Одежда
традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме
утилитарного назначения - защиты тела oт воздействий наружной среды -
она обладала символическими и ритуальными функциями.
Материалом для одежды чувашей служили холст, домотканое сукно, покупные
ткани, войлок, кожа. Для обуви использовались также луб, дерево.
Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из
конопли и льна ткали холст. Праздничную одежду шили из тонкого холста а
из холста среднего качества - рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из
овечьей шерсти шло на праздничные и свадебные кафтаны грубое - на
обычные кафтаны и чапаны.
В XIX в. у низовых чувашей распространяется крашенина - окрашенная в
один цвет готовая ткань и пестрядь – холст, сотканный из заранее
окрашенных ниток с узором в клетку, в полоску и т. д. У верховых и
средненизовых чувашей нательная одежда (рубаха и штаны) шилась, как и в
далеком прошлом у всех чувашей из белого холста. В конце XIX - начале XX
вв. для пошива рабочих рубах и шуборов верховые чуваши использовали
самодельную ткань белого цвета из покупных хлопчатобумажных ниток. Ткани
фабричного производства покупали для отделки традиционной одежды.
Одежда видоизменялась под влиянием различных факторов, в частности -
географической среды, традиционных занятий населения, а также
миропонимания народа в различные исторические эпохи. На тело
непосредственно надевали рубаху. Наиболее распространенным и,
безусловно, старинным типом покроя рубахи является так называемый
туникообразный покрой, когда спина и перед состоят из одного полотнища,
перегнутого поперек в плечах. Основные конструктивные элементы
традиционной рубашки: переднее и задние полотнища, боковые клинья, вырез
для шеи - ворот, рукава, ластовица – клин, вшиваемый в пройму и рукав
под мышкой, подол.
Варианты покроя рубашки: рубашка с цельным или
отрезным остовом, разные формы воротника (без воротника, со стоячим
воротником отложным воротником), наличие кокетки (отрезная перекидная
часть) и т.д. Простые рабочие рубашки ничем не украшались, праздничные
украшались вышивкой вокруг грудного разреза (на приполке), на концах
рукавов, подоле. Рубашки шили из белого холста различного качества, в
зависимости от характера использования, а также состояния семьи. Белые
рубашки были освящены традицией и считались обязательными у всех групп
чувашей во время языческих молений. Женские рубахи по фасону также
принадлежали к древнему виду - туникообразному покрою. Она изготовлялась
из белого холста. Вышивка рубашек низовых и средненизовых -
плотна, полихромная, верховых - ювелирная. Рубашки девушек
орнаментировались более скромно. На них часто помещались два ромбика или
ромб с наклонной полоской. Платье носили с фартуком или передником. Он
отличался яркостью, обилием украшений (вышивка, нашивки, кружева).
Праздничный наряд женщины надевали с вышитым или узорнотканым поясом
По
вечерам и в прохладные дни летом мужчины надевали легкий кафтан из
белого холста и пустав из тонкого сукна черного или синего цвета. Он
имел покрой прямой или приталенной спинкой со сборками. Праздничный
шубор украшался богатой вышивкой по воротнику, на груди, вдоль края пол
и сзади в виде треугольника. Осенью мужчины носили кафтаны из толстого
сукна длиной ниже колена, с отложным воротником. Зимней одеждой являлись
шубы из овчин желтой или черной окраски. Верхняя одежда женщин по своим
типам была такой же, как у мужчин, в то же время она отличалась большим
числом вариантов и характером украшений. На свадьбы и в праздники
надевали богато украшенный кафтан. Его шили приталенным, по груди и
спине обшивали серебряным или золотым галуном. .Зимней одеждой женщины
служили шубы из желтых и более ценившихся черных овчин. В качестве
элемента верхней одежды служили кушаки. Их делали длинным, чтобы можно
было два раза обернуть вокруг талии и пустить концы по бокам.
Основной обувью у мужчин и женщин были лапти. Каждый народ создал свой
тип плетеной обуви. Мужские лапти чуваши плели из семи лычек с небольшой
головкой и низкими бортами. Женские лапти плелись весьма тщательно - из
более узких полосок лыка и большего числа. Валенки в прошлом носили
состоятельные крестьяне. С конца прошлого века стало традицией покупать
сыну к свадьбе кожаные сапоги, а дочери - кожаные ботинки. Верховые
женщины надевали кожаные сапожки с короткими твердыми голенищами,
собранными в гармошку.
Старинные
головные уборы чувашских женщин делятся на две группы: покрывала и
шапки. К группе покрывал относятся головная повязка с перевязью, а также
платок с перевязью и чалма. Это уборы замужних женщин. Сюда же относятся
покрывало невесты. В чувашский женский наряд входили поясное и
надбедренное украшения. Их вышивали шерстяными и шелковыми нитками,
украшали нашивкам. В национальном женском костюме большую роль играют
головные уборы из бисера, мелких раковин каури и монет. Полный комплекс
украшений представлен в праздничных и свадебных нарядах. Чувашская
женщина, облаченная в полный свадебный наряд, носила одежду и украшения
весом около одного пуда, в том числе серебряные монеты весом 2-3 кг.
Чувашская народная одежда и украшения - богатейшая сокровищница
материальной и духовной культуры прошлого. В тысячелетних традициях
сосредоточены связи времен, племен, народов, культур разных
географических регионов Азии и Европы. Костюм чувашей тесно связан с
земледельческим укладом жизни.
|
|