Павлов Федор Павлович
   
Максимов Степан Максимович
   
Воробьев Василий Петрович
   
Воробьев Геннадий Васильевич
   
Хирбю  Григорий Яковлевич

 

Лукин Филипп Миронович

 

Лебедев Герман Степанович

 

 

Ходяшев Виктор Александрович

Васильев Федор Семенович
Асламас Анисим Васильевич
Михайлов Анатолий Михайлович
Мажуков Алексей Сергеевич
   
 

 


Павлов Федор Павлович

(1892-1931)

 

Родился 25 сентября 1892 года в семье крестьянина -середняка села Богатырево Цивильского района Чувашской Республики. Федор Павлович принадлежит к числу наиболее крупных деятелей чувашской музыкальной культуры 20-х годов. талант его был разносторонним. Он  - незаурядный драматург (комедия "Сутра", драма "Ялта"), поэт, публицист, ученый, деятель юстиции. Как музыкант-педагог, хоровой дирижер, скрипач (играл в оркестре, ансамблях и сольно); собирал и обрабатывал народные песни, создавал песни нового быта, исследовал история и теорию чувашской музыки, выступал как критик и даже как певец (в годы работы в Симбирской чувашской школе). Трудовую деятельность начал в Симбирской чувашской школе учителем пения (1911-1913). В Чебоксарах преподавал в музыкальной школе (1920-1922), где вел класс скрипки, музыкальную этнографию и историю музыки; на педагогических курсах - музыку и пение; в Чувашском музыкальном техникуме (с 1929) - хоровое пение, сольфеджио. В 1923-1929 гг. одновременно работал в органах юстиции. В 1928 - 1930 гг. был дирижером Чувашского государственного хора.  Как музыкант Ф.Павлов сформировался в Симбирской чувашской школе. Здесь он изучал теорию музыки, овладел скрипичной игрой, участвовал в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре. В постановке отдельных сцен из оперы М.Глинки "Жизнь за царя" (1913) он даже пел партию Сусанина и дирижировал  в финале. В годы работы в Центральном чувашском педтехникуме Ф.Павловым был подготовлен большой сборник песен "Сăрнай" (1924). Для своих хоровых произведений Павлов брал песни разных жанров и тематических групп: хороводные, игровые, молодежные, обрядовые, лирические, плясовые. Вершина его хорового творчества -обработки последних лет жизни, такие, как "Йӗс таканлӑ "  (1927), "Сӗрен", "Туй юрри", "Çырма хӗрне ансассӑн" (1928), "Тӳттӗл"  (1929).  Его перу принадлежат также первое произведение чувашской симфонической музыки - балетная фантазия "Сӑрнайпа палнай" (1928), возникшая, как и вокальные сочинения, под прямым воздействием фольклора. Благодаря яркой мелодичности, живописи и увлекательности основных музыкальных образов она остается и в настоящее время одним из репертуальнейших оркестровых произведений. Ценным материалом для исследователей народной музыки служат его музыкально-энографические очерки "Чуваши и их песенное и музыкальное творчество" статьи "Чӑваш музыки", "Чӑваш кӗсли" (Чувашские гусли), "Çырмари юрă" (Овражная песня), "Чарăннă сасă" (Умолкнувшие звуки) и другие работы, напечатанные в двадцатые годы. Умер Федор Павлович Павлов в Сочи 2 июня 1931 года после тяжелой болезни, находясь на лечении в санатории. Его именем названы музыкальное училище и одно  из улиц в Чебоксарах.

 

 
   
 

Максимов Степан Максимович

(1892-1951)

Степан Максимович Максимов - композитор-фольклорист, педагог, один из основоположников чувашской профессиональной музыки. Родился 30 октября 1892 года в бедной крестьянской семье в селе Яншихово-Норваши (Енӗш Нӑрваш) Янтиковского района Чувашской Республики. С 1911 по 1925 гг. работал в Симбирске и в селе Средние Тимерсяны Симбирского уезда; учителем скрипичной игры и пения Чувашской учительской школы ; в 1919-1921 гг. и в 1924 г. - учителем Средне-Тимерсянской начальной школы. С октября 1925 года работал в Чебоксарах зав. музыкальным техникумом - позже училищем. Для учащихся чувашских общеобразовательных школ Максимов издал в Москве несколько сборников, в числе которых  "Чувашские песни" (1924, 1926), "Сборник революционных песен" (1926), "Школьные песни" (1928). А в Чебоксарах выпустил на чувашском языке "Учебник нотной грамоты" (1935). Начало композиторской деятельности Максимова относится к 1917 году . Большое распространение  завоевывают его хоровые гармонизации "Лутраях та шӗшкӗ", "Тиек йытти", "Çула тӑрӑх анама", "Уй варринче" и др., в Симбирске выходит сборник "Чувашские народные песни" (1918). Особую популярность завоевали хоровые, и сольные обработки 20-30-х годов. Среди них: "Алран кайм" , "ВӗÇ, вӗÇ, куккук", "Ан авӑн, шӗшкӗ", "Анатран хӑпарать шурӑ пӑрахут". и др. Наиболее ценным в творческом наследии композитора следует считать его многочисленные (свыше двух тысяч) записи чувашского музыкального фольклора. Фольклорные сборники Степана Максимовича ( особенно "Песни верховых чувашей" и "146 чувашских народных песен") привлекают многих композиторов - и не только чувашских. Кипучая деятельность композитора-фольклориста была поистине безгранична. Максимов Степан Максимович явился организатором этнографических концертов чувашской музыки, проведенных в концерте 20-х гг. в Москве и Чебоксарах. При его активном участии прошли первые республиканские олимпиады народного творчества в Чувашии (1932, 1935), первые выступления Чувашского государственного хора в Москве (1929).

 

 
   
 

Воробьев Василий Петрович

(1887-1954)

Родился Василий Петрович 19 марта 1887 года в семье крестьянина-бедняка в дер. Алдиарово Янтиковского района Чувашской Республики. Огромны заслуги В.П. Воробьева в развитии хорового искусства в Чувашии. Организованный им хор рабочих и солдат после образования автономной области пополнился молодежью из учебных заведений, а также любителями-певцами. Репертуар его стал обогащаться национальными хоровыми произведениями (Ф. Павлова, С. Максимова, Г. Лискова). В 1924 г. на базе этого хора, а также хорового коллектива, руководимого Ф. Павловым, был организован Чувашский государственный хор. Дальнейшая творческая деятельность В. Воробьева протекала главным образом в этом коллективе, дирижером которого он был вплоть до начала Отечественной войны. С деятельностью Воробьева-дирижера связаны лучшие страницы истории Чувашского государственного хора. Воробьев на основе народных мелодий создавал новые, современные песни. Содержание его произведений тесно связано с новым советским бытом, жизнью колхозного крестьянства. В. Воробьева справедливо называли певцом чувашской деревни. Из песен 20-х годов особенно популярны "Кай, кай Ивана", "Килмен те курман Шупашкарне", "Тӑпачӑ юрри", "Хресчен юрри". Горячий отклик у массового слушателя нашла песня - кантата "Октябрь Çулӗ" (Путь Октября). В.П. Воробьев был одним из первых руководителей Союза композиторов республики (1945-1948), возглавлял и Чебоксарское музыкальное училище (1947-1948). Его именем названа Чебоксарская музыкальная школа №2.

 
   
 

 Воробьев Геннадий Васильевич

(1918-1939)

Геннадий Васильевич - один из наиболее одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов одаренных представителей нового поколения чувашских композиторов, выдвинувшихся в конце 30-х годов. Он прожил очень короткую жизнь - всего 21 год, но навсегда вошёл в историю чувашской музыки. В его творческом наследии осталось около 70 произведений в разных жанрах. Г.Воробьев был первым чувашским профессиональным композитором, сумевшим вынести музыку своего народа на всесоюзную эстраду. Родился Геннадий Васильевич 13 августа 1918 г в Чебоксарахв семе композитора и хорового дирижера Василия Петровича  Воробьева. Тонкая художественная натура мальчика вызывала склонность к сочинению. В восьмилетнем возрасте он сочиняет "Чувашскую мелодию" для фортепиано, которая сохранилась до наших дней. Уже в ранних сочинениях намечаются два драгоценнейших качества: любовь к родному музыкальному фольклору и стремление воплотить в музыке программные образы. из сочинений этого периода большую популярность завоевали обработки "КӗтӳÇӗ" и "Тинтин шӑнкрав", а также  "Детская сюита" для фортепиано, вошедшие в репертуар певцов и музыкантов.  Не стареют сочинения Г. Воробьевым  хоровые песни на стихи И. Ивника - "ЮрӑÇсем", "Пӗрле ӳснӗ тантӑшсем", "ĔÇ умĕнхи", "Улма йывăÇ авăнать" и другие. Наиболее крупное произведение Г. Воробьева - четырехчастная Симфония, над которой он работал последние два года своей короткой жизни. Ее можно отнести не только к наивысшим творческим достижениям композитора, но и к лучшим созданиям чувашской музыки за весь период ее развития. Вместе с тем она является первым национальным произведением этого жанра, написанным чувашским композитором.

 

 
   
 

Хирбю Григорий Яковлевич

(1911-1983)

Григорий Яковлевич - композитор, чье имя занимает одно из самых почетных мест в чувашской музыке. Он явился одним из зачинателей жанра чувашской массовой песни и одним из первопроходцев в области чувашской оперы: его "Нарспи" зазвучала во весь голос и заняла прочное место в музыкальном театре республики. В золотой фонд чувашской музыки вошли его хоры, оратории, оркестровые произведения. Родился он 27 ноября 1911 г. в бедной крестьянской семье, в деревне Чикмезино Маринско-Посадског района.  Хотя Хирбю работал в разных жанрах, песни, хоры и обработки занимают в его творческой биографии ведущее место. Они принесли композитору заслуженную славу и опубликованы в шестнадцати авторских сборниках, три из них изданы в Москве: "Избранные песни" (1959), "Утро Родины" и "Я верю в тебя!" (1967). Песни его разнообразны по содержанию и жанровым признакам: среди них песни, воспевающие Родину и ее просторы ("Çӗршыв илемĕ», «Атăл»); бодрые массовые песни, связанные с актуальными темами ("Туслӑх маршĕ», «Пирӗн туслăх ĕмӗре»); песни о жизни колхозного крестьянства ("Телейлё пурнăÇ юрри". Особенно много песен посвящено темам из жизни молодежи. Одни из них звучат в характере светлой «песни-марша ("Комсомол маршё"), другие воспринимаются как восторженное ликование молодежи («Çăмрăклăх», «Пирĕн юрӑ янтарӑр ялан»), третьи посвящены интимной лирике и теме светлой любви – «Укӑлча умĕнче», «Ах, пӗлесчĕ», «Çӗмĕрт», «Калаймарӑм».  Обработки народных песен написаны в большей части для хора. Наибольшую ценность из них представляют те сочинения, в которых тема подвергается активной разработке. Таковы "Ытарма Çук", "ĂÇтакаян, чӗкеÇ", "Çурхи кунсем", "Нимене". Для солистов, хора и симфонического оркестра написаны две оратории, одна из них " Патриотическая оратория". Трудно назвать национальное оперное произведение, которое было бы более любимо в Чувашии, чем опера "Нарспи" Г. Хирбю, написанная на сюжет поэмы К.В. Иванова. Имя композитора Г.Я. Хирбю занесено в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1971). Умер Григорий Яковлевич Хирбю 17 августа 1983 г. в Чебоксарах. 

 
 

Лукин Филипп Миронович

(1913-1994)

Филипп Миронович Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель.  Ф. М. Лукин - композитор, хоровой дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. Один из первых выпускников Чувашского музыкально-театрального техникума (1932) он стал и одним из первых чувашских музыкантов, получивших высшее образование в консерватории (1942). С его именем связаны наиболее яркие достижения в песенном творчестве чувашских композиторов.
Родился Филипп Миронович 3 июля 1913 г. в дер. Сявал-Сирма Красноармейского р-на Чувашской Республики. Общее образование получил в Чадукасах и Ишакской школе-восьмилетке. В 1928 поступил в Чебоксарскую музшколу, а через год - в техникум, который окончил по классу хорового дирижирования. Затем три года пел в Чувашском госхоре, был там помощником дирижера (В. П. Воробьева). В 1935-42 учился на дирижерско-хоровом факультете Московской консерватории. Затем, в 1942-56, был худ. руководителем и гл. дирижером Чувашского гос. ансамбля песни и танца. Более 30 лет преподавал хоровое дирижирование в Чебоксарском музучилище, в 1948-77 гг. бессменно возглавлял Союз композиторов Чувашии. Был также председателем правления Хорового общества, Музыкального общества.
Первые свои песни написал в музтехникуме, консультируясь у Ф. П. Павлова и В. М. Кривоносова (ранняя публикация - в 1931 г.). Но активную композиторскую деятельность начал позже, после консерватории, создавая репертуар для руководимого им ансамбля. Всего написано около 800 песен, семнадцать сборников издано в Чебоксарах, двенадцать — в Москве. Родина, Россия, любовь к родному краю и его природе, выражение благородных чувств и дум нашего современника — вот основное содержание песен. В них органично сочетаются национальные особенности чуваш, песни с песенными традициями композиторов России - мастеров песенного жанра.
Никто из чуваш, композиторов не написал столько массовых песен, сколько Ф. Лукин. Они разные по характеру и жанровым признакам: маршеобразные и напевные, бодрые и задушевные, частушечные и лирические, в большей части близкие к народным напевам.
Творчество и общественная деятельность композитора отмечены пятью орденами и Государственной премией СССР (1952). Ему присвоены почетные звания народного артиста Российской Федерации (1970), заслуженного деятеля искусств России (1960), Чувашии (1945).


Лебедев Герман Степанович

Герман Степанович Лебедев - представитель второго поколения композиторов республики, ученик В. М. Кривоносова. Один из лучших мастеров чувашской песни, творчество которого связано с Государственным ансамблем песни и танца Чувашии. Более тридцати лет работал в этом коллективе, и многие песни, написанные им для ансамбля, стали подлинно народными, а мелодия и слова знаменитой "Песни о Родине" - Государственным гимном Чувашской Республики (1992). Его именем назван в Чебоксарах Чувашский национальный лицей-интернат, где воспитываются и будущие музыканты.
Родился 28 апреля 1913 года в дер. Салабайкасы Чебоксарского р-на Чувашской Республики. Начальное образование получил в дер. Варпоси, а в У-У1П классах учился в Анат-Кинярской школе, где учителем пения был воспитанник Симбирской чувашской школы Т. С. Малышев. Под влиянием этого педагога и развивались музыкальные способности мальчика, поступившего в 1930 в Чувашский музыкально-театраль¬ный техникум. Здесь Г. Лебедев учился на дирижерско-хоровом и композиторском отделениях (окончил в 1935 г.).
В 1936-40 Г. Лебедев жил и работал в г. Шумерля ЧР, куда был направлен для руководства художественной самодеятельностью деревообрабатывающего комбината. С 1941 в Чебоксарах: зав. учебной частью, директор музучилища, в 1943-75 - дирижер-хормейстер, гл. хормейстер ансамбля песни и танца. Периодически возглавлял филармонию, вокальный ансамбль Чувашрадио, Хоровое общество республики. Удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств ЧАССР (1945) и заслуженного деятеля искусств РСФСР (1970). Умер в Чебоксарах. Сочинять музыку начал в 1932, будучи студентом техникума. Из сочинений предвоенного периода выделяются хоровые песни лирического звучания на стихи И. Ивника (напр., "Певцы"). Лирическая направленность дарования композитора позднее стала одной из типичных сторон его творческого стиля ("Хороводная", "Праздничная хороводная", "Как встретишь на лугу цветы", "Вышивальщицы", "Любимая" и др.). Подлинно народными стали песни на шуточные и плясовые темы: "Эх, Иван", "Русый парень", "Тальянка", "Выйдем в хоровод", "Танец победителей" и др. Для Чувашского ансамбля песни и танца создано тринадцать вокально-танцевальных сюит - "Праздник в колхозе", "Приглашаем на свадьбу", "После трудового дня", "Акатуй", "Чувашская рапсодия" и др. В них широко разрабатываются народные и оригинальные песенные и танцевальные темы.


Ходяшев Виктор Александрович

Виктор Александрович Ходяшев - композитор, дирижер и педагог, вся жизнь и дея¬тельность которого неразрывно связаны с музыкальной культурой Чувашии. Его творчество широко известно и в России.
Родился 26 декабря 1917 года в дер. Этивай-Нуры Горно-Марийского р-на Республики Марий Эл в русской семье. В том же году вместе с родителями пере¬ехал в Чебоксары. С 8 лет учился в школе 1 ступени (ныне средняя школа №1) и музшколе. В 1929 перешел в музтехникум, где обучался в классе скрипки. По муз. теоретическим дисциплинам занимался у В. М. Кривоносова, а по фортепиано у И. В. Люблина. В 1934 окончил техникум по классу скрипки у А. И. Земмеля. Композиторское обра¬зование получил в классе Г. И. Литинского в музучилище при Московской консерватории (1937-41) и Музыкально-педагогичес¬ком институте им. Гнесиных (заочно).
В 1932-37 работал в Чувашском гос. симфоническом оркестре (пос¬ледние два года был концертмейстером). Там же в послевоенные годы (1946-59) был худ. руководителем и гл. дирижером. Продолжительное время преподавал в музучилище теоретические предметы, вел оркест¬ровый класс, занимался с начинающими композиторами. Его ученики А. Васильев, В. Салихова (Пучкарева), Л. Быренкова, Ю. Григорьев, А. Лоцева, А. Галкин и др., впоследствии окончив консерваторию, стали профессиональными композиторами. В 1964-70 возглавлял кафедру теории и истории музыки в Чувашском пединституте (доцент).
Творческая биография В. Ходяшева началась очень рано. Сочинением интересовался и в музшколе, и в техникуме. Первые опыты в области чуваш, музыки относятся к 1934, когда он стал систематически заниматься по композиции у В. М. Кривоносова. Впоследствии (с 50-х годов) к чувашским темам стал обращаться чаще: они звучат в "Прелюдии и фуге" для струнного оркестра, "Чувашском квартете" для двух скрипок, альта и виолончели, "Торжественной прелюдии" для симф. оркестра, балете "Чудесная вышивальщица" по либретто М. Ухсай (пост. 1979), кантате "Песнь славы" на стихи А. Эсхеля, в цикле романсов на стихи П. Хузангая.
В. Ходяшевым написано множество произведений в классических жанрах и формах, преимущественно инструментальных. Среди них: Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, Концертное рондо для гобоя с камерным оркестром, вошедшие в репертуар известных российских музыкантов -лауреатов международных конкурсов. С его музыкой поставлено около 50 спектаклей в театрах Чувашии. Произведениям Ходяшева присущи черты молодости, юношеского задора и глубокого оптимизма, уравновешенность эмоций, стройность формы. Композитор удостоен почетных званий заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики (1950) и Российской Федерации (1968).
 


Васильев Федор Семенович

Творчество Федора Васильева тесно связано с театром, на сцене поставлены три оперы, два балета, музыкальная комедия, а также множество драматических спектаклей с его музыкой. Он автор ораторий и кантат, крупных симфонических и хоровых произведений, пе9ен, романсов, обработок. Более тридцати лет вел педагогическую работу.
Участник Великой Отечественной войны. Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики (1960) и Российской Федерации (1968), лауреат Государственной премии им. К. В. Иванова (за сюиту "Фронтовые эскизы" для солиста, хора и оркестра, хоровой цикл "Слакбашские песни", 1976). Занесен в Книгу Трудовой Славы и Героизма Чувашской АССР (1970).
Родился Федор Семенович 4 октября 1920 года в дер. Осипкасы Моргаушского р-на Чувашской Республики. Закончив пятый класс в дер. Нижние Панклеи, в 1934 поступил на подготовительные курсы музыкального училища в Чебоксарах. Училище окончил в 1940 по классу хорового дири¬жирования. К этому времени он уже был автором ряда песен (по сочинению консультировался у В. М. Кривоносова и С. М. Максимова). До призыва в армию работал хормейстером Чувашского ансамбля песни и танца, руководителем ансамбля Дома пионеров. В 1942-45 -в действующей армии. После демобилизации - муз. руководитель Шумерлинского мебельного комбината, зав. муз. частью Чувашского ТЮЗа (1946-49). В 1954 окончил с отличием Казанскую консерва¬торию по классу композиции А. С. Лемана. Позже — на педагогической работе в Чебоксарах: директором музучилища (1962-67), зав. кафедрой теории и истории музыки пединститута (1970—81, доцент). В 1977-82 - председатель правления Союза композиторов Чувашии.
Первый большой успех принесла ему четырехчастная сюита для симф. оркестра "В родном колхозе" (1952). Еще будучи студентом консерватории (1953) Ф. Васильев был принят в члены Союза композиторов. Тогда же начал писать оперу "Шывармань", которую закончил в Чебоксарах в 1957 г. С постановкой этой оперы (22 мая 1960) связано рождение Чувашского музыкального театра. Поставле¬ны также оперы "Хамйрьял" ("Земляки"), "Пурнеске" ("Мальчик с пальчик"), балеты "Сарпиге", "Арзюри", муз. комедия "Анаткасра".
Ф. Васильев известен также как большой мастер хоровой музыки. Кроме "Слакбашских песен" написал кантаты для хора "Сильби" на стихи К. Иванова, "Свадебные песни" и "Ровесники" на стихи Ю. Семендера. Многие произведения песенного жанра связаны с поэзией А. Алги, Я. Ухсая, Г. Ефимова, А. Лукашина.

 


Асламас Анисим Васильевич

Анисим Васильевич один из высокоодаренных и плодовитых композиторов, выдвинувшихся в первые послевоенные годы. Работает во многих жанрах: в музыкально-сценических (опера, балет, музкомедия), вокально-симфонических (поэма, оратория, кантата), симфонических (симфония, увертюра, инструментальные концерты с оркестром), камерно-инструментальных (квартет, пьесы для различных инструментов), вокальных (песни, романсы, хоры).
Родился 24 июля 1924 года в дер. Вурманкас-Асламасы Ядринского р-на Чувашской Республики. Настоящая фамилия - Васильев. Тринадцати лет, окончив школу в своей деревне, поступил в Чебоксарское музучилище, где учился на музыкально-педагогическом отделении. С осени - в Красной Армии, участвовал в боях.
В 1945-48 учился в Киевской консерватории в классе композиции Б.Н. Лятошинского. Учебу прервал в связи с болезнью и переехал в Чебоксары, где вел педагогическую работу, заведовал муз. частью Чувашского ТЮЗа. В 1955 вновь поступил в консерваторию, на этот раз в Московскую, которую окончил в 1960 по классу композиции В. Г. Фере. С 1961 занимается только композиторским творчеством. Ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств Чувашской Республики (1970) и Российской Федерации (1976).
Первые опыты в сочинении носили любительский характер и в предвоенные годы нигде не печатались. Но одна мелодия, сочиненная в пятнадцатилетнем возрасте, дошла до нас: автор использовал ее спустя 38 лет в знаменитой "Песне Нади" из музкомедии "Сваха из Шоршел". Ряд песен (на русские тексты) сочинил на фронте. Произведения, написанные в Киевской консерватории как студенческие работы, в репертуар исполнителей не вошли. Но школу, полученную здесь, начал реализовывать сразу же после приезда в Чебоксары в жанрах оркестровой, вокально-симфонической и театральной музыки "Чувашская рапсодия" для фортепиано с оркестром, "Песня борцов за мир" и др.).
Значительные произведения созданы в годы учебы в Московской консерватории, лучшие из них - вокально-симфоническая поэма "Памяти поэта" (по мотивам поэмы "Нарспи") и опера "Священная дубрава" ("Айдар"), поставленная в 1976. На сцене Чувашского муз. театра показаны также оперы "Прерванный вальс" (по либретто П. Осипова) и "Сеспель". На музыку "Космической симфонии" поставлен одноименный балет. Привлекли внимание слушателей Концерт для гобоя с оркестром, Концерт-рапсодия для трубы с оркестром и поэма "Песни предков" для гобоя с камерным оркестром. В репертуаре юных пианистов - цикл пьес "В родной деревне". Его вокальные сочинения (песни, обработки) опубли¬кованы в одиннадцати авторских сборниках.

 


Михайлов Анатолий Михайлович

Анатолий Михайлович - русский композитор и музыкально-общественный деятель, родившийся и постоянно работавший в Чувашии. Композицией начал заниматься любительски, еще не имея профессиональной композиторской подготовки, будучи на последнем курсе музучилища (1953-54). С тех пор написано множество произведений, преимущественно вокальных. Развивая в своем творчестве лучшие традиции российской песни, он стал в республике одним из популярных композиторов-песенников.
Родился 18 июля 1931 года в русской деревне Староселка Цивильского р-на Чувашской Республики. До получения специального образования окончил семь классов в с. Иваново и Цивильский сельхозтехникум, работал музвоспитателем в детском доме. В 1950-54 студент на дирижерско-хоровом отделении Чебоксарского музучилища. Затем три года служил в армии, год проучился в классе композиции Свердловской консерватории. Вернувшись на родину, преподавал музыку в Канашском педучилище, Цивильской культпросветшколе и Чебоксарской школе-интернате. С 1962 работал в Чувашском республиканском Доме народного творчества (в 1964-77 директором), с 1977 композитор-профессионал. В 1990 избран президентом Ассоциации композиторов Чувашской Республики, объединяющей самодеятельных авторов, одновременно (с 1994) возглавлял Музыкальное общество ЧР. Заслуженный работник культуры и заслуженный деятель искусств Чувашской Республики.
Он писал массовые и эстрадные песни, песни-кантаты, песни-баллады, романсы, неразрывно связанные с жизнью родной республики. Его интересовали образы героев-земляков ("Чапай", "Песня о Прохоре Иванове", "Партизанские тропы"), писал цикл песен о городах Чувашии ("Чебоксары - город мой родной", "Шумерля-красавица", "Канаш мой любимый" и др.). В его песнях воспевалась красота природы родного края ("Чебоксарская пристань", "Заволжская тайга", "Плывут, летят крылатые", "Рябина", "Березонька"). Одна из лучших песен - "Кружевницы" на стихи Ю. Сергеева. Есть у него и произведения для фортепиано, для скрипки, для виолончели, для духового оркестра.

 


Мажуков Алексей Сергеевич

Наш земляк Алексей Мажуков с 1959 г. пос¬тоянно живет в Москве. Он давно стал известным на всю Россию композитором, крупным мастером эстрадной музыки.
Родился 10 февраля 1936 года в дер. Шумерля Чувашской Республики, в чувашской семье. Пятнадцати лет поступил в Чебоксарское музыкальное учили¬ще, где учился в 1951-54 на дирижерско-хоровом отделении. Свое образование продолжил в Саратове в музучилище и консерватории, но уже на теоретическом отделении. В 1959 был принят на 3-й курс композиторского факультета Московской консерватории, которую окончил в 1962 по классу проф. Ю. А. Шапорина, одного из корифеев русской музыки.
В консерватории были написаны произведения классических форм и жанров: скрипичный концерт, сонатина для виолончели, концертино для фортепиано, симфония, симфоническая поэма, кантата на стихи африканских поэтов, романсы на стихи Пушкина, Фета, Блока.
Позже, работая в эстрадных оркестрах дирижером и компо¬зитором-аранжировщиком, увлекся эстрадной музыкой. В области аранжировки для оркестров он стал профессионалом высокого класса. Для эстрады же создавались песни, принесшие ему большую популярность в стране. Они вошли в репертуар А. Пугачевой ("Очень хорошо!", "Ты снишься мне"), И. Кобзона ("Вспоминайте, люди"), Э. Хиля ("Наша биография"), С. Ротару ("Красная стрела"), И. По-наровской ("Музыка любви", "Однажды"), Н. Гнатюка ("Девчонка из квартиры сорок пять"), ансамблей "Ровесники" ("Наташа"), "Музыка" ("Это - жизнь") и др.
Им написана музыка к кинофильмам "Любимая женщина механика Гаврилова", "Искушение", "Портрет с дождем", теле¬фильмам "Мартин Идеи", "Когда-то в Калифорнии", "Летние гастроли".
С музыкой Мажукова поставлена комедия В. Шекспира "Виндзорские проказницы" в Чувашском академическом театре им. К. В. Иванова, на стихи В. Смирнова написана "Ода Чувашии".
Алексею Сергеевичу Мажукову за большие заслуги в области искусства присвоено почетное звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации" (1996).