Михаил Яковлев, художник, профессор живописи, куратор выставки Петра Пупина в Москве, в выставочном зале «Ходынка»
-Давно вы знаете скульптора Пупина?
-Петра Степановича знаю более тридцати лет. Он - человек цельный, устремленный в искусство. Для меня Пупин - воплощение настоящего художника. Абсолютный бессребреник. Свои работы, которые отливаются из бронзы, делает на собственные деньги. Все ищут спонсоров, попечителей; а чтобы делали на свои деньги, такое очень редко бывает. Это о чем говорит? О том, что человек всего себя отдает искусству, работает чисто и искренне. Все его вещи - об этом говорят.
-Фамилия «Яковлев» известна для Чувашии.
-Я дважды проводил недели культуры Чувашии в Берлине. На собственные средства вывозил работы чувашских художников в Гамбург, устраивал выставку. Там были Ревель Федоров, другие: всего четырнадцать художников. Такое произошло впервые. Ни одна автономная республика России прежде не проводила подобных выставок. Выставка состоялась в самом центре Гамбурга. Пришли бургомистр, многие серьезные люди. Все с очень большим интересом восприняли чувашскую выставку. А до этого немецкие художники из Гамбургской академии художеств, в которой я немножко преподавал, приезжали в Чувашию.
-Налаживающиеся творческие связи Чувашии с Европой - о чем они говорят?
-Идея выставки родилась спонтанно, конечно. Но интересно то, что в составе немецких зрителей были люди, уже не один год связанные с Чувашией. Например, присутствовал писатель Кай Элиас, который давно интересуется историей Чувашии. Он показывал свои книги о чувашах и продавал их на нашей выставке.
-Каков уровень знаний немцев о Чувашии?
-Многие люди в Германии совершенно не знают, что такое Чувашия. Для них выставка была настоящим открытием, они все воспринимали с огромным интересом. Я беседовал с немцами, которые приезжали в Чувашию. Их удивило вот что: ни разу не опоздал автобус. Художники, которые не раз ездили на практику во Францию, Италию, привыкли к постоянным организационным накладкам. А в Чебоксарах их по-хорошему удивило то, что все делается четко, вовремя. Автобус приезжает - минута в минуту, обед – накрыт без опозданий…
-Насколько востребована сейчас интеграция российского этнического искусства в Европу?
-Я бы сказал сильнее: необходима даже не интеграция, а интервенция российского этнического искусства в европейские страны! Западные люди - они живут как бы в цивилизационной оболочке, их надо время от времени встряхивать, впрыскивать им настоящее, чистое творчество, чтобы они отвыкали от искусственного. Проникновение культур - абсолютно нормальный процесс. Он означает определенный общественный протест, по большому счету.
-Поиск нового языка?
-Язык у художника остается один и тот же. Но как спасение России пойдет из глубины страны, так и спасение Европы тоже пойдет с Востока. У них, на Западе, тупиковая ветвь развития. Восток – это сохранение традиций, а Запад их теряет. Традиции спасают человечество. Любые традиции, любые.
-Как эволюционирует искусство Пупина?
-Петр в последнее время сделал мощный рывок в своем личном росте. Считаю, что его творчество – одно из самых здоровых течений в чувашском национальном искусстве. Его работы искренни, в них нет политизированности, социальных заказов, он - чистый человек, потому и его искусство – чистое.
|