Чувашская мифология

 
Чувашский календарь
 
Праздники и календарные обряды

Чувашская мифология

Миф - особый вид устного народного творчества, возникший на ранних ступенях развития человеческого общества. Мифы рождались в процессе речевой деятельности, были фольклорным жанром, тесно связанным с ритуалами, пением, музыкой, танцами; они не только рассказываются, но и представляются в ходе исполнения обрядовых действий изображаются на разных предметах.
У чувашей, как и у других народов нашего края, в прошлом бытовала богатая и своеобразная мифология. Она состояла из взаимосвязанных циклов космогонических, антропогонических, этногонических, этиологических, астральных, эсхатологических и других мифов. Космогонические мифы рассказывают о возникновении и строении Вселенной, антропогонические - о появлении человека, этногонические - о происхождении человеческого общества, народов. Этиологическими называют мифы, объясняющие происхождение отдельных предметов и явлений природы и человеческой культуры. Эсхатологические мифы повествуют о предстоящих событиях.

 

Чувашский календарь

Все тюркские племена и народы в древности применяли лунно-шишечный календарь. Тюркские народы, принявшие ислам, постепенно переходили на мусульманский лунный календарь, однако Продолжали употреблять и лунно-солнечный календарь.
Чуваши - тюркский народ. Их предки с древних времен пользовались лунно-солнечным, календарем. В первой половине II тысячелетия н. э. на чувашскую систему счета времени оказал некоторое влияние мусульманский календарь, а с XVI века она стала вытесняться юлианским календарем. В чувашском календаре чередовались два 12-месячных года и один 13-месячный. Приступая к рассмотрению названий месяцев в чувашском календаре, предварительно установим, какой месяц был первым (начальным) месяцем года. Год у чуваш начинается с первого весеннего месяца, каковым считается март, рождающийся около половины февраля по солнечному календарю старого стиля. Перечислим с некоторыми пояснениями названия месяцев чувашского календаря.
I. Нурăс (нарăс) уйăхě - месяц нурс (нарс). В одни годы он приходится на март, в другие начинался во второй половине февраля.

II. Пушӑ (пошӑ уйăхě  - месяц пуш (пош). Под таким названием он значится в большинстве источников. Этот месяц носил также название "коровий месяц", "месяц ягнят", "девичий месяц". Это название "производится от пожа "пустой, простой, незанятый, праздный, досужий, свободный" и по этому производству означает "месяц, свободный от земледельческих занятий". 

III. Ака  уйăхě  "месяц пашни (плуга)" - месяц ага. Название ага возникло во время распространения среди предков чувашей зачатков земледелия, возможно, еще в азиатский период их истории.

IV. Çу (сӑв) уйӑхĕ "летний месяц" - месяц сю. Это  - первый месяц, начинавшийся со второй половины мая. У верховых чувашей этот месяц назывался "месяц беременности земли", у сагайцев "летний месяц". На этот месяц приходилась продолжавшаяся  несколько недель неделовая пора, когда запрещалось заниматься земляными работами, трогать и беспокоить землю.

V. Çĕртме уйӑхĕ  "паровой месяц" - пора паровой пашни под озимые (за месяц до посева). Он начинался со второй половины июня. Слово Çĕртме происходит от Çĕр "гнить". До возникновения паровой системы земледелия, при подсечной системе, чуваши в этот месяц закапывали для гниения сучья и корни деревьев, выкорчеванных на расчищенном под пахоту участке леса.

VI. Утă уйӑхĕ "месяц сена" (сенокоса)" - месяц уда. Этому чувашскому месяцу соответствовал месяц уборки сена.

VII. Çурла уйӑхĕ  "месяц серпа" - месяц сюрла. Соответствует поре жатвы.

VIII. Йĕтем уйӑхĕ "месяц тока" - месяц идем, охватывающий время молотьбы. Он более известен и как овинный месяц.

IX. Юпа уйӑхĕ "месяц столба" - месяц юба, когда проводились всеобщие осенние поминки. На могилах покойников, захороненных в течение истекшего до юбы года, временные столбы заменялись постоянными антропоморфными дубовыми столбами.

X. Чӳк уйӑхĕ "месяц жертвоприношений" месяц чюк, когда чуваши по окончании полевых работ повсеместно проводили благодарственные жертвоприношения в честь снятого и просительные в честь будущего урожая.

XI. Раштав уйӑхĕ  - месяц раштав. Раштав в чувашском календаре совпадает с рождесвом.

XII Кăрлач или мăн (аслă) кăрлач уйӑхĕ  - месяц кырлач или большой (старший) кырлач. Кырлач - "холодный месяц".

XIII. КĕÇĕн кăрлач - младший кырлач, по свидетельству большинства источников, вставной месяц в 13-месячные годы.

Как и многие народы, месяц чуваши делили на недели. Семидневная неделя в чувашском календаре ведет начало с глубокой древности. Она появилась на Востоке и характерна для лунных и лунно-солнечных календарей. У многих восточных народов число семь считалось священным, ему приписывалось магическое значение. Таким оно было и у чувашей. Согласно исследователю М.Р. Федотова, чувашские названия дней имеют следующую этимологию:

1. Тунтикун - "понедельник". Название этого дня означает "день рождения".

2. Ытларикун - "вторник". Название этого дня переводтся "день верховой езды".

3 Юнкун - "среда". Юнкун в переводе значит "день крови", "день кровавых жертвоприношений".

4. КĕÇнерникун - "четверг". Это "день малой пятницы".

5. Эрнекун - "пятница". Вначале эрне - название только одного дня, впоследствии оно сталоозначать и неделю.

6. Шаматкун - "суббота". Происходит от названия иудейского праздничного дня шабат (саббат).

7. Вырсарникун "воскресенье". Это "день русской недели". Это название вошло в чувашский язык в  XV- XVI веках. В XIX веке этот день становится у чувашей праздничным.

 

Праздники и календарные обряды

Традиционные народные праздники и обряды принято делить на календарные - связанные с сельскохозяйственными работами и семейно-бытовые - обусловленные рождением человека, его переходом из одной возрастной группы в другую, вступлением в брак, смертью. Календарные праздники приурочены к основным переломным периодам астрономического года - зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию. В древности у чувашей началом года считалось ближайшее к весеннему солнцестоянию (21-22 марта) новолуние. В эти дни чуваши-язычники проводили обрядовые действия посвященные проводам старого года и встрече года наступающего.
Следующей важной вехой в древнем календаре был период летнего солнцеворота (21-22 июня). В зените лета чуваши отмечали праздник ÇинÇе, который продолжался две недели. На это время прекращались все работы на земле, совершались общественные жертвоприношения, во время которых крестьяне испрашивали у бога хорошего урожая, тучного скота, здравия себе. Молодежь тогда начинала водить хороводы, устраивала по вечерам игрища.
В дни осеннего солнцестояния (21-22 сентября), завершая годовой цикл хозяйственной деятельности, проводили семейно-родовые торжества чуклеме. В их ритуал непременно входило благодарственное жертвоприношение божествам и духам предков. В это же время совершали обряды присоединения новопреставленных покойников к ранее усопшим (юпа). Они отмечали переход от теплого, благодатного весенне-летнего сезона к холодному, чреватому многими опасностями осенне-зимнему. По языческим представлениям, весной и летом на земле торжествуют силы  и плодородия, поэтому все обряды направлялись на их поддержание. В осенне-зимний период, наоборот, якобы властвовали разрушительные силы зла. Соответственно все ритуально- обрядовые действия направлялись на избавление от козней злых духов и прочей нечисти. Считалось, что наибольший разгул их приходится на дни зимнего солнцеворота (21-22 декабря). В это время чуваши отмечали  сурхури: совершали ритуальные действия с целью изгнания злых духов и обеспечения благополучия общества.  Так, например, хождение по домам ряженых символизировало активность злых сил, и действия участнике обряда направлялись на их изгнание. Ряженые разыгрывали сцены гибели злых духов. А в конце зимнего цикла совершались обряды очищения жилищ и хозяйственных построек от всякой нечисти. Завершающие этапы зимних обрядов как бы знаменовали пробуждение сил добра. До периода весеннего солнцестояния продолжалась эта борьба между разрушительными и созидательными силами. Наконец годовой цикл обрядов завершался, силы добра окончательно побеждали зло, и снова наступал Великий день, а с ним возрождались силы природы. Указанные переломные периоды годового круговорота, отличаемые большими праздниками, составляли основу традиционно календаря. Вместе с тем языческий календарь был органически связан с крестьянским трудом и усложнялся обрядами, приуроченными к важнейшим сельскохозяйственным работам. С особым почитанием чуваши отмечали начало и завершение весеннего сева молотьбы. Эти обряды вносили неповторимый праздничный колорит в монотоннуют в повседневность крестьянской жизни, возвышая и освящая тяжелый труд хлебороба. После обращения чувашей в христианство их обрядовый репертуар значительно пополнился, в него вошли такие праздники, как рождество, вербное воскресенье Николин день, троица, Ильин день, Спас, Петров день, покров и др. Многие их церковных праздников переосмысливались и приобрели более «приземленный» земледельческий характер.