – результат того, что крик о помощи не был услышан вовремя взрослыми и сверстниками. Но, кроме того, – это поступок, при помощи которого юноша или девушка пытается привлечь к себе внимание.
В связи с глобализацией и проникновением информационных технологий во все сферы жизни современного подростка, информация, несущая деструктивное влияние во внутренний мир человека, еще не готового воспринимать эту информацию критически, оказывается не просто доступной, столкновения с ней практически невозможно избежать. Информация о суициде, накладываясь на нервно-психическое истощение, связанное с увеличением темпа жизни в современном обществе и нарастанием требований к подрастающему поколению, побуждают ребенка принять не самое обдуманное решение.
Исследователи считают, что период юности сам по себе создает стрессовый климат, в котором более вероятно совершение суицидальной попытки. Подростковый возраст зачастую связан с конфликтами, ощущением депрессии, напряжением и проблемами в школе и дома. Подростки, как правило, более чувствительно, более остро и импульсивно реагируют на события, чем люди из других возрастных групп. Наконец, внушаемость подростков и их стремление подражать другим, в том числе и тем, кто пытается покончить с собой, может создать почву для совершения суицида.
Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит преобразование многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим людям.
Решение проблемы выявления в действиях молодых людей признаков склонности к суицидальному поведению носит комплексный, системный и междисциплинарный характер, требует непрерывного повышения уровня компетентности педагогических работников по вопросам профилактики девиантного (отклоняющегося) поведения молодежи.
Девиантное, отклоняющееся (от лат. deviatio – отклонение, deviant (фр.) – отклоняющийся) поведение – поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.
Рассмотрим определение и классификацию суицидального поведения
Самоубийство (суицид) – намеренное, осознанное лишение себя жизни.
Суицидальная попытка (синонимы: парасуицид, незавершенный суицид, умышленное самоповреждение и др.) – это любое умышленное действие по причинению себе вреда, которое по той или иной причине не привело к смертельному исходу.
Суицидент – человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности.
Аффективное суицидальное поведение – это суицидальные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации растягивается на часы и сутки.
Истинное суицидальное поведение – это обдуманное, тщательно спланированное намерение покончить с собой.
В настоящее время выделяются следующие виды суицида:
• демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
• самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
• истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
У детей трудно дифференцировать истинные стремления ухода из жизни от демонстративных попыток, нацеленных на получение любви, внимания, преимуществ, льгот, желаемых вещей. Суициды у детей и подростков, в отличие от взрослых, могут быть спровоцированы незначительными событиями в жизни.
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни
Проблема подросткового суицида является наиболее актуальной из всех проблем настоящего времени. Мы, взрослые, умудренные жизненным опытом люди (педагоги, родители), должны понимать и принимать тот факт, что многое из того, что нам кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Поэтому наша обязанность - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет.
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов в жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, начинает активно функционировать гормональная система. Происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, что может сопровождаться чувством неуверенности в себе, в собственной ценности как личности, вопросами о смысле жизни. В такой период подростки являются особенно уязвимыми, ведь кризис может перерасти в суицидальную ситуацию.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ “ПОДРОСТКОВЫЙ СУИЦИД”
Суицид (от англ.suicide - самоубийство) - акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства, либо под влиянием психического заболевания; осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь, как высшая ценность теряет для данного человека смысл.
Пубертатный суицид – подростковые самоубийства.
Типы людей с суицидальными наклонностями:
А) Искатели смерти - в момент совершения попытки самоубийства явно пытаются умереть. Такая целеустремленность сохраняется сравнительно недолго. Затем ее сменяют сомнения через какой-нибудь час или на следующий день, а затем это же желание умереть возвращается вновь.
Б) Инициаторы смерти - тоже стремятся умереть, но они действуют из убеждения о неизбежности приближающейся смерти и считают, что своим поступком просто ускоряют процесс. Под эту категорию попадают многие случаи суицида среди пожилых и тяжело больных людей.
В) Отрицатели смерти - не верят, что лишая себя жизни, полностью прекращают свое существование. Они считают, что просто отдают свою нынешнюю жизнь в обмен на обретение более счастливого существования в ином мире. Большинство самоубийств совершаемые детьми попадают именно в эту категорию, а также самоубийство взрослых людей, верящих в загробное существование.
Г) Игроки со смертью - испытывают противоречивые чувства по отношению к возможности собственной смерти даже вовремя самоубийства, причем эта двойственность проявляется в самом способе самоубийства. Способ, каким они пытаются уйти из жизни, не гарантирует смертельного исхода.
Важные сведения о подростковом суициде:
Самоубийство является второй по частоте причиной смерти в молодости.
Девочки совершают попытки суицида, мальчики совершают завершенный суицид.
Максимум суицидных попыток приходится на возраст 16-24 года.
Больше всего самоубийств регистрируется весной.
Суицид можно предотвратить. Большинство жертв суицида не хотят умирать.
Суицидальное поведение не наследуется, но его риск выше для тех людей, кто потерял из-за самоубийства близкого родственника.
Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Более 80% людей сообщают о своём намерении совершить самоубийство, прежде чем это сделать. Они дают нам знать о своих несчастьях и(или) страданиях.
Изменилась техника совершения суицида.
Чем “веселее” настроен суицидент, тем больше риск.
ГЛАВА II. ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
Причины подросткового суицида:
Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился).
Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).
- Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.
- Несчастная любовь, одиночество.
- Страх перед будущим.
- Потеря смысла жизни.
Воздействие искусства. Подражание кумирам. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.
Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.
Прессинг успеха. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.
Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу.
Причины суицидального поведения сложны и многочисленны. Их истоки можно искать в биологических, генетических, психологических и социальных сферах человека:
А) Биологические причины. Исследования выявили пониженный уровень серотонина в головном мозге людей, у которых отмечаются приступы неконтролируемой агрессии.
Б) Генетические причины. Предрасположенность выше у тех людей, которые являются близнецами. При этом, если один из близнецов совершил суицид, то велика вероятность того, что и второй пойдет по этому же пути.
В) Психологические причины. Все суициды имеют в своей основе три взаимосвязанных бессознательных причины: месть/ненависть (желание убить), депрессия/безнадежность (желание умереть) и чувство вины (желание быть убитым). Сюда включается и чувство невыносимой душевной боли, чувство изолированности от общества, ощущение безнадежности и беспомощности, а также мнение, что только смерть является единственным способом решить все проблемы. Согласно психологам, много суицидов символизируют крик о помощи, а также являются усилиями с целью привлечь внимание к своим проблемам.
Г) Социологические причины. Количество самоубийств напрямую связан с социальной интеграцией человека - степенью, согласно которой индивид чувствует себя частью большой группы. Самоубийство более вероятно, когда человек испытывает недостаток социальных отношений, особенно, когда такая проблема встает передним внезапно. [1]
Чаще суициду подвержены:
- подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;
- девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;
- подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения, т.е. депрессивные подростки;
- подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей;
- подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;
- подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;
- одаренные подростки;
- подростки с плохой успеваемостью в школе;
- подростки – жертвы насилия. 6
2.2. Мотивы суицидального поведения
Мотивы суицидального поведения очень разнообразны и строго индивидуальны. Общей целью суицида является поиск решения. Суицид не является случайным действием. Он никогда не бывает бессмысленным или бесцельным. Он является решением проблемы, выходом из затруднений, психологического кризиса или невыносимой ситуации.
“...Патофизиологической основой самоубийства является торможение или угасание одного из ведущих для человека рефлексов - рефлекса цели, что сопровождается потерей интереса к жизни, утратой ее ценности и смысла. В качестве мотива суицида могут выступать три, возникающих одновременно, желания: желание убить, быть убитым и желание умереть. Неоднозначность личностного смысла суицидального поведения очевидна и в общем виде может проявляться как: протест, месть; призыв; избежание (наказания, страдания); самонаказание; отказ”. [2]
Формы суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение имеет внутренние и внешние формы своего проявления.
Внутренние формы:
- антивитальные представления (т. е. размышления об отсутствии ценности жизни);
- пассивные суицидальные мысли (представления на тему своей смерти при отсутствии четкого замысла на самовольное лишение себя жизни);
- суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства, продумывание его деталей);
- суицидальные намерения (принятие решения о самоубийстве).
Внешние формы:
- суицидальные высказывания;
- суицидальные попытки (целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью);
- завершенный суицид.
Типы суицидального поведения
Выделяют три типа суицидального поведения:
- истинное - характеризуется устойчивостью, целенаправленностью действий, связанных с осознанностью желания лишить себя жизни (заранее выбирается место и время, чтобы никто не смог помешать);
- демонстративно-шантажное - проявляется в оказании суицидентом психологического давления, то есть человек понимает, что его действия не должны повлечь за собой смерть и предпринимает меры предосторожности, которые не всегда достаточны. Это обстоятельство нередко становится причиной трагического исхода;
- аффективное - обусловлено необычайно сильным аффектом, сопровождается дезорганизацией и сужением сознания. [3]
2.5. Структура суицидального поведения:
1) социально-ситуационные факторы;
2) личностные факторы;
3) конфликт;
4) социально-психологическая дезадаптация;
5) разрушение ценностных установок (потеря смысла жизни);
6) провоцирующие факторы;
7) мотивационная готовность;
8) предрасполагающие внешние факторы;
9) пресуицид;
10) суицид.
2.6. Признаки надвигающегося суицида:
- скрытый гнев: гнев скрывают, выдавая за другие чувства, он направлен внутрь себя, но наличие его можно заметить; тяжелая потеря; положение дел не улучшается, никто не может помочь, нет никакой надежды;
- человек охвачен чувством беспомощности;
- уход из жизни, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать.
Количество суицидальных попыток во много раз превышает количество осуществленных самоубийств.
2.7. Степени суицидального риска:
- Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).
- Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).
- Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).
2.8. Способы суицида
1. Повешение - ведущий способ суицида.
2. Использование огнестрельного оружия.
3. Отравление.
4. Фатальные ДТП с единственной жертвой.
ГЛАВА III. ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОДРОСТКОВОГО СУИЦИДА
3.1. Направления организации социальной работы по борьбе с суицидом:
- профилактика самоубийств;
- реабилитация и адаптация суицидентов и их окружения.
Под профилактикой суицидального поведения принято понимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов).
3.2. Методы оказания психологической помощи человеку, думающему о суициде
1. Своевременная диагностика и соответствующее лечение суицидента.
2. Активная эмоциональная поддержка человека, находящегося в состоянии депрессии.
3. Поощрение его положительных устремлений, чтобы облегчить ситуацию.
4.Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса.
3.3. Правила оказания первичной психологической помощи
- быть уверенным, что вы в состоянии помочь;
- набраться опыта у тех, кто уже был в такой ситуации;
- быть терпеливыми;
- не анализировать поведенческие мотивы суицидента, говоря: “Вы так чувствуете себя, потому что...”;
- не спорить и не стараться образумить человека, говоря: “Вы не можете убить себя, потому что...”. [4]
3.4. Структура профилактики суицидального поведения
Система мер по предотвращению и профилактике суицида среди детей и подростков включает:
1. Изучение современной ситуации развития детей и подростков, составление содержательной характеристики социально-психологических проблем детства, определение комплекса задач профилактической работы.
Профилактика суицида среди детей и подростков – это целостный процесс по разрешению выделенной проблемы, который предполагает реализацию комплекса мер как организационно-методического, так и научно-исследовательского характера:
- объединение усилий специалистов разного профиля по созданию единой программы помощи детям;
- разработка и внедрение форм и методов работы по преодолению выявленных проблем в учреждениях разных типов и видов;
- выработка рекомендаций по психолого-педагогической поддержке ребенка и оказанию помощи педагогам и родителям в решении социально-психологических проблем детства;
- обобщение деятельности различных организаций и ведомств по обучению основным приемам общения, развитию эмпатии, рефлексии, работе по преодолению страхов и барьеров, развитию умения ориентироваться в сложных ситуациях, анализировать мотивы поведения других людей в рамках различных обучающих программ;
- привлечение специалистов для организации помощи ребенку через соответствующие Центры и органы образования;
- широкое использование средств массовой информации и др.
2. Создание и реализация в учреждениях Программы профилактики суицида среди детей и подростков с обоснованием и следующими разделами:
А) Развитие нормативно-правовой базы:
- анализ и приведение в соответствие с современными требованиями нормативно-правовой учреждения.
Б) Кадровое обеспечение:
- обеспечение кадрами, осуществляющими профилактическую работу;
- повышение квалификации кадров по проблеме.
- включение в повестку советов, совещаний, семинаров вопросов совершенствования технологий сопровождения развития учащихся различных категорий на разных возрастных этапах, организации работы с семьей;
- разработка и реализация обучающих семинаров по вопросам психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних, формирования у них навыков здорового образа жизни и адаптивных качеств личности, взаимодействия с семьей, организации работы с детьми и подростками по месту жительства, взаимодействия с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, и детьми с ограниченными возможностями здоровья и т.д.;
- разработка памяток и методических рекомендаций.
В) Информационное обеспечение:
- создание в учреждении единого культурно-образовательного и профилактического пространства; оформление информационных стендов с адресами и телефонами наркологической службы; центров медицинской профилактики; центров социально-психологической помощи и др.; телефоном доверия; выпуск печатной продукции, освещающей вопросы семейного воспитания, содержащей советы для детей и родителей, формирующей основы правовой культуры и здорового образа жизни.
Г) Создание системы межведомственного взаимодействия:
- осуществление сотрудничества с учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений, правоохранительных органов, РОСТО, ГИБДД, УГПС, ГОЧС, службами спасения и т. д. в решении проблем воспитания подрастающего поколения;
- проведение конкурсов, фестивалей, направленных на развитие, поддержку способных и одаренных детей, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, детей “группы риска”, детей-сирот.
Д) Совершенствование содержания и форм профилактики:
- совершенствование системы взаимодействия педагогов, психологов, социальных педагогов, медицинских работников по выявлению, психологической реабилитации, социальной адаптации детей, имеющих личностные проблемы, нарушения физического, психического здоровья, отклонения в поведении;
- диагностика суицидального суицидального риска с целью выявления несовершеннолетних, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- внедрение в практику работы с несовершеннолетними современных групповых (в т.ч. тренинговых) и индивидуальных профилактических технологий; проведение систематических занятий, направленных на формирование позитивного образа Я, принятие уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей, повышение стрессоустойчивости, отработку техник принятия верного решения в ситуациях жизненного выбора, правил поведения в конфликте существующих, усвоение и принятие социально одобряемых норм поведения ценностных ориентаций, развитие милосердия и т.д.
- вовлечение учащихся в деятельность кружков, клубов, секций, объединений системы дополнительного образования и по месту жительства;
- организация взаимодействия с семьей: изучение запросов и потребностей родителей, формирование родительского актива, привлечение родителей к организации воспитательных и профилактических мероприятий и др.;
- организация работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Е) Развитие детского движения, ученического самоуправления:
- привлечение кадрового потенциала (психологи, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги) к организации детского движения, развитию самоуправления;
- разработка и использование различных моделей организации детского движения, ученического самоуправления;
- реализация лидерского и творческого потенциала детей и подростков в организации социально-значимой и досуговой деятельности;
- разработка комплекса мер по созданию системы личностного роста и стимулированию лидеров детского движения.
Ж) Обеспечение организации работы по месту жительства:
- улучшение качества организации досуга детей и подростков по месту жительства;
- организация социально значимой деятельности;
- интеграция семейного, общественного и государственного воспитания. [5]
3.5. Профилактика подросткового суицида в семье
Непрерывный контакт с родными, нормальное чувство эмоциональной привязанности, когда ребенок уверен, что вне зависимости от его поступков, успехов (оценок в школе, отношения учителей и проч.) он все равно любим и будет принят, получит поддержку и прощение, если совершил ошибку.
Включенность ребенка в жизнь семьи и наоборот, семьи в жизнь ребенка: принятие его друзей, совместные с родителями дела (досуг, поездки, обсуждение проблем). Большой проблемой современности является именно недостаток времени для общения детей и родителей, зачастую в силу большой занятости родителей, когда ребенок фактически остается один на один со своими проблемами, а родитель, максимум оставляет за собой сугубо контролирующую функцию, совершенно забывая о необходимости эмоциональной, психологической связи.
К подростковому возрасту ребенок должен поверить в реальность и необратимость смерти. Нужно помнить, когда и как сильно ребенок имел опыт горевания, переживания утраты. Как бы неожиданно для кого-то это ни выглядело, но именно по причине того, что подросток не имеет четкого представления о том, что смерть реальна, порой совершаются демонстративные попытки суицидов, “игра” в смерть. Многие родители, стремясь уберечь ребенка от сиюминутного горя и слез скрывают правду о гибели любимого домашнего животного, объясняя его исчезновение том, что оно убежало. Как много родителей оказываются неготовыми ответить правду на естественный в определенном возрасте вопрос ребенка “Мама, а я (ты) умру (умрешь)”? Таким образом, парадоксальное неверие подростка в конечность жизни делает попытки суицида так же реальными.
Внимательное отношение к эмоциональному состоянию ребенка. Да, резкие перепады настроения периодически бывают характерны для детей, переживающих острые периоды гормональной активности. Но если подавленное настроение, неверие в собственные силы, высокая тревожность длятся долго, а ребенок не получает своевременной поддержки от значимых людей, то последствия могут быть весьма печальными.
Семейный оптимизм. На рост числа суицидов во всем мире влияют и многие внешние факторы: политическая, социальная и экономическая нестабильность, безработица, угроза войны, которые увеличивает и число суицидов у взрослых. Если в семье подростка оба родителя, а зачастую и бабушки, дедушки постоянно находятся в состоянии беспомощности, подавленности, психологической нестабильности, эмоционально и сокрушенно обсуждают происходящие в мире события, то ребенку некому помочь справиться со стрессом. Именно во взрослых, значимых людях в норме ребенок ищет поддержку, именно они являются опорой. В ситуации, когда опора сама неустойчива, риск печального исхода многократно увеличивается. Существует здесь и большая вероятность возникновения подростковой депрессии, которую не всегда замечают, в силу своей занятости или собственного стресса, родители. По статистике, большая часть суицидов во всем мире совершается именно на фоне депрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предотвратить подростковый суицид проще, чем помочь подростку-самоубийце. Тем более что дети, единожды пробовавшие покончить с собой, с высокой вероятностью повторят попытку. Самое важное – чтобы у ребенка были доверенные лица, люди, с которыми он может говорить откровенно, рассчитывает на их поддержку и понимание. Это родители, учителя, тренеры, друзья. Пусть ребенок знает, что ему всегда есть к кому обратиться со своими проблемами. Главное – не стоит легкомысленно относиться к переживаниям подростка. Позиция взрослых, которые считают, что при помощи своих суицидальных настроений ребенок пытается манипулировать ими, – это не позиция взрослого человека. Угроза подросткового суицида — ситуация, где нельзя наблюдать и ждать — нужно незамедлительно действовать!
Большечакинский территориальный отдел Урмарского муниципального округа