Чувашский костюм
Чувашская вышивка

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения - защиты тела oт воздействий наружной среды - она обладала символическими и ритуальными функциями.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево. Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста а из холста среднего качества - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти шло на праздничные и свадебные кафтаны грубое - на обычные кафтаны и чапаны.
В XIX в. у низовых чувашей распространяется крашенина - окрашенная в один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д. У верховых и средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в далеком прошлом у всех чувашей из белого холста. В конце XIX - начале XX вв. для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.
Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности - географической среды, традиционных занятий населения, а также миропонимания народа в различные исторические эпохи. На тело непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространенным и, безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища, перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы традиционной рубашки: переднее и задние полотнища, боковые клинья, вырез для шеи - ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав под мышкой, подол. Варианты покроя рубашки: рубашка с цельным или отрезным остовом, разные формы воротника (без воротника, со стоячим воротником отложным воротником), наличие кокетки (отрезная перекидная часть) и т.д. Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные украшались вышивкой вокруг грудного разреза (на приполке), на концах рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Белые рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп чувашей во время языческих молений. Женские рубахи по фасону также принадлежали к древнему виду - туникообразному покрою. Она изготовлялась из белого холста. Вышивка рубашек низовых и средненизовых  - плотна, полихромная, верховых - ювелирная. Рубашки девушек орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или ромб с наклонной полоской. Платье носили с фартуком или передником. Он отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева). Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорнотканым поясом

По вечерам и в прохладные дни летом мужчины надевали легкий кафтан из белого холста и пустав из тонкого сукна черного или синего цвета. Он имел покрой прямой или приталенной спинкой со сборками. Праздничный шубор украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол и сзади в виде треугольника. Осенью мужчины носили кафтаны из толстого сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Зимней одеждой являлись шубы из овчин желтой или черной окраски. Верхняя одежда женщин по своим типам была такой же, как у мужчин, в то же время она отличалась большим числом вариантов и характером украшений. На свадьбы и в праздники надевали богато украшенный кафтан. Его шили приталенным, по груди и спине обшивали серебряным или золотым галуном. .Зимней одеждой женщины служили шубы из желтых и более ценившихся черных овчин. В качестве элемента верхней одежды служили кушаки. Их делали длинным, чтобы можно было два раза обернуть вокруг талии и пустить концы по бокам.

Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек с небольшой головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно - из более узких полосок лыка и большего числа. Валенки в прошлом носили состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать сыну к свадьбе кожаные сапоги, а дочери - кожаные ботинки. Верховые женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами, собранными в гармошку.

Старинные головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и шапки. К группе покрывал относятся головная повязка с перевязью, а также платок с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относятся покрывало невесты. В чувашский женский наряд входили поясное и надбедренное украшения. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками, украшали нашивкам. В национальном женском костюме большую роль играют головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Полный комплекс украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.

Чувашская народная одежда  и украшения - богатейшая сокровищница материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях сосредоточены связи времен, племен, народов, культур разных географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с земледельческим укладом жизни.