Фомиряков Георгий Геннадьевич – Кенин Кери, художник-этнофутурист
-Где вы родились?
-Родился в Чувашии, Чебоксарах, а вырос в деревне Чиганары Чебоксарского района.
-Как появилась идея создать этнокультурный комплекс на одной из площадок ВВЦ – Всероссийского выставочного комплекса – для показа гостям Акатуя – 2007?
-Тема совместить современный акатуй и этнофутуристическое искусство очень привлекательна. Она появилась благодаря моему общению с интересными людьми, прежде всего, с Ориновым Вячеславом Николаевичем, с которым мы сделали в театре спектакль «Айдар» - в январе была его премьера. После этого он предложил мне сделать оформление празднества акатуя в виде этнической деревни. Я работал не один: у меня была целая команда.
-Что потребовалось для реализации проекта?
-Потребовалось финансирование, без денег осуществить такой масштабный проект невозможно.
-А кто спонсировал создание этнофутуристического комплекса?
-Финансировали спонсоры из Чувашии, Москвы; я даже, к сожалению, не знаю их фамилий. Приходили и помогали все. Я получал материалы и радовался, как художник, что дают возможность работать.
-Сколько работали?
-Этническую футуристическую деревню мы создали за полтора месяца.
-Идея проекта – ваша?
-Проект создал я; идея показать на ВВЦ атрибуты чувашского сельского быта: дом, ворота, родник, мельницу, древо Чувашии тоже принадлежит мне.
-Из чего исходили при формулировании концепции проекта?
-Искусство Чувашии, культура Чувашии развивается, движется к чему-то новому, не застыла на том, что было создано до нас. Народ - сильный духом. Культура вышивки, культура музыки, культура поведения чуваш очень примечательны в России. Нация очень трудолюбивая. Исходя из этого, и была создана концепция этнофутуристической деревни.
-Понятие этнофутуризма истолковывают по-разному. Как истолковываете вы?
-В переводе слово «футуризм» означает «будущее». А «этно» – наша основа, фундамент; это представление связано с природой, деревенским бытом. Мы все, без исключения - из села. Этнофутуристическая инсталляция строится из природных материалов - дерева, листьев, веток, сена, соломы, камыша. Всего того, что природа сама выращивает. Все это и называется «этно». А «футуризм2 – современные материалы и методы: пластик, новые технологии. Все это вместе соединено в этнофутуристической деревне. Смысл проекта - такой: мы должны двигаться вперед и развивать свою культуру на основе того, что у нас было и есть.
-В этнофутуристической манере работают известные чувашские художники Праски Витти, Виктор Петров, Терюкалова. Анатолий Миттов тоже работал в этом жанре. Это очень интересное направление в искусстве, и людей оно интересует. Чем бы вы объяснили рост интереса к этнофутуристическому искусству?
-В современном мире, когда вокруг большинства людей – каменные и пластиковые джунгли, устремления в сторону природы очень даже актуальны. Своим оформлением праздника акатуй мы говорим: надо стремиться к природе, к защите природы, надо ценить ее дары, только природа способна снизить прессинг цивилизации на горожан. Фольклорными праздниками, возвратом к истокам, земле, сохе, мы возвращаем свою память, чистоту простых человеческих отношений. Наверное, для человека это очень важно. Этнофутуризм в Чувашии утвердил Миттов. Праски Витти тоже очень интересно работает. Но возможности этнофутуризма в чувашском искусстве использованы далеко не полностью. Думаю, благодаря помощи наших спонсоров и интереса зрителей, он будет развиваться в дальнейшем. Этнофутуристический подход – рациональное сочетание старого и нового - должен быть в основе устройства современной цивилизации, открытия новых материалов. Этнофутуризм еще мало используется, но всюду входит в моду, он востребован. В нашем жилище слишком много техники, компьютеров. А кусочек коры, листик, который человек подобрал в лесу, значат для него порой больше, чем самая современная техника.
-Родоначальники жанра – японцы?
-«Футуризм» – не японское слово, скорее, стиль основан европейской школой. «Этно» – тоже европейский термин. Пикассо выбирал этническое искусство для своих работ, Ван Гог исследовал фольклор, на основе японского искусства создавал свои знаменитые гравюры. Я думаю, усилия всех народов сохранить традиции делаются в разных странах.
-…Стало быть, французы исследовали японцев?
-Да, а потом японцы исследовали французов. Теперь этнофутуризм развивается по возрастающей амплитуде.
-Как вы увлеклись идеей этнофутуризма?
-Когда у нас началась перестройка, даже раньше, у меня появилась идея на основе открытий итальянского искусства, научных открытий в области исследования цвета, создать чисто чувашское искусство, отличающееся и от французского, и от японского… Имеющее собственное неповторимое лицо. Оно должно быть национальным, узнаваемым. Мы должны быть похожи на себя. Для самовыражения у нас есть фольклорная, уникально выраженная этническая основа. На ней мы можем создавать и развивать свое этнофутуристическое искусство.
-Кто из чувашских молодых художников работает в этом жанре?
-К сожалению, таких нет. Начинают копировать или сюрреализм, который давно открыли, или абстракционизм. Надеюсь, всеобщими усилиями сумеем что-то продвинуть в этом плане. Школу надо создавать этнофутуристическую. У меня сейчас есть проекты, которые я попытаюсь воплотить, организовав этнофутуристическую мастерскую у себя в деревне. Идеи у меня есть, уже состоялись предварительные обсуждения темы.
-Работы этнофутуристов как-то не очень видны на рынке. Почему?
-Востребованность в этнофутуризме есть, но, например, в самой Чувашии пока не развит рынок арт-рынок. К картинам часто подходят как к предмету для подарков, фону для ковра, а не как творческой ценности. Индивидуальность художника не воспринимают, коллекционеров - мало. В отличие от нас арт-рынок в Европе создан и очень интенсивно развивается. Люди вкладывают свои деньги в картины. Цена картин со временем растет и, получается, состоятельные граждане как бы вкладывают свои средства в свое будущее. Картины можно и обменивать, и продавать, кроме этого они несут духовную ценность. У нас развитого арт-рынка еще нет. Его надо создавать, основательно им заниматься. Чтобы поколение за поколением передавали картины друг другу и развивали арт-рынок.
-Что следует делать?
-Заинтересовать общество искусствоведов, художников, бизнесменов в создании арт-рынка. В Москве арт-рынок уже есть, и произведения художников активно на нем вращаются.
-Картины, которые были куплены когда – то за пять долларов, на аукционе Сотбис продаются за пять миллионов долларов.
-На арт-рынке невозможное становится возможным. Миттов или Дмитриев - они уже на европейском рынке; работы этих чувашских художников появились на арт-рынке благодаря Айги, который продвинул их в Европу. Вероятно, наше чувашское этнофутуристическое искусство будет стоить сначала немного, но затем цена возрастет. Недавно я сделал выставку в Гуманитарном институте в Чебоксарах, выставил одну работу на закрытый аукцион: «черный ящик» - без предварительной оценки своей работы. В принципе, неплохо она прошла. Цена была свободная - хоть десять рублей, хоть пятнадцать, кто сколько даст. Купили за три тысячи рублей. Уже хорошо, ведь никто не принуждал. Изъявили желание приобрести картину пятнадцать человека. Значит, спрос есть. Это только начало.
-Сменим тему. Вы - спортсмен, занимаетесь восточными единоборствами.
-Как спортсмен я, скорее, наверное, любитель. Один из начинающих Фомиряковых. Вот четыре брата Фомиряковых – многократные чемпионы мира в карате, чемпионы Европы. Я служил в Воздушно-десантных войсках, закалился. Братья пошли по моему пути и добились чего-то. Я – любитель в карате, профессионально им не занимался, могу только радоваться за своих братьев, что они достигли таких высот.
-Какие параллели можно провести между карате и этнофутуризмом?
-В основе того и другого - абсолютная точность, самоотдача и любовь к процессу достижения результата. Спорт, карате – это движение, то, что формирует сущность человека. Все взаимосвязано. Есть целый пласт объединяющих явлений. Существует, к примеру, арт-терапия, она усиливает, развивает человека. Этнофутуризм и карате объединяет высокая, чистая, позитивная энергетика. Она очень важна как в спорте, так и в искусстве. Энергетика художника живет в картинах. Это не исследованное пока явление из области тонких энергий. От некоторых картин болит голова. От некоторых, наоборот, человек начинает буквально расцветать, выздоравливать. Есть такое. Несомненно, аура художника через картину воздействует.
-Понятие «талант» - синоним слов «чистая энергетика»?
-Человечество создано так, что в нем есть и художники, и бизнесмены, и полководцы. Все, даже безработные, нужны обществу. Хотя бы для того, чтобы другие могли глядеть на них и говорить себе: нет, мы не должны быть такими. У каждого - своя миссия.
-Какую картину вы хотели бы написать?
-Меня сейчас занимает идея создания этнофутуристической истории Чувашии.
-На один из сайтов я поставил вашу картину: два быка разбегаются, чтобы ударить друг друга.
-Два белых быка, две черных тени. Это – из ранних моих картин, начало. Визуальное размышление на тему борьбы противоположностей. О том, как взаимодействуют белое с белым, черное с черным. Это целая философия, отдельный долгий разговор.
-Но ведь все привыкли к тому, что черное сталкивается с белым?
-Черное с белым - противоположности, но друг без друга не могут жить, потому борьба между ними бессмысленна. Если один уничтожит другого, то он уничтожит себя. Если белого света не станет, то и черной тьмы тоже не будет как таковой.
-Одинаковые не могут общаться?
-Они могут бороться друг с другом. Но противоположности не должны побеждать друг друга. Потому что себя уничтожат, побеждая «врага».
-Тогда, получается, не стоит бороться?
-Нет, борьба нужна. Но другая борьба.
-США победили СССР, и теперь, похоже, не знают, что делать с победой. Это имеете в виду?
-Вот-вот, мучаются. Сами себе создали проблему. Моя картина, показывающая бой белых быков – об этом.
-Вы хотите создать собственную школу?
-Да. Если удастся создать студию, то там будет проходить обучение, работа, объединяющая людей. Это будет и выставочный зал в то же время.
-Школа Фомирякова – чем она сможет отличаться от школы Праски Витти?
-Отличия должны замечать зрители, глядя на работы издали, увидев их за сто метров до картины. Вот если они скажут, что автор - Фомиряков, то это будет означать, что у меня есть свое лицо. Думаю, лицо у меня уже есть.
|