Аннотация
Умение определять тропы и стилистические фигуры необходимо для современного школьника. Большую часть различных сведений современные дети получают через средства массовой информации, которые активно используют в своей практике различные изобразительно - выразительные приемы языка.
Существует пословица: "Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь". И нет для такого понимания лучшего помощника, чем персональный компьютер.
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-математического цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками учителя, преподающего русский язык и литературу.
В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ, в котором присутствуют вопросы на данную тему. За время своей работы (каждый год у меня выпускной класс, причем сдает ЕГЭ по русскому языку 100% учащихся) я убедилась в том, что учащиеся испытывают затруднения в определении изобразительно-выразительных средств, встречающихся в текстах.
Задание В8 относится к самым сложным. Разработчики тестов, анализируя результаты экзамена по русскому языку в 2005 г., отмечают, что выпускники имеют весьма слабое представление об изобразительно-выразительных возможностях языка (тропах и фигурах речи), так как работе с языковыми средствами в школе уделяется явно недостаточно внимания. Кроме того, подчеркивается: "Не все учащиеся понимают, что в качестве средств выразительности в текстах могут быть использованы, казалось бы, обычные слова и синтаксические конструкции".
Разработанный урок, по моему мнению, должен помочь наиболее успешному усвоению темы. Примеры изобразительно-выразительных средств взяты из рекламы, которая всегда на слуху и на виду, учащиеся прекрасно знают рекламные ролики, так как они яркие, образные. Помимо всего, знание изобразительных средства языка способствует развитию коммуникативных способностей.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет усилить мотивацию учения, активно вовлекать учащихся в учебный процесс, дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала, расширить наборы применяемых учебных задач.
Методика использования ИКТ на уроке
Существует пословица: "Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь". И нет для такого понимания лучшего помощника, чем персональный компьютер.
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Каждый образованный человек, и тем более учитель, должен иметь хотя бы элементарные знания, умения и навыки работы на ПК. Компьютеры могут и должны использоваться не только на уроках естественно-математического цикла. Они могут стать незаменимыми помощниками учителя, преподающего русский язык и литературу. В наши дни использование компьютера на уроках стало особенно актуально в связи с подготовкой и проведением ЕГЭ.
Естественно, при этом необходимо пересмотреть существующую методическую модель "учитель - учебник - ученик". Она будет выглядеть так: "учитель - учебник - компьютер - ученик".
Персональный компьютер может быть использован в процессе индивидуальных занятий во внеурочное время и фрагментарно на уроке: для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний.
В подготовке к уроку ИКТ оказали мне неоценимую услугу. Для оформления слайдов использованы ресурсы Интернета, в котором были найдены примеры рекламы, демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку, тексты для работы на уроке и домашнего задания.
В ходе урока демонстрировались слайды, чтобы учащиеся визуально могли воспринять информацию. На экран проецировались и задания, которые выполнялись учащимися на уроке, и репродукция картины, и примеры рекламы.
Преимущество использования ИКТ на уроке в том, что заранее подготовленный материал всегда под рукой, в любой момент можно использовать диск с записанным уроком для повторения или для изучения новой темы. Учащиеся могут работать с материалом самостоятельно.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения.
Определённые трудности в изучении отдельных тем русского языка связаны с тем, что
- во-первых, коммуникативно-деятельностный подход реализуется не полностью;
- во-вторых, по-прежнему несовершенна система контроля и оценки знаний: учащиеся узнают результаты тех или иных своих умственных действий не сразу, а через некоторый промежуток времени (чаще всего на следующем уроке), в то время как для большей эффективности в обучении необходима оперативная обратная связь;
- в-третьих, необходима принципиально новая организация урока, при которой учащиеся могли бы при наименьших временных затратах усваивать учебный материал и учиться реализовывать его в своей речевой практике.
Конспект урока
"ВИДЫ ТРОПОВ И СТИЛИСТИЧЕСКИХ ФИГУР"
Предмет: русский язык, урок-обобщение
Тема: "Виды тропов и стилистических фигур"
Продолжительность: 1 урок (45 минут)
Класс: 11
Технологии: мультимедийный проектор, компьютер, телевизор, видеомагнитофон
Цели урока:
- - показать роль тропов и фигур речи в достижении образности;
- - формировать навыки культуры речи;
- - воспитывать у учащихся любовь к художественному слову.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал
Ход урока
Сообщение темы урока.
(слайд 1)
На экран проецируются высказывания писателей о русском языке.
(слайд 2)
Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
Паустовский К.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи.
Гоголь Н.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
Куприн А.
Слово учителя.
Мы говорим, что русский язык - язык великой культуры. Но Великая культура немыслима без постоянного внимания к тому языку, на котором она создается.
Русский язык бывал главным героем больших произведений и предметом отрывочных, мимолетных высказываний, которые нередко тоже стоили целых томов.
Те цитаты, которые вы видите на экране, служат доказательством моим словам.
Постепенно сформировалась подлинная сокровищница знаний о русском языке.
Мы неоднократно говорили с вами о том, как прекрасен русский язык, при помощи чего достигается красота его, поэтому произведения русской литературы пользуются популярностью во всем мире. Эта красота достигается при помощи различных языковых средств, в том числе, изобразительно-выразительных.
Всем вам предстоит сдавать ЕГЭ по русскому языку. Многие испытывают трудности в решении задания В8, которое связано с определением изобразительно-выразительных средств.
Сегодня мы посвятим урок тому, чтобы на примере рекламы изучить те тропы и стилистические фигуры, которые наиболее часто встречаются в текстах.
Объяснение нового материала.
- На дом вам было задано выучить определение изобразительно-выразительных средств. Я думаю, что вы все хорошо подготовились, поэтому выполнить задание вам не составит труда. (На предыдущем уроке учащиеся получили таблицы "Изобразительно-выразительные средства", которыми они пользуются на уроке.)
(Слайд 3)
Прочитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова.
НИЩИЙ
У врат
обители святой (1)
Стоял просящий подаянья
Бедняк
иссохший, чуть живой (2)
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами
горькими (3), с тоскою.
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою! (М.Ю. Лермонтов)
Соотнесите подчеркнутые слова и выражения с названиями изобразительно-выразительных средств:
А - эпитет,
Б - градация,
В - перифраз. (1 - В, 2 - Б, 3 - А)
Основной прием в стихотворении:
а) параллелизм;
б) аллегория;
в) сравнение;
г) антитеза.
Задание: в течение трех минут описать портрет старика, используя изобразительно-выразительные средства, дать название тексту (портрет проецируется на экран).Работа выполняется под сопровождение в/ф "Великие водопады".
(Слайд 4)
Работа с классом (сообщения учащихся о тропах, на слайдах приводятся примеры выразительных средств, ход урока сопровождается объяснением учителя).
Троп (греч. tropos - поворот) - оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Для того, чтобы все это было понятнее, обратимся к рекламе, с которой сталкиваемся ежедневно.
(Слайд 5)
Большую роль играют в рекламном тексте эпитеты - слова, определяющие предметы или действия, подчёркивающие в них какое-либо характерное свойство или качество. Эпитеты уместны, например, в заголовках: "Ослепительный хрусталь", "Солнечные хохломские изделия", "Lenor Детский. Волшебная мягкость". Нельзя смешивать с определительными прилагательными, являющимися просто предметными и логическими определениями.
(Слайд 6)
Определите, в какой из групп приведены эпитеты, а в какой - определительные прилагательные?
Белый снег, падающий снег
Сахарный снег, лебяжий снег
(Слайд 7)
Часто для создания рекламного образа используется сравнение - сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Например: "Креветки - это те же раки, только морские", "Наши шёлковые ткани лёгкие, как воздух", "Поговорим о цвете ярком, как крик, нежном, как шепот"
(Слайд 8)
Используется в рекламных текстах и метафора, то есть слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений: "Здоровье в прозрачном бокале" (реклама соков), "Окаменевшие слёзы природы" (реклама янтаря), "Ваша кожа дышит, восхищая красотой и здоровьем"
(Слайд 9)
Дополнительную окраску рекламному объявлению придаёт употребление метонимии - слова или выражения, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Например: "Они рассказали об этом кистью, выразили цветом. Под их руками Средняя Азия и Кавказ раскрыли глубины своей красоты, своей мудрости…" (реклама художественной выставки), "На скоростных трассах нет места велосипеду".
(Слайд 10)
Чтобы подчеркнуть исключительность какого-то качества рекламируемого товара, авторы обычно прибегают к гиперболе - образному выражению, содержащему непомерное преувеличение определённого качества какого-либо предмета, явления. "Весь мир на вашем столе" (реклама журнала "Newsweek"). "Икар долетел бы до Солнца, если бы его крылья были сделаны из тугоплавких металлов" (реклама металлов).
(Слайд 11)
Весьма эффективен приём олицетворения - перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия. " Когда стирает "Лада", подсинивать не надо" (реклама моющего средства); "Даже в ночное время глаз видеокамеры не подведёт вас".
(Слайд 12)
Иногда в рекламных текстах используется перифраз - оборот, в котором название предмета или явления заменяется описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: "О тех, для кого палуба стала землёй, расскажут вам экспозиции постоянной выставки "Морской флот СССР", "blend-a-med Здоровая страна".
Выполнение тренировочных упражнений.
(Слайд 13)
Упражнение 1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Я три тарелки съел.
И.Крылов
(Метонимия)
(Слайд 14)
Упражнение 2. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
С.А.Есенин
(Метафора)
(Слайд 15)
Упражнение 3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Редкая птица долетит до середины Днепра
Н.В.Гоголь
(Гипербола)
(Слайд 16)
Упражнение 4. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
К ней прилегла в опочивальне
ее сиделка - тишина.
А.Блок
(Олицетворение)
(Слайд 17)
Упражнение 5. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
"Пиши ко мне хотя бы для того, что я в отчизне галушек, вареников, волов, мазанок и чубов".
Из письма К.Батюшкова Н.Гнедичу
от 10 июля 1815 года.
(Перифраз)
(Слайд 18)
Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Они-то и придают динамику рекламе, повышают её результативность. Рассмотрим основные стилистические фигуры.
(Слайд 19)
Парцелляция - членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких фразах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Например: "Сберегательный банк - ваш экономический советник. Вы помните себя в 16? Правда, прекрасная пора? Время надежд. Стремлений. Желаний. Время, когда кажется, что самое лучшее у тебя ещё впереди, и ты готов одолеть любые вершины…", "Моменты Kodak. Каждый день".
(Слайд 20)
Часто в рекламе используются вопросно-ответные конструкции. Составитель старается предугадать вопросы потребителя, задаёт их и отвечает на них. Это стимулирующий приём, так как он вызывает активный, повышенный интерес со стороны потребителей, например: "Вы хотите вернуть опрятный вид своей любимой зачитанной книге? Привести в порядок газетные вырезки и детские книги вашего ребёнка? Пополнить свою библиотеку последними новинками современной журнальной прозы и публицистики? Если да - то запишите адреса, где принимаются заказы на переплёт книг и журналов…", "Хотите 1.000.000?!! Играйте на 1 канале".
(Слайд 21)
Анафора (единоначатие) - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения или отрывков, из которых состоит высказывание. Например: "Новые технологии, новые возможности…" (реклама телевизоров), "Мы не просто влюбляемся,
мы падаем в любовь. Безрассудно и с ясной головой. Мы падаем в любовь сразу и без остатка. Мы влюбляемся в других, как будто увидев свое отражение".
(Слайд 22)
Эпифора (единоокончание) - повторение слов или выражений в конце предложения или смежных отрывков. Например: "Ценные бумаги на предъявителя - сертификаты…Удобная форма долговременного хранения денежных средств - сертификаты".
(Слайд 23)
К этим фигурам близок
параллелизм - одинаковое синтаксическое построение отрезков речи. Например: "Редакционно-производственный кооператив "Текст" - это творческое объединение на кооперативной основе писателей, журналистов, литературных критиков, художников, переводчиков, редакторов. "Текст" - это и такие признанные авторитеты, как братья Стругацкие и Кир Булычёв, и молодые литераторы, не признающие никаких авторитетов… "Текст" - это надёжный партнёр, ставящий постоянство и стабильность отношений выше сиюминутной выгоды…", "Ласкает кожу. Ласкает чувства."
(реклама гель-крема для душа Palmolive)
(Слайд 24)
Часто используется в речи
антитеза - оборот речи, в котором для усиления выразительности и лучшего запоминания текста используются противоположные понятия. "По малой воде на большой скорости" (реклама пассажирского теплохода).
(Слайд 25)
Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся (реже - уменьшающееся) значение, благодаря чему создаётся нарастание (ослабление) производимого ими впечатления. Обычно градацию применяют, когда приводят различные цифровые сопоставления и располагают их по мере усиления: "Уход, защита, восстановление, гарантия еще более сияющего цвета".
(Слайд 26)
Для усиления психологического воздействия на читателей нередко используется обращение. Риторическое обращение - стилистическая фигура, состоящая в подчёркнутом обращении к кому-либо для усиления выразительности. Реклама, обращённая к конкретной категории читателей, обладает наибольшей действенностью. Например: "Любители охоты!", "Автолюбители!", "Дорогие женщины!"
(Слайд 27)
Риторический вопрос - стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя или слушателя: "За час до вылета салат с креветками в вине, свежие огурцы и помидоры, вырезка по-внуковски, корейка по-внуковски. Вкусно. Не правда ли? Отправляясь в воздушное путешествие из аэропорта "Внуково", не забудьте попробовать эти деликатесы", "Кто сказал, что микробы живут только в туалете?"
(Слайды 28,29)
Широко используются в рекламном тексте восклицательные предложения, прямая речь. Например: "Удивите гостей!…".
Выполнение тренировочных упражнений.
(Слайд 30)
Упражнение 1. Какая стилистическая фигура использована в данном отрывке?
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством. М.Лермонтов
(Анафора)
(Слайд 31)
Упражннеие 2. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данной частушке?
Молодым везде у нас дорога,
Старикам везде у нас почет.
В. Лебедев-Кумач
(Параллелизм)
(Слайд 32)
Упражнение 3. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в данном отрывке?
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная...
Н.Некрасов
(Антитеза)
(Слайд 33)
Упражнение 4. Прочитайте стихотворение
СЕРЕНАДА
Тихо вечер догорает,
Горы золотя;
Знойный воздух холодает, -
Спи, мое дитя.
Соловьи давно запели,
Сумрак возвестя;
Струны робко зазвенели, -
Спи, мое дитя.
Смотрят ангельские очи,
Трепетно светя;
Так легко дыханье ночи, -
Спи, мое дитя. (А.Фет)
1. Основной прием в стихотворении:
а) олицетворение;
б) синтаксический параллелизм;
в) аллегория.
2. Выделенные сочетания слов - это:
а) сравнение;
б) метафора;
в) символ.
3. Подчеркнутое сочетание слов - это:
а) анафора;
б) эпифора;
в) лексико-синтаксический повтор.
Учитель знакомит учащихся с изменениями, которые произошли в задании В8.
(Слайд 34)
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 - А31, В1 - В7.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.
(Слайд 35)
"К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ - также подчёркивают замысел автора.
___ "серп месяца" создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста."
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) литота
3) фразеологизм
4) ирония
5) метафора
6) парцелляция
7) вопросно-ответная форма изложения
8) экспрессивный повтор
9) риторический вопрос
10) восклицательные предложения
Самостоятельная работа с текстом
Учащимся раздаются карточки с отрывком из рассказа К.Паустовского "Телеграмма", выполняется задание В8.
Подведение итогов урока, вывод
(Слайд 36)
Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в рекламе?
Какую роль играют изобразительно-выразительные средства в художественном тексте?
Задание на дом
Домашнее задание: выполнить упражнения
Задание 1.
Россия, Русь - куда я ни взгляну.
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.(Н.Рубцов)
1. Какое слово в стихотворении выражает
его главную мысль?
2. Найдите в тексте и выпишите:
а) метафору;
б) анафору;
в) перифраз.
Задание 2.
Вечер мглистый и ненастный
Чу, не жаворонка ль глас?
Ты ли, утра гость прекрасный,
В этот поздний, мертвый час?..
Гибкий, резвый. Звучно-ясный,
В этот мертвый, поздний час,
Как безумья смех ужасный.
Он всю душу мне потряс!..
Соотнесите номер строки (строк) и название изобразительно-художественного средства.
А - антитеза, Б - эпитет, В - сравнение,
Г - градация, Д - перифраз, Е - риторический вопрос.
Задание 3. СТАРАЯ ЯБЛОНЯ
Вся в снегу, кудрявом, благовонном,
Вся-то ты гудишь блаженным звоном
Пчел и ос, завистливых и злых...
Старишься, подруга дорогая?
Не беда. Вот будет ли такая
Молодая старость у других?
(И.Бунин) 1
2
3
4
5
6
1. Укажите номера строк, в которых есть
следующие изобразительно-художественные
средства:
А. Эпитет.
Б. Метафора.
В. Риторический вопрос.
Г. Олицетворение.
Д. Оксюморон.
Е. Аллитерация.
2.Основной прием стихотворения:
а) антитеза;
б) олицетворение;
в) аллегория
Задание 4.
Найдите изобразительно-выразительные средства.
а) Был прекрасный июньский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, - и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.
б) Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно, и неизбежная ночь стала их догонять. Чуя ее за своею спиною, притих даже неугомонный Бегемот и, вцепившись в седло когтями, летел молчаливый и серьезный, распушив свой хвост. Ночь начала закрывать черным платком леса и луга, ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу, теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите, ни мастеру, чужие огоньки. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на нее сверху и выбрасывала то там, то тут в загустевшем небе белые пятнышки звезд. Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы.