Новые чувашские песни и их исполнителей часто ругают. Хороший признак. Значит, современная чувашская песня развивается, вовлекает в свою орбиту новых поэтов, композиторов, исполнителей, продюсеров, слушателей; она интересна людям. А ругают ее, в основном, те, кто, когда–то застолбив территорию, хотел бы оградить оазис от напора новых талантов, снизить конкуренцию. Так водители неповоротливых троллейбусов почем зря матерят водителей шустрых маршрутных такси, мешающих им, как прежде, прыжками повышать цену на билеты. Так забронзовевшие мэтры российской эстрады хулят сценических пролетариев из «Фабрики звезд». Мол, у «фабрикантов» нет образования; недоучки они, и песни у них примитивные. Но «недоучки» запросто собирают полные залы где угодно. Потому что талант – он и в Африке талант. А это базовое качество гарантируется тем, что в «Фабрику» просеивают через мельчайшее сито: одного из нескольких тысяч претендентов. Новые чувашские песни ругают за то, что они «похожи на европейские» и в них «мало чувашского». Наверняка, те, кто ругает, уж точно знают, каким оно должно быть, фирменное чувашское. Во-первых, обязательно – пентатоника. Во-вторых, хоровод. В-третьих, гармошка. В-четвертых, у исполнителя должен быть диплом Миланской или Казанской консерватории. Пентатоника, хоровод, гармошка, диплом – вещи хорошие. Но есть еще множество других важных вещей. Музыкальный контекст, например, мода, традиции жанра, реальные события, спрос. Возможно, чуваши - азиаты, как утверждает исследователь Петр Мульдияров, но свыше тысячи лет они живут на Волге. Которая является европейской рекой. Чуваши – европейцы. Европейская песенная традиция – с ее ритмикой, динамикой, инструментовкой, аранжировкой, драйвом – органично воспринята и усвоена чувашскими композиторами, поддержана слушателями. Похоже, «Биттлз» оказали на них значительно большее влияние, чем Китайский хор. Появились римейки английских песен на чувашском языке, с собственными созвучными текстами (например, «Эс ма лайах» на музыку хита «Ис май лайф»). Звучит необычно, но очень естественно: чувашский язык по структуре – очень европейский, пропорционально сложенный, красивый, гармоничный, без засилья шипящих или гласных, с четкой и мягкой артикуляцией. Чувашским композиторам и поэтам, воспитанным в европейской традиции, бессмысленно делать вид, что в мире не звучали скрипка Страдивари, песни «Аббы», «Роллингов», «Воплей Видоплясова», не была написана «Джоконда», построены Эйфелева и Останкинская башни, не были сняты фильмы «Бригада» и «Не родись красивой», ТВ-реклама с Бэкхемом… Все большие и малюсенькие европейские явления, события, захватывающие умы миллионов, становятся частью и нового чувашского мира. От них нельзя отгородиться китайской стеной. И не нужно этого делать. Поэты и композиторы чувашских песен творят новую реальность. Их искусство – экспериментальный авангард. А требовать от авангарда стопроцентной верности традициям - бессмысленно. Вряд ли традициям нужна слепая верность. Они нуждаются в том, чтобы их воспроизводили. Сотни народных хоров работают на это. Насколько талантливы чувашские хиты? Насколько конкурентны? Сомнение появилось потому, что не так уж много исполнителей чувашских песен пробились в федеральный эфир, выдали общенациональные хиты. Только рынок может дать оценку того, как хороши и свежи сценические розы. Высокое качество может быть обеспечено экстенсивным путем: большим количеством конкурентов, активно действующих в жанре молодежной песни; самим напором конкуренции, ее мощью. Но, поскольку на большое количество вряд ли можно рассчитывать, продюсерам не мешает учитывать и общие тенденции жанра. Следует делать ставку на решительное омоложение: федеральная эстрада – СПОРТ юниоров. У каждого исполнителя, как у спортивной звезды, должен быть опытный тренер. Точнее, антрепренер, умеющий работать со СМИ, конструировать подопечному привлекательный уникальный PR-имидж, взаимодействовать со спонсорами. Не случайно, тинейджерской чувашской группе «Тин», состоящей из пятнадцатилетних девчонок, удалось сходу добиться того, что у многих заслуженных артистов не получалось - пробиться на федеральное ТВ. Песня – не игрушка. Это синтетический жанр, в котором спрессованы литература, музыка, балет, театр, моделирование одежды, изобразительное искусство, имидж-проектирование, технические новации и много чего еще. Прошедший в Чебоксарах конкурс «Кемел саса» - один из инструментов, обеспечивающих промоушен чувашской песни. Далеко не самый главный, но показательный. Конкурс продемонстрировал, что: -Тюмень (из которой - исполнитель, обладатель Гран-при Татьяна Данилова и один из трех отмеченных композиторов - Олег Залогин) становится важным ресурсом новых чувашских талантов; похоже, что «Чувашия будет прирастать Сибирью»; -Москва четко обозначила свои лидерские позиции: в числе главных призеров – Марина Григорьева (диплом первой степени); Татьяна Зубкова (дележ третьего места и приз зрительских симпатий); да и Олег Залогин сейчас работает в московской команде; так что в предыдущую фразу следует внести добавляющее уточнение: «Чувашия будет прирастать Сибирью и Москвой»; -участники показали высокий уровень целенаправленной подготовки к конкурсу. Эстетический капитал накоплен, и важно обеспечить его экспансию, чтобы чувашская песня звучала в самых разных регионах, способствуя обмену культурологическими идеями. В этом смысле инициатива Чувашского национально-культурного объединения Москвы по спонсорской поддержке концертов чувашских певцов на московской сцене очень показательна и существенна. Чувашские певцы приезжают в Москву как к себе домой. Приглашая их, столица страны подает пример, как надо, используя структуру и диаспору землячества, реально помогать развитию национальной эстрады.
|