|
|
"Мой народ сохранил сто тысяч слов, сто тысяч песен, сто тысяч узоров", - сказал в конце XIX века патриарх духовного возрождения чувашского народа И.Я. Яковлев. Фраза эта
стала крылатой, потому что отразила любовь и гордость, которыми окружал
народ свои духовные ценности. Среди них песня занимает первое место.
Музыкальный фольклор, то есть музыка, создаваемая самим народом,
является наиболее древним по происхождению видом музыкального искусства.
По возрасту фольклор равен его носителю - этносу, истоки его уходят в
древность доклассовых обществ. Народная музыка представляет собой
глубокий и правдивый музыкальный "автопортрет" народа, его характера,
психологии, способностей, взглядов на мир. В ней складываются и
самобытные национальные формы, система художественных выразительных
средств, используемых возникающими позднее видами музыки: культовой,
военной, светской, профессиональной, бытовой. Любая
музыкально-фольклорная культура в целом может быть названа древней, ибо
она связана с доисторическим прошлым нитью непрерывного развития. Однако
глубина исторического времени тех или иных пластов в фольклорных
культурах бывает различной. В чувашском музыкальном фольклоре пласты
архаического происхождения имеют значительный удельный вес, и именно они
во многом определяют лицо национальной народно-музыкальной системы.
Народная музыкальная культура остается актуальной и для будущего - как
сама по себе, так и в качестве питающей среды, фундамента новой ветви
национальной музыкальной культуры - профессионального композиторского и
исполнительского творчества.
Основой профессиональной музыки любого народа является богатства музыкального фольклора, т.е. песни и инструментальные мелодии, созданные народом веками. Начинали с гармонизации народных мелодий, сочиняя к ним инструментальное ил хоровое сопровождение. Если народная песня подвергалась более активной разработке, обогащаясь авторскими приемами, то такое сочинение называли обработкой. Особенно много гармонизаций и обработок оставили первые чувашские композиторы Ф. Павлов, С.М. Максимов, Г.Г. Лисков, В.П. воробьев, А.Н. Тогаев. Эти сочинения ныне составляют классику чувашской музыки, по ним судят о красоте и богатстве чувашских народных песен. Весьма ценный метод претворения народности в музыке -
широкое использование композиторами в сочинениях разных жанров языка
народной музыки, т.е. типичных мелодических оборотов, характерных
ритмов, а иногда подлинных народных тем. Это делает их произведения
доступными широким массам. Так писали и продолжают писать многие
чувашские композиторы. Впервые к чувашским народным мелодиям обратились
русские композиторы XIX века. Наиболее ранний
образец - Квартет для двух скрипок, альта и виолончели под названием
"Волга", написанный в 1860 году Н.Я. Афанасьевым (1821-1898). Николай
Яковлевич был одним из крупнейших русских скрипачей, автором
многочисленных произведений. В квартете вместе с русскими использованы и
чувашские мелодии. Исполненный в 1861 г. в Петербурге, он продолжает
звучат и в наши дни. Многожанровое творчество композиторов республики
было широко представлено на вечерах и днях чувашской музыки в Москве,
Санкт-Петербурге, Киеве, Минске, Нижнем Новгороде, Ульяновске, Саратове,
в Дагестане, Кареллии, в республиках Поволжья и Урала.
|
|