Приложение 1
к уроку русского языка
учителя Моргаушского лицея
Щегловой А.Г.

Изобразительно-выразительные средства языка и речи

Термин Определение Примеры
Аллегория (иносказание) Изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. В баснях аллегорическое воплощение: лиса - хитрости, заяц - трусости, волк - злобы и жадности, осёл - глупости. Аллегоричным является стихотворение А.С.Пушкина "Арион".
Анафора (единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. Например, стихотворение К.Симонова "Жди меня". В стихотворении Г.Державина "Русские девушки" пять строк начинаются с как.
Антитеза (противопоставление) Контраст, противопоставление явлений, понятий, образов, состояний и т.п.
Часто выражается с помощью антонимов.
Не плоть, а дух растлился в наши дни.(Ф.Тютчев)
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.(А.Пушкин)
Прием антитезы лежит в основе рассказа Л.Толстого "После бала".
Бессоюзие Намеренный пропуск союзов для придания тексту динамичности. Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет.(А.Пушкин).
Гипербола (преувеличение) Чрезмерное преувеличение свойств предмета; количественное усиление признаков предмета, явления, действия. Я поля влюбленным постелю -
Пусть поют во сне и наяву. (В.Высоцкий)
В сто сорок солнц закат пылал,
В июль катилось лето. (В.Маяковский)
Градация Расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости. Развернутая многоплановая градация лежит в основе композиции "Сказки о рыбаке и рыбке" А.Пушкина. Чудесный улов также описан с помощью градации.
Инверсия Намеренное нарушение обычного (прямого) порядка слов. И долго милой Мариулы
Я имя нежное твердил. (А.Пушкин)
. Он из Германии туманной
привез учености плоды. (А.Пушкин).
Ирония (скрытая насмешка) Употребление слова или высказывания в смысле, противоположном прямому. Обратный смысл может быть придан обширному контексту или целому произведению. Отколе, умная, бредешь ты, голова?(И.Крылов)
Пример иронического произведения - стихотворение М.Лермонтова "Благодарность" (здесь ирония доходит до сарказма - высшей степени проявления иронии).
Литота Выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Н.А.Некрасов)
Метафора Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. Разновидность - развернутая метафора. Своими горькими слезами
Над нами плакала весна.
Огонь мерцал за камышами,
Дразня лихого скакуна. (А.Блок)
В саду горит костер рябины красной.(С.Есенин)
Метонимия Слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениямию "И скоро ль, на радость соседей-врагов, / Могильной засыплюсь землею?"
Многосоюзие Повторение союзов для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы. (А.Пушкин)
Оксюморон (или оксиморон) Сочетание противоположных по значению слов с целью необычного выражения какого-либо нового понятия, представления. Люблю я пышное природы увяданье.(А.Пушкин).
Мы любим все - и жар холодных числ,
и дар божественных видений. (А.Блок).
Живой труп" Л.Толстого
Олицетворение Перенесение свойств человека (лица) на неодушевленные предметы, явления природы или животных. Разновидность - развернутое олицетворение. Луна хохотала, как клоун (С.Есенин).
Полночь в моё городское окно
Входит с ночными дарами. (А.Твардовский).
Пример развернутого олицетворения - стих-е М.Лермонтова "Утёс".
Параллелизм Одинаковое синтаксическое построение смежных предложений. Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов)
Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами.(М.Цветаева)
Парцелляция Расчленение фразы на части или отдельные слова; намеренное нарушение границ предложения. Боюсь гостиниц. Может, потому, Что чувствую, что в номере когда-то Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата.(Е.Винокуров)
Перифраз (перифраза) Оборот речи, заменяющий слова или словосочетания; указывает на признаки неназванного предмета. Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…(А. Пушкин).
Вместо С.-Петербург - северная столица, город на Неве, северная Пальмира и т.п.
Риторический вопрос Вопросительное предложение, заключающее в себе не вопрос, а сообщение. Ставится не для получения ответа, а для привлечения внимания к изображаемому явлению. Есть ли смысл обманывать себя?
Разве добрые дела совершаются для похвалы или награды?
Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Не выбрать времени? (С.Львов).
Риторическое восклицание Усиливает в сообщении выражение чувства. Какое лето, что за лето!
Да это просто колдовство. (Ф.Тютчев)
Что за прелесть эта Наташа! (Л.Толстой)
Риторическое обращение Подчеркнутое обращение к кому-чему-либо, выражающее отношение автора к объекту. О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия.. (Ф.Тютчев).
Дух бродяжий! Ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.(С. Есенин).
Символ Многозначный предметный образ, объединяющий собой разные планы изображаемого на основе их существенной общности, родственности. Символичны образы в стихотворениях "Анчар" А.Пушкина, "Парус", "Три пальмы" М.Лермонтова, "Фонтан" Ф.Тютчева, "Стихи о Прекрасной Даме" А.Блока.
Сравнение Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.(С.Есенин)
Капли росы - белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (В.Солоухин).
Лед неокрепший на речке студеной
словно как тающий сахар лежит. (Н.Некрасов).
Золотою лягушкой луна
распласталась на тихой воде.(С.Есенин).
Ее глаза - как два тумана,
полуулыбка, полуплач. (Н.Заболоцкий).
Ходить по-утиному; сидеть по-турецки; бежит как на пожар.
Развернутое сравнение Сравнение ряда сторон, ряда признаков сложного явления (обычно с помощью союза как). Чудный град порой сольется
Из летучих облаков;
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов:
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.(Баратынский.)
Умолчание Внезапно прерванное высказывание в расчете на догадку читателя. С тобой летят, летят часы,
Язык безмолвствует…одни мечты и грёзы… (Д.Давыдов)
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж…Да что? моей судьбой,
Сказать по правде, очень
Никто не озабочен. (М. Лермонтов)
Эллипсис Пропуск во фразе какого-либо слова, логически подразумевающегося. Богаты мы, едва {вышли}из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом.(М.Лермонтов)
Эпитет Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего метафорическое прилагательное); "красочное" определение. Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями. Капельки хрустальной влаги; седой росный луг (В.Солоухин).
От весел к берегу кудрявый след бежал (А.Фет).
Пала царственная Троя. (Ф.Тютчев).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком
(С.Есенин).
Ср.: белый снег, мягкий снег - определительные прилагательные; сахарный снег, лебяжий снег - эпитеты.
Эпифора (концовка) Повторение слов или выражений в конце смежных предложений. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.Блок) Конец трех строф стихотворения А.Пушкина "Певец".
Приложение 3
к уроку русского языка
учителя Моргаушского лицея
Щегловой А.Г.
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость.
(2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете.
(3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные.
(4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы "очаровательной красоты" (так говорила о них Катерина Ивановна).
(5)Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами.
(6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.
(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.
(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - уж вы не взыщите с меня, со старой.
(9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад.
(10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым.
(11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.
(12)Она одевалась очень долго.
(13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.
(14)Уже вечерело.
(15)Сад облетел.
(16)Палые листья мешали идти.
(17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда.
(18)Далеко над лесом висел серп месяца.
(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.
(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала.
(21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.
(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости!
(23)Не дай вам бог!
(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
(по К.Г. Паустовскому)

Приложение 1
к уроку русского языка
учителя Моргаушского лицея
Щегловой А.Г.
Задание 1. Россия, Русь - куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.(Н.Рубцов)
1. Какое слово в стихотворении выражает его главную мысль?
2. Найдите в тексте и выпишите:
а) метафору;
б) анафору;
в)перифраз

Задание 2. Вечер мглистый и ненастный
Чу, не жаворонка ль глас?
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мертвый час?..
Гибкий, резвый. Звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час,
Как безумья смех ужасный.
Он всю душу мне потряс!..

Соотнесите номер строки (строк) и название изобразительно-художественного средства.
А - антитеза,
Б - эпитет,
В - сравнение,
Г - градация,
Д - перифраз,
Е - риторический вопрос.
Задание 3.
СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других?
(И.Бунин)

1. Укажите номера строк, в которых есть следующие изобразительно-художественные средства:
А. Эпитет.
Б. Метафора.
В. Риторический вопрос.
Г. Олицетворение.
Д. Оксюморон.
Е. Аллитерация.

2.Основной прием стихотворения:
а) антитеза;
б) олицетворение;
в) аллегория
Задание 4.
а)найдите изобразительно-выразительные средства.

Был прекрасный июньский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

б)найдите изобразительно-выразительные средства.

Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.