|
Художники Урмарского района
|
Васильев
Анатолий Павлович
А.П.Васильев родился 2 августа 1939 года в деревне
Систеби Урмарского района в крестьянской семье. Его отец
был мастером по дереву и обучил этому мастерству своих
детей. Сестры любили вышивать, а Анатолий с детства
рисовал. Особенно любил он рисовать улицы, дома,
природу.
А.П. Васильев – художник со своим индивидуальным
почерком, со своей темой в искусстве. Ведущая тема
художника – родной край. Достаточно взглянуть на его
картины, чтобы понять, с какой любовью пишет художник
свои работы. Вот, например, некоторые его картины:
«Портрет матери» (1969), «Победители» (1971), «Моя
деревня Систеби» (1975), «В кузнице» (1976), «Бабушкины
дорожки», «Август» (1985), «Банный день», «Старинный
сундук» (1986), «Осенняя деревня» (1990), «Начинается
спектакль», «Натюрморт с лаптями» (2003), «Весенний лес»
(2004), «Натюрморт с грибами» (2005), «Калина красная»(
2013), «Васильки» (2014) и др.
А.П. Васильев провел более тридцати персональных
выставок (п. Урмары, г Чебоксары). Он является Лауреатом
второй Республиканской выставки «Художники автономных
республик, округов и областной РСФСР (1989, г. Москва),
зональной выставки областей Поволжья «Волжские зори»
(1989, г Чебоксары) и др. Член Союза чувашских
художников с 1994 года. Награждён медалью «Ветеран
труда» (1987), Почетными грамотами Министерства культуры
Чувашской АССР (1986) и Министерства культуры РСФСР
(1989). Лауреат фестиваля народного творчества (1987),
заслуженный работник культуры Чувашской Республики
(1991).
Находясь на заслуженном отдыхе, он много сил и
мастерства вложил в оформительскую и реставрационную
работу Урмарского народного краеведческого музея.
Принимает активное участие в общественной жизни района,
по мере сил и возможностей продолжает работу по
сохранению родного края в полотнах и рисунках.
Анатолий Павлович Васильев в 1980 году основал Детскую
художественную школу в п. Урмары и работал в ней до
выхода на пенсию. Он рисует удивительные картины, очень
любит свой родной чувашский край: деревню, где он
родился и вырос, и посёлок, где он сейчас живет.
Множество его работ посвящены природе чувашского
края: «Рябиновый сок» (1984), «Лесной кордон» (1967),
«Интерьер мельницы» (1988), «Жаркий день», «Натюрморт с
тыквами» (1989), «Осень» (2015) и др.
Когда смотришь на картины Анатолия Павловича, создается
впечатление легкости, изящества и красоты – каких картин
бы это ни касалось: пейзажей, натюрмортов, портретов.
Автор – человек, тонко чувствующий красоту природы.
Творческая линия Анатолия Васильева была определена с
ученических лет: лирический пейзаж. Всю свою жизнь он
работает много и в разное время года. Но особенно
плодотворно и интенсивно – летом в деревне.
Характерным штрихом биографии, иллюстрирующим это
утверждение, является следующее: более 40 лет он
преподавал в Урмарской детской школе искусств живопись,
рисунок и композицию. Учил этому непростому мастерству
детей. Считал, что один из важнейших предметов обучения
– композиция, а главные законы композиции – искренность,
глубокая эмоциональность, высокое мастерство в рисунке и
живописи. Как художник-педагог, он считает, что каждый
должен делать свое открытие, пусть маленькое, но свое, в
меру своих сил и таланта, тогда жизнь его наполнится
содержанием и удовлетворением. Многие его ученики стали
художниками, архитекторами, учителями рисования. |
|
Садюков Николай Иванович
Н.И.Садюков
родился 3 января 1940 г. в с. Ковали (Кавал)
Урмарского района Чувашской Республики. Николай
Иванович Садюков — чувашский живописец, график,
реставратор, музейный работник, главный хранитель
Чувашской художественной галереи, заслуженный
работник культуры Российской Федерации(2001),
заслуженный работник культуры Чувашской Республики
(1982).
Обучался в Чебоксарском художественном училище
(1955—1960).
Работал чертежником в институте «Чувашгражданпроект»,
реставратором во Всероссийском художественном
научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря в
Москве, директором Чувашского государственного
художественного музея. В настоящее время —
заведующий музеем «Мемориальный музей-квартира М. С.
Спиридонова».
Член Союза художников России с 1983 года. Участник
республиканских, зональных, всероссийских выставок.
Успешно выступал на выставках страны с оригинальными
пейзажами, натюрмортами, портретами, в частности, на
персональных выставках произведений, посвященных
50-летию со дня рождения, 30-летию творческой
деятельности художника. Николай Иванович Садюков
получил известность в республике прежде всего как
компетентный музейный работник, главный хранитель
Чувашской художественной галереи, настойчивый
собиратель незаслуженно забытых произведений русских
и советских художников разных школ, высокой
квалификации реставратор, вернувший к жизни многие
полотна выдающихся мастеров прошлого. Ныне это
видный живописец и график, успешно выступающий на
выставках страны с оригинальными пейзажами,
натюрмортами, портретами, в которых он обрел свой
индивидуальный почерк и стиль.
Автор более 40 статей по вопросам искусства.
Избранные работы: "Березки", серия «Москва», серия
«Памятники старины Чебоксар», серия «Строительство
завода промтракторов», серия «Село мое родное —
Ковали», цикл «Любимая деревня», «Край родимый»,
«Пейзаж с машиной»,«Натюрморт с чувашским шыбыром»,
«Весенний мотив», «Ранняя весна», «Весна. Первая
зелень», «Майский день», «Шоршелы, Весна», «Осеннее
поле», «Сентябрь», «Окраина деревни Чандрово»,
«Пейзаж с красным домом», «Вечер над Волгой»,
«Сенокосная пора», «К празднику», «Моя родина» и
другие.
В настоящее время полотна Н. И. Садыкова, в
основном, находятся в собрании Чувашского
государственного художественного музея.
|
|
Фёдоров Ревель Фёдорович
Р.Ф.Фёдоров (родился 29.12.1929 в деревне
Большие Чаки) — советский и российский
живописец и график, Народный художник
Российской Федерации, член президиума
Российской академии художеств. В 1946-50 и
1954-55 годах учится в Чебоксарском
художественном училище у Е. Е. Бургулова,
И. Т. Григорьева, Н. К. Сверчкова (перерыв в
учёбе в 1950-53 годах связан со службой в
Советской армии). После окончания училища
работает в 1955-57 годах преподавателем
изобразительного искусства и черчения в
средней школе № 22 города Калининграда. В
1963 году оканчивает факультет станковой
графики Харьковского художественного
института. В 1963-64 годах работает старшим
художественным редактором Чувашского
книжного издательства.
В 1964—2009 годах преподаёт в Чувашском
государственном педагогическом институте
имени Яковлева (с 1980 — доцент, в 1969—73 —
заведующий кафедрой теории и истории
искусств, 1989—2003 — заведующий кафедрой
живописи, с 1994 — профессор).
С 1967 года — член Союза художников СССР. В
1972—77 — член правления Союза художников
РСФСР; в 1972, 1981 и 1987 — секретарь
Правления. С 1975 года — заслуженный
художник Чувашской АССР, с 1980 года —
заслуженный художник РСФСР. В 1981—87, 1991
и 2000 — председатель правления Союза
художников Чувашии. В 1982—87 — член
правления Союза художников СССР. С 1986 —
народный художник РСФСР.
В 1986 году — лауреат Государственной премии
Чувашской АССР имени К. В. Иванова. В
1987—91 годах — секретарь правления Союза
художников РСФСР; в 1993—2010 годах —
секретарь правления Союза художников России.
С 1995 года — действительный член
Инженерно-технологической академии Чувашской
республики, с 1996 года — Чувашской
национальной академии наук и искусств. В
1997 году — президент Ассоциации народных
промыслов и художественных ремёсел. С 1999
года — член Петровской академии наук и
искусств, с 2000 года — Международной
академии информатизации при ЮНЕСКО.
В 2003 году награждён золотой медалью
Российской академии художеств и медалью
Академии художеств «Достойному», а также
Государственной премией Чувашской Республики
в области литературы и искусства. С 2009
года — действительный член, с 2011 года —
член президиума Российской академии
художеств. В 2011 году в Чувашской
национальной библиотеке состоялась
презентация книги, полностью посвящённой
Ревелю Фёдоровичу Фёдорову.
Записан в Почётные доктора Чувашского
государственного университета имени И. Н.
Ульянова.
На начальном периоде художника
просматривается влияние сурового стиля при
собственном самобытном новаторском стиле,
проявляющиеся в серии линогравюр «Люди
Севера» (1963, 1966) и в таких полотнах, как
«Сеспель» (1968), посвящённому трудовым
будням эпохи. В последовавших картинах
Фёдоров изображает важные события
современности: освоение космоса в картинах
«Праздник в Шоршелах» (1974) и «Икар ХХ
века» (1974), строительство промышленных
предприятий и газопроводов — на полотнах
«Смена. На тракторострой», «Трасса»,
«Интервью на трассе» (1982), труд в сельском
хозяйстве — «Фреска о хлебе» (1985). Многие
картины художника этого периода строятся на
сочетании портрета и пейзажа, сдержанная
палитра напоминает фресковую живопись.
В конце 1980-х годов художник пишет
многочисленные картины, посвящённые
выдающимся землякам — жителям Чувашии:
«Портрет композитора Г. Хирбю» (1985),
«Созерцание. К. В. Иванов и Нарспи» (1987),
«Сеспель. Жизнь моя, за какими холмами…»
(1989), портрет В. Родионовой (1989).
В конце XX—начале XXI веков Фёдоров
обращается к философским и историческим
темам. «Каиновы качели» (1998) — картина,
показывающая человеческую трагедию.
В начале 2000 годов краски становятся
свежее, появляется новая пластическая
структура. Художник пишет полотна на
исторические, мифологические, религиозные
темы: «Ева» (2001), «Антигона» (2003),
«Унесенные ветром. Сильби» и «Перекресток»
из цикла «Вехи России как живые раны России»
(2005), «Приход кентавра на свадьбу» (2008).
Федоров создает полотна, в которых сливаются
национальные мотивы, каноны древнерусской
живописи.
Ревель Фёдорович Фёдоров постоянный участник
республиканских, межрегиональных,
всероссийских, международных художественных
выставок. Произведения хранятся в музеях,
галереях, частных собраниях Чувашии, России,
стран Европы и Америки.
|
|
Яковлев Георгий Яковлевич
(11.12.1927)
Художник-карикатурист, график, лауреат
премии журнала «Капкǎн»
им. И. Мучи, член Союза журналистов СССР
(1987)
Родился 11 декабря 1927 года в д. Арабоси (Арапуç)
Урмарского района Чувашской Республики.
Г. Яковлев окончил Чебоксарское
художественное училище. В 1951-1956 гг.
работал учителем рисования и черчения
Большеяниковской средней школы Урмарского
района. Затем был художником и
художественным редактором сатирического
журнала «Капкăн». С 1979 г. – внештатный
художник, художник журнала «Тăван Атăл».
Первые рисунки опубликовал в газете «Молодой
коммунист» в 1958 г. Печатается в
республиканских газетах и журналах. Основные
работы: оформление и иллюстрации к книгам
«Чувашские сказки и предания», «Легкие
крылья» Ю. Петрова, серия карикатур «Сорняки
колхозных полей»; сборник карикатур «Не
загадки», «За ушко да на солнышко»; сборник
юмористических рисунков «Муж и жена» и др.
Участник первой международной выставки
«Сатира в борьбе за мир» (1969, 1973). Его
картины экспонировались также на
республиканской выставке книжной графики
(Чебоксары, 1963, 1968), выставках,
посвященных 40-летию журнала «Капкăн» и
20-летию Победы над фашистской Германией
(Чебоксары, 1965), зональной выставке
«Большая Волга» и др.
|
|
|