Моргаушский

районный

Дом

детского

творчества

М.Н.Пушкарева. Студия мягких игрушек "Подсолнушек"

ЭПИГРАФ

Педагогу, организуя обучения, необходимо помнить слова известного ученого С.И.Гессена, который в начале прошлого века утверждает: «Именно ради воспитания человека к творчеству мы говорим: урок должен оставаться уроком, то есть содержать всегда точную определенную цель работы, быть только пронизанным творчеством и к нему устремленным, н не переходить к нему преждевременно.

 

Преждевременое превращение урока в творчество ведет не к воспитанию творцов, а к воспитанию дилетантов, удовлетворяющих расплавчатой общностью, приблизительностью исполнения, которая закрывает всякий путь к подлинному творчеству».

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самые дорогие и близкие ребенку предметы искусства – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Поэтому цель дополнительного образования детей по пошиву мягких игрушек – воспитание творческой, активной, свободно мыслящей личности, проявляющей интерес к техническому художественному творчеству и желание учиться.

Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение пошивом мягких игрушек поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Ручные умения и владение технологиями – это средства, а не цель обучения. Изготовление игрушек своими руками - средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка.

Детство – время, когда закладываются основа духовности личности ребенка, время, когда благодаря подвижности, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира происходит постоянно, изо дня в день, легко и непринужденно. Педагог не строит свою работу с «нуля», а «подхватывает» достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал.

Дополнительное образования по пошиву игрушек знакомит детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщает ребят к культуре народа.

Задачи дополнительного образования по пошиву игрушек заключаются:

- в формировании практических трудовых навыков в процессе обучения и воспитания привычки точного выполнения правил трудовой культуры;

- в расширении и обогащении практического опыта детей, знаний о производственной деятельности людей, о технике, технологии;

- в воспитании уважительного отношения к людям труда и результату тих трудовой деятельности;

- в воспитании трудолюбия, выработке терпения, усидчивости, сосредоточенности;

- в формировании потребности к творческой активности, потребности трудиться в одиночку в паре, группе, в умении распределять трудовые знания между собой;

- в развитии фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления, конструкторских способностей.

Содержание курса выстроено в определенной последовательности с нарастанием сложности технологического процесса. Обучаться шитью игрушек по этой программе могут ребята, как младшего, так и среднего школьного возраста. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. Например, младшая – III-IV классы, средняя – V-VI классы. Комплектования в группу учащихся одного возраста позволяют педагогу построить свое занятие соответственно их возрастным особенностям, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, организации коллективных работ, правильно запланировать время для теоретических занятий и практических работ.

Программа рассчитана на 112 часов. В нашем районе ПДО работает с октября по апрель - семь месяцев. Каждая группа занимает по 4 часа в неделю. В каждой группе по 15 человек.

Программа дополнительного образования включает теоретическую часть и практическую работу. Вся работа по изготовлению игрушек должна быть тесно связана с народным искусством, поэтому детей необходимо знакомить с историей создания русской народной игрушки, с наиболее известными художественными промыслами, с национальными традициями своего народа и отдельных областей. Беседы о творчестве художников, работающих над созданием игрушек, повысят интерес к изучаемому, творческую активность в создании новых образцов.

Важно организовать занятия таким образом, чтобы дети принимали активное участие в анализе, планировании предстоящей работы, организации рабочего места, проводили необходимые расчеты, пользовались готовыми выкройками, знакомились с различными видами швов, экономно расходовали материал, рационально использовали инструменты, самостоятельно контролировали свои действия.

Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда детей, а также коллективной организации их труда (в бригадах по 2-4 человека). При проведении занятий педагогу необходимо хорошо знать и строго выполнять правила безопасности и гигиены труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всеми учащимися.

Особое значение придается рациональной смене видов деятельности и физкультминуткам, способствующих разрядке и снятию утомления детей, игровым элементам на занятиях. На каждом занятии должна быть «изюминка». Приведенное в программе распределение часов на отдельные темы нужно рассматривать как примерное. В зависимости от уровня знаний детей, от возникающих в процессе обучения ситуаций педагог может несколько увеличить или уменьшить время изучения отдельных тем при условии, что в результате будет обеспечено сознательное и прочное усвоение детьми всего материала, предусмотренного программой.

В программе определены требования к знаниям, умениям и навыкам пошивочной деятельности к концу года обучения.

Педагог по этой программе может работать не только в 2004-2005 году, но и в последующие. Педагоги, работающие по 144 часовой программе, могут темы 37 и 38 планировать в полном объеме, без учета выбора игрушки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

40 учебных тем разделены на 4 части:
I. Учимся шить игрушку.
II.Бескаркасные мягкие игрушки.
III. Полезные игрушки.
IV. Каркасные игрушки.

Усвоение тем рассчитано на 112 учебных часов. Из них
18 часов отведено на теоретическую часть,
76 часов на практическую работу,
18 часов на праздники, выставки, экскурсии.


I. Учимся шить игрушку

Тема Экскурсии,
выставки,
праздники
Теория Практика
1. Правила рабочего человека. Посвящение в мастеровые. Подготовка рабочего места. Гигиена труда   3  
2. Правила техники безопасности. Рисование своих знаков безопасности.   2  
3. Твои игрушки. Назначение игрушки.   2  
4. Древние образы в современных народных игрушках.   2  
5. Народные промыслы. Их истоки и современное развитие.   2  
6. Мировая игрушка.   2  
7. Инструменты и материалы.   1  
8. Знакомство с выкройками. Правила работы с выкройками.   1 3
9. Изготовление выкройки мяча. Увенличение, уменьшение выкройки мяча по клеточкам.     2
10. Правила раскроя ткани, меха. Накопитель.   0,5  
11. Основное правило расположения глаз относительно носика.   0,5  
12. Шов "строчка", шов "через край", шов "вперед иголку", шов "назад иголку", шов "петельный", шов "стебельчатый"     10
13. Безлекальная игрушка "Никтошка"     1
14. Мяч.     3
15. Маленький ежик.     3
16. Снегурочка. Дед Мороз (на выбор).     4
17. Экскурсия по мастерским школы. 1    
18. Праздник первой игрушки. 1    
19 Предновогодние выставки и конкурс на звание "Творец". 4    
  Итого 6 16 26

II. Бескаркасные игрушки

Тема Экскурсии,
выставки,
праздники
Теория Практика
20. Технология изготовления носиков из натуральной кожи. Правила безопасности при работе с электроплиткой.   0,5  
21. Технология изготовления глаз из прозрачных пластиковых бутылок и самоклеящейся пленки. Правила безопасности при работе с электроутюгом.   0,5  
22. Изготовление глаз кролику, кошечке, лисенку.     3,5
23. Кролик Хрум.     3,5
24. Кошечка Мура.     2
25. Лисенок Пушистик.     2
26. Крокодильчик Зубастик.     2
27. Дельфинчик Ласкун.     2
28. Далматинец Бим.     4
  Итого:   1 19

III. Полезные игрушки

Тема Экскурсии,
выставки,
праздники
Теория Практика
29. Сердечный привет (валентинка).     4
30. Черепашка (игольница).     4
31. Осьминог (крючок для ключей).     4
32. Солнечный зайчик (игольница с секретом).     4
33. Праздник с мамами "Мама и я - рукодельная семья" 4    
  Итого: 4   16

IV. Каркасиные игрушки

Тема Экскурсии,
выставки,
праздники
Теория Практика
34. Каркас. Его назначение. Технология изготовления каркаса.   0,5  
35. Оформление головки игрушки: рога, ушки, челочка, украшение игрушки: шляпа, колокольчик, бусы и т.д.   0,5  
36. Козлик Бяша      
37. Корова Буренка, Бычек Димка, Жиравчик Маруся (одна игрушка на выбор).     3,5
38. Медвежонок Сластена. Зайчик Торопыжка. Тигренок Валерочка. Рысенок Николаша. Енотик – рыболов. Кенгуру с малышом. Олененок Далган (одна игрушка на выбор).      
40. Общешкольная отчетная выставка «Для умелой руки все работы легки». Конкурс на самые лучшие работы.      
41. Поездка в Театр кукол. Посещение хранилища кукол, Мастерской кукольников, просмотр спектакля.      

 

 

 

 

I. УЧИМСЯ ШИТЬ ИГРУШКУ

5 октября 2004 года.
Знакомство со школьными мастерскими.
Правила рабочего человека. Подготовка рабочего места.
Гигиена труда.

 

Экскурсия в школьную мастерскую, в мастерскую лозоплетення, в кабинет домоводства В игровой форме провести посвящение в мастеровые. Настенька - мастерица (кукла -петрушка) помогает педагогу это сделать после беседы «Труд людей вокруг нас». В игровой форме педагог предлагает вредные советы о рабочем месте, о гигиене труда, а дети вполне серьезно отвечают - 3.
Практическая работа Упражнение в организации рабочего места (расположение рабочей коробки с инструментами на столе, уборка своей рабочей коробки в шкаф, ее постоянное место в шкафу) - 1.

 

 

12 октября 2004 года
Правила техники безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, при работе с проволокой, клеем, наполнителем.
Швы. Шов «строчка».

 

Провести инструктаж. Настя - мастерица приводит гостей Ниткина и Иголкина Они проводят викторину по правилам техники безопасности - 2.
Практическая работа Настя - мастерица на лоскутках учит детей тщательно отработать шов «строчка» - 2.
Задание на дом: принести свою любимую игрушку.

 

 

19 октября 2004 года.
Твои игрушки. Назначение игрушки. Швы. Шов «через край».

 

Настя - мастерица внимательно слушает рассказы детей о любимых игрушках. Направляет разговор, подробно расспрашивая, из чего сделаны игрушки, есть ли декоративные игрушки в доме. Что будет, если все игрушки исчезнут? Беседа с детьми - 2.
Практическая работа Настя - мастерица продолжает учить детей делать швы ровными, красивыми, следит, чтобы работа шла споро. Объясняет значение поговорки «Тяжело в учении, легко в бою». Шов «через край» - 2

 


26 октября 2004 года
История развития игрушки. Древние образы в современных игрушках. Швы. Потайной шов.

 

Во время вступительной беседы при показе слайдов педагог обращает внимание на живучесть древнейших образов коня, птицы, бабы в современных народных игрушках (в дымковской, филимоновской, городецкой, богородской, каргопольской игрушке). Акцент на обобщенности объемной формы и на выразительных деталях. "Солнечные узоры" на вылепленных конях, птицах; радужные полоски узоров - образ сияния. Народные игрушки чувашского народа из глины, лыка, вырезанные из дерева - 2.
Практическая работа. Ниткин и Иголкин учат детей потайному шву - 2.

 


02 ноября 2004 года.
Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Швы. Шов "вперед иголку" и шов "назад иголку".
Рассказ с показом иллюстраций о хохломской посуде, жостовских подносах, гжельской керамике, об истории этих промыслов, традиции, своеобразии. подробно рассказать о местном промысле, о широком распространении изделий народных мастеров в современной жизни людей. Акцент на жинерадостный колорит, который вносят изделия народных промыслов в нашу жизнь - 2.
Практическая работа. Ниткин учит детей шву "вперед иголку", Иголкин - шву - "назад иголку" - 2.

 


09 ноября 2004 года
Матрешка. Государственный музей игрушки. Швы. Шов "петельный" и шов "стебельчатый".

 

Настенька - мастерица рассказывает детям о мастерстве изготовления многоместных вкладных, о том, что есть в Государственном музее игрушки г.Загорск 100-местное яйцо, изготовленное в начале XX века, а матрешки изготавливали содержащими до 60-ти вкладышей, а первая матрешка состояла из 8 кукол. Сведения о первой матрешке: вручную выточил мастер игрушечных дел В.Звездочкин, а рсписал художник С.Малютин. О мировой славе матрешки, о том, что в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе ей была присуждена золотая медаль. Показывает набор открыток с матрешками -2.
Практическая работа. Ниткин и Иголкин обучают детей новым швам: "петельному", "стебельчатому". Игра "Это какой шов"? - 2.

 


16 ноября 2004 года.
Инструменты и материалы. Рисование знаков безопасности.
Безлекальная игрушка Никтошка.
Праздник первой игрушки.

 

Педагог приглашает детей в город Швейных Принадлежностей, в волшебный магазин тканей. Настя - мастерица знакомит детей со своими друзьями: материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми для изготовления игрушек. Как дружить с колющими и режущими инструментами? Ответы детей - 1.
Практическая работа. Дети рисуют свои знаки безопасности. Они вывешиваются на доске. Каждый комментирует свой знак - 1.
Объявляется конкурс "Мой Никтошка так хорош - на меня чуть-чуть похож". Дети шьют безлекальную игрушку Никтошка и оформляют ее - 1.
выставка Никтошек. Чаепитие - 1.

 

 

23 ноября 2004 гоад.
Знакомство с выкройками. Правила работы с выкройками.

 

Настенька показывает ящик, в котором аккуратно стоят пакеты с выкройками. Показывает выкройку какой-нибудь игрушки, например, выкройку Белочки. Рассказывает на ее примере о требовании к выкройке, требования к работе с выкройками, о правилах расположения выкройки на ткани, на мехе (соблюдение направления ворса, экономии площади материала, меха) - 1.
Практическая работа. Изготовление копий выкройки (2-3 штуки) разных игрушек под наблюдением педагога. Он объясняет, как точнее выполнить работу. Изготавливает пакет для выкройки. Делают надписи на выкройках - 3.

 


30 ноября 2004 года
Изготовление выкройки мяча. Увеличение и уменьшение выкройки мяча по клеточкам. Мяч.

 

Практическая работа. Дети рассматривают 3 мягких игрушки - 3 мяча разной величины и убеждают в том, что они сшиты по одной выкройке. Один мячик можно сшить, если выкройку увеличить, другой, если уменьшить. Дети вместе с педагогом изготавливают выкройку мяча, а затем его увеличивают. Самостоятельно уменьшают. Затем по любой выкройке сшивают детали, выворачивают, набивают и потайным швом зашивают отверстие. Все справившиеся с пошивом мяячика получают от Насти - мастерицы - жетончик качества - "блямзик" - 5.

 


07 декабря 2004 года.
Правила раскроя ткани, меха.
Наполнитель.
Основное правило расположения глаз относительно носика.
Маленький ежик.

 

Педагог объясняет правила раскроя ткани, меха. Особенности раскроя меха. Припуски на швы при раскрое ткани. Наполнитель - от слова наполнить. Раскрывает записку от Ниткина и Иголкина, в которой они сообщают детям тайное правило: глаза нужно пришивать на уровне переносицы. Глазки и носик у маленьких игрушек - подходящие бусинки, бисер, пуговки на ножках - 1.
Практическая работа. Изготавливают самостоятельно выкройку ежика, подбирают подходящие лоскутки и кусочки меха, выкраивают детали, сшивают, выворачивают, набивают. Оформляют носик бусинкой розового цвета, глазки - черного - 3.
Готовые ежата выставляются для всеобщего обозрения - 3.

 


14 декабря 2004 года.
Снегурочка. Дед Мороз (на выбор).

 

Практическая работа. Детям показан принцип построения выкройки игрушки на доске и несколько образцов Снегурочек и Дедов Морозов. Задание: самостоятельно придумать и изготовить свою Снегурочку или Деда Мороза - приготовить сюрприз для Насти-Мастерицы - 4.

 


21 декабря 2004 года.
Праздничный предновогодний конкурс на звание "Творец".

 

Подготовка каждой игрушки на конкурс. Для этого к каждой игрушке прикрепляется номер. А из картонной коробки делается урна для голосования. Рядом нарезанные кусочки бумаги и карандаши. Посетители выставки пишут номера наиболее понравившихся игрушек. Члены жюри подсчитывают количество голосов, поданных за каждую игрушку. Победитель получает Диплом Деда Мороза и звание "Творец". Все остальные участники получают Диплом Снегурочки и звания по номинациям - 4.

 

II. БЕСКАРКАСНЫЕ МЯГКИЕ ИГРУШКИ

04 января 2005 года
Технололгия изготовления носиков из натуральной кожи
Правила техники безопасности при работе с электроплитой
Кролик

 

Носики из натуральной кожи делают для игрушек среднего и большого размера. Педагог объясняет, что свойство кожи при нагревании сжиматься и выгибаться используется при изготовлении носиков. Показывает весьтехнологический процесс. Объясняет правила техники безопасности при работе с электроплитой - 0,5.
Практическая работа. Дети сами изготавливают по очереди носик для Кролика, которого они должны сшить по готовым выкройкам. Задание: изготовить точную копию Кролика. Самостоятельная работа. Кролики выставляются для обсуждения и выбираются Кролики, соотвествующие заданию - 3,5.

 

 

Технология изготовления глаз из пластиковых бутылок и самоклеящейся пленки.
Правила техники безопасности при работе с утюгом.

 

Педагог демонстрирует новую технологию изготовления глаз, объясняет при этом правила техники безопасности при работе с утюгом - 0,5.
Практическая работа. Самостоятельное изготовление глаз для Далматинца - 3,5.

 

 

18 января 2005 года.
Кошечка Мура. Лисенок Пушистик.

 

самостоятельная работа от выбора ткани (меха) до оформления готовой игрушки. Настя-мастерица с Ниткиным и Иголкиным стараются помочь мастерятам, где советом, где делом. Игрушки маленькие, глаза и носик оформляются бусинками - 4.

 


25 января 2005 года
Крокодильчик Зубастик. Дельфинчик Ласкун.

 

Самостоятельная работа. И снова Настя-Мастерица с друзьями помогает детям. Игрушки маленькие. Кроме ставшего традицией обсуждения игрушки в конце занятия можно выслушать придуманные детьми сказки, рассказы, стихи о двух друзьях Зубастике и Ласкуне - 4.

 


01 февраля 2005 года
Далматинец.

 

Практическая работа. Забавного щенка размером 25 см (средняя игрушка) ребята изготавливают бригадой по 2 человека. Задание: сшить подарок для детей детского сада "Улыбка". Бригаде предлагается 4 варианта щенка: щенок лежит, полулежит, сиди, стоит. И дети выбирают два первых варианта, как самые безопасные для малышей, так как 2 последних варианта требуют проволочный каркас, а каркасные игрушки они еще не уменют шить, да и проволока может поранить малыша, если вдруг порвется игрушка. Определяют расцветку щенка. Игрушка имеет деталей выкройки больше, требует особой внимательности при крое. Работают не на меховых обрезках, а на метражном мехе. Самостоятельняа работа всего технологического процесса. Глаза были приготовленызаранее, но их ровно в 2 раза больше. дети сами критически подходят к проблеме и сами ее разрешают. В конце занятия игрушки обсуждаются - 4.

 

III. ПОЛЕЗНЫЕ ИГРУШКИ

08 февраля 2005 года
Сердечный привет (валентинка).

 

Практическая работа. Дети изготавливают по 2 игрушки Сердечный привет. Игрушка в форме сердца с болтающимися на сутаже ручками-ножками - с меховыми шариками на концах. Изготовление полностью самостоятельное. Разглядев образцы, дети приступают к работе. Одну игрушку ребенок оставит в мастерской (в подарочный фонд для гостей), другую - подарит другу на день Святого валентина. Настя-Мастерица убеждена, что дарить игрушки - большая радость. Не меньшая, чем получать - 4.

 

 

15 февраля 2005 года
Черепашка (игольница).

 

практическая работа. Ребята рассматривают 7 вариантов черепашек разной сложности. Каждый выбирает понравившийся вариант и приступает к выполнению. Ниткин и иголкин предлдагают Черепашку подарить на 8 марта бабушке или тете, а пока хранить в своей коробочке с инструментами. Работы выставляются для всеобщего обозрения. Ребята объясняют Ниткину и Иголкину свой выбор варианта игрушки, ее цветовое решение - 4.

 


22 февраля 2005 года
Осьминог (крючок для ключей).
Практическая работа. Ребятам предложено сшить полезную игрушку для пап к празднику. У Игрушки Осьминог 4 щупальца, значит, будет 4 крючка для ключей. Задание осложнено вставлением крючка в каждое щупальце. Педагог помогает: сам нарезает проволоку и загибает концы тем, кто затрудняется это сделать. Эта игрушка шьется с лицевой стороны петельным швом из драпа или сукна Ее не нужно будет выворачивать. Челочки делают дети из ниток или кусочка длинноворсового меха Оформление (глаза, нос, язычок) дети придумывают сами (образца перед глазами нет). Изготавливают подарочный пакет и бантик. Подписывается открыточка - самоделка. Подарок готов - 4.

 


01 марта 2005 года
Солнечный зайчик (игольница с секретом).
Практическая работа Игрушка похожа на Сердечный привет, только сшита не из красного, а желтого меха, тоже с ручками - ножками н ушками, как у зайчика Работа знакомая. Много образцов перед глазами. Их оформление различно. Ребята выбирают понравившийся вариант. Обсуждается программа предстоящего праздника - 4.

 


08 марта 2005 года
Праздник с мамами «Мама и я - рукодельная семья».
Чаепитие. Выставка для мам. Мамы рассказывают о своих полезных увлечениях - 4. 

IV. КАРКАСНЫЕ ИГРУШКИ

15 марта 2003 года
Каркас. Его назначение. Технология приготовления каркаса.

 

Козленок.
Настенька-мастерица показывает игрушки с разными каркасами. Одну с проволочным каркасом - Козлика, Матрешечку на картонном каркасе и Козленка на поролоновом каркасе (не путать поролоновую набивку с поролоновым каркасом). Объясняет технологию изготовления каркаса Подробное объяснение - показ изготовления проволочного каркаса для КозликаБяши - 0,5.
Практическая работа Бригады по 4 человека изготавливают своего Козлика Бяшу. По своему его оформляют рожками, челочкой, украшают. Соревнование бригад на самый милый образ Козлика Бяши - 3,5.

 


22 марта 2003 года
Оформление головки игрушки: рога, ушки, челочка.
Украшение игрушки: шляпка, колокольчик, бантик, бусы и т.д.
Буренка Бычок Димка Жирафчик Маруся (одна игрушка на выбор).

 

Педагог и дети обсуждают оформление Козлика Педагог объясняет правила оформления головок: место для рожек, ушек, челочки. Показывает правильные работы. Хвалит бригаду (бригады) самостоятельно, без нарушений технологии, изготовившую игрушку. Останавливается на украшении игрушки - 0,5.
Практическая работа. Предлагается выбрать одну из игрушек: Буренка, Бычок Димка, Жирафчик и сшить ее. Соревнование бригад по 4 человека Ребята сами решают, кто нз них будет изготавливать глаза, нос, рога, хвостик, вымя, украшения, каркас, кто будет кроить, вырезать, сшивать, набивать игрушку, кто сочиняет стишок или сказку о своей игрушке. Демонстрация и обсуждение игрушек. Ннткин и Иголкин восторгаются стихами н сказками о игрушках-3,5.

 

 

29 марта и 12 апреля 2003 года
Медвежонок Сластена Зайчик Торопыжка. Тигренок Валерочка. Рысенок Николаша Енотик - рыболов. Кенгуру с малышом. Олененок Далган (одна игрушка на выбор).

 

Практическая работа. Контрольная работа. Игрушки шьются самостоятельно для общешкольной отчетной выставки творческих коллективов школы «Для умелой руки все работы легки» - 8.

 


19 апреля 2003 года
Общешкольная выставка «Для умелой руки все работы легки».
Отбор художественным советом лучших работ для выставки «Для умелой руки все работы легки». Встреча с художественным творчеством детей - это радость открытия красоты окружающего мира, радость творческого труда. Поэтому общешкольная выставка детского творчества - это не только серьезный отчет о работе, но и праздник, как для юных участников выставки, так и для ее посетителей.
Дети стараются оформить выставку нарядно и празднично. Делают композиции, например: «Два упрямых козленка», «Семейка Ежиха с ежатами», «Два жадных медвежонка», «Циркач Дельфинчнк с мячом», Подворье (Бычок, Буренка, Козлик, Кошечка, Собачка)», «Енотик - рыболов» (с удочкой и рыбкой в ведре или на удочке).
На закрытии выставки торжественно вручаются дипломы первой, второй и третьей степени и свидетельства об участии в выставке - 4.

Пошив мягких игрушек – это занятия, взаимосвязанные с изучением других учебных предметов: русского языка (дети пишут сказки, стихи о своей игрушке), математики (симметрия выкроек, увеличение, уменьшение площади выкроек), экономики (безотходное производство, рентабельность производства, экономическая выгода), изобразительному искусству, домоводству культуре родного края. На занятиях по пошиву игрушек дети, с одной стороны, закрепляю те знания и умения, которые они приобрели на других предметах, а с другой - накапливаю конкретные представления и понятия, которые могут служить материалом для общения при обучении другим предметам. 

Основные направления содержания деятельности

Формы организации детей на занятии различны: коллективная, групповая или индивидуальна.

Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать Школьников координировать свои движения, работая двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты неукоснительно соблюдать правила безопасности труда и санитарно - гигиенических требований.

Для успешной реализации программы используется следующая классификация занятий детьми. В рамках учебного времени они разделены на:

- практические;

- теоретические;

- экскурсии, праздники, выставки.

Практические занятия подразделяются на занятия по освоению новых технологий, навыков выполнения задания, творческие.

Творческие работы могут быть как самостоятельными, так и коллективными. В обоих случаях ребенок обдумывает, из какого материала и что он будет делать. Обращается за помощью педагогу или выполняет работу самостоятельно (с учетом возраста). Определяет последовательность технологической цепочки (с IV класса самостоятельно) и выполняет задания.

Рекомендуется выставка изделий с последующим анализом. Выставки работ лучше организовывать по тематическому, технологическому и возрастному принципу. Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны педагога. Если педагог во всем направляет ребенка, помогая ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность ребенка, тормозит его развитие. Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.А.Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно - технологическим картам или образцам не следует ограничивать детей жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставить задуматься.

Большое место в процессе обучения занимает развитие воображения, так как оно напрямую связано с формированием всех технологических процессов н эмоций. Благодаря игровым приемам на занятиях не бывает однообразия, скуки, дети чувствуют свою значимость, и уже нет необходимости привлекать их внимание. На каждом занятии с ребятами вместе учатся шить игрушка два забавных клоуна Ниткин и Иголкин. А еще частенько приходит в гости Настя -Мастерица.

Занятия в кружке по пошиву мягкой игрушки способствуют возникновению сюжетно - ролевой игры во взаимодействии между детьми. Однако уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от формирования мелких мышц пальцев рук (моторных способностей) и их взаимодействия, что положительно сказывается на интеллектуальном развитии ребенка. Замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Программа позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.

На занятиях используются пословица, поговорки, стихи, придуманные рассказы о городе Швейных Принадлежностей, волшебном магазине тканей. Особое место на занятиях уделяется сказке. Именно сказка формирует у детей представление о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном в жизни, формирует основы его нравственных представлений. Сочетание слов и разных материалов (их цвет, объем и т.д.) создает незабываемые художественные образы у ребенка.

На занятиях по изготовлению игрушек давать образец или варианты образцов, выполненных детьми или педагогом. Во всех возрастных группах используются разные виды показа способов выполнения работ. Полный показ чаще применяется в работе с малышами. С детьми старшего возраста при выполнении сложных работ возможен поэтапный показ. Когда работа несложная, можно использовать полный или частичный показ.

В работе с детьми применяются дидактические таблицы, объясняющие порядок выполнения поделки. Постепенно дети учатся планировать процесс создания образа игрушки. Практика показывает: увлечение ребят поначалу лишь непосредственным изготовлением мягкой игрушки постепенно перерастает в стремление самим придумывать и создавать образ, а затем воплощать его в материал.

Условия реализации программы

Помещение и оборудование.

Для занятий требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным и вечерним освещением. Люминесцентные лампы создают бестеневое освещение, близкое к естественному.

Красивое оформление мастерской, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению культуры их труда и творческой активности. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели (столы, стулья, шкафы, стеллажи), инструменты и приспособления, хранящиеся отдельно и в определенном порядке. Комплекты выкроек - лекал хранятся в отдельных конвертах.

Наглядные пособия.

Применения наглядных пособий играет большую роль в усвоении детьми нового материала Средства наглядности позволяют дать детям разностороннее понятие о каком - либо образце или выполнении определенного задания, способствует более прочному усвоению материала Они необходимы при объяснении задания или в процессе беседы. Это красочные таблицы графического изображения игрушек и чертежи к ним. Их используют в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении игрушек.

На занятиях широко применяют образцы игрушек, выполненных руководителем кружка или кружковцами. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделия. Они служат и наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов швов, оформления. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, ее истории и др. Помогут лучше воспринимать материал диапозитивы н учебные диафильмы, сопровождаемые объяснением руководителя.

В помощь освоению программы мной составлена серия брошюрок «Сшей игрушку сам». С пожеланиями, рекомендациями, правилами техники безопасности, выкройками в натуральную величину, с подробным описанием всего технологического процесса создания игрушки, советами, дающими возможность ребенку выступить в роли творца.

Материалы, инструменты, приспособления.

Ткани желательно подбирать различные по цвету, фактуре, видам. Для изготовления игрушки рекомендуется использовать коротковорсовый мех, а длинноворсовый для отделки как игрушек из ткани, так и из искусственного меха.

Для пошива игрушек нужны крепкие нитки различных расцветок. Для соединения частей игрушек и оформления изделий тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы. Картон необходим для изготовления выкроек - лекал и каркасов некоторых видов игрушек.

Поролон, проволока, вата, синтепон тоже необходимы для работы. Поролон и проволоку используют для каркасов плоских и объемных игрушек. Ватой и синтепоном набивают сшитые формы игрушек. Необходимы ножницы, иголки, наперстки.

Для разглаживания ткани нужен утюг, а для изготовления глаз по придуманной в нашей фабрике новой технологии нужна электроплита Нужна спецодежда, которую после занятий убирают в определенное место. 

Знания и умения учащихся

К концу учебного года можно говорить о сформированности у учащихся творческой активности:

- творчески использовать жизненные наблюдения и собственную фантазию в процессе создания игрушек;

- творчески использовать средства художественного выражения, прилагать максимум , творческих усилий для общего успешного выполнения коллективных работ;

- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;

- проявлять творческий интерес к обсуждению выставок собственных игрушек.

О сформированности знаний. Каждый ученик должен знать:

- правила безопасности труда и личной гигиены;

- название, назначение, правила пользования ручными инструментами;

- приемы работы с выкройками;

- способы контроля деталей кроя;

- правила раскроя, соединения н оформления деталей игрушки;

- различные материалы, используемые в изготовлении мягких игрушек;

- виды швов;

- правила набивки;

- иметь представление о народной игрушке.

Список использованной литературы

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мягкая игрушка своими руками. - М: Рольф, 2001.

2. Дайн Г. Л. Игрушечных дел мастера - М.: 1993.

3. Ефимова А.В. Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. Из опыта работы. – М., Просвещение, 1978.

4. Левина М.Н. 365 кукол со всего света - М.: Рольф, 2001.

5. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек - сувениров: Пособие для руководителя кружков. - М.: Просвещение, 1983.

6. Мягкая игрушка - М.: РнполКласснк; СПб.: Валери СПД, 2001.

7. Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов - на - Дону.: Издательство Ростовскс университета, 1993.

8. Орехова Н.Д Для уроков и внеклассных занятий по трудовому обучению: пословицы, поговорки и загадки об инструментах // Начальная школа - 1994 - №3.

9. Петухова В.И. ШиршиковаКП. Мягкая игрушка Издатель И.В. Балабанов. - М. 1998.

10. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка - Л, 1970.

11. Юров В.К. Волшебный мир народной игрушки. Издатель И.В. Балабанов. - М. 1999.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".