Работа классного руководителя с родителями
Практико-ориентированный семинар

            Сегодня нередко в средствах массовой информации, на педагогических конференциях, педсоветах и родительских собраниях обсуждается вопрос: кто в ответе за воспитание ребенка - семья или школа? Педагоги обычно единодушны - все идет из семьи (чаще плохое). Но родители с этим не согласны: "В школе сын (или дочь) проводит больше времени, мы его видим только перед сном". А иногда они прямо нападают на школу: "Дома у нас не ругаются матом. Не курят… Это он у вас в школе научился!"
           Так кто же в ответе за то, чтобы социализация ребенка прошла благополучно, чтобы он мог с успехом учиться, общаться, развиваться? Конечно же, и семья, и школа в равной мере должны участвовать в процессе социализации ребенка. А для того, чтобы заинтересовать родителей в совместной деятельности, нужно отходить от старых форм работы, предлагая им проблемные методы, таких как детско-родительская деловая игра, круглый стол, тренинг, направленных не столько на информирование родителей, сколько на побуждение к размышлению о закономерностях развития ребенка, к поиску других, непривычных способов воздействия. Психологи полагают, что включение родителей в проблемные методы поможет им отойти от привычных, известных с детства и не всегда эффективных стереотипов воздействий, а подойти к воспитанию ребенка как к процессу творчества. И тогда в любой трудной ситуации родители смогут самостоятельно найти пути для ее творческого преодоления.
           Сегодня мы предлагаем вам стать участниками тренинга для родителей на тему "Ваш ребенок - пятиклассник". Опыт работы с родителями показывает, что эффективность занятий с родителями зависит от качественной подготовки, поэтому важно использовать не только различные диагностические методы, но и фото- и видеосъемку. Время проведения: октябрь (конец первой четверти).
Подготовительный этап:
1. Анкетирование по опроснику С.В.Левченко "Чувства, которые я испытываю в школе";
2. Видеозапись интервью с учащимися, в ходе которого пятиклассникам задаются следующие вопросы:
1) Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?
2) С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5-м классе? И удалось ли тебе их преодолеть?
3) Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть, даже что-то искренне пообещать?
3. Видеозапись фрагментов уроков одного учебного дня.
Цель тренинга: психологическое просвещение родителей; знакомство их с психологическими особенностями возраста;  анализ основных трудностей, возникающих при переходе учащихся в среднее звено.
Контингент участников: родители учащихся 5-го класса, бывший учитель начальных классов, классный руководитель, психолог.
Оборудование и материалы: телевизор; видеомагнитофон;  видеоматериалы с записью группового интервью учащихся 5-го класса, видеоматериалы с записью фрагментов уроков "Один учебный день пятиклассника"; индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации учащихся (по методике Н.Г.Лускановой); гистограммы уровня школьной мотивации учащихся класса; сравнительные гистограммы уровня успеваемости учащихся в 4-м классе и первой четверти 5-го класса; данные анкетирования "Мои чувства в школе" по методике С.В.Левченко; "открытые письма родителям", написанные детьми; памятки для родителей пятиклассников; аудиозапись спокойной инструментальной музыки; игрушка "сердечко".

I. Выступление ведущего.
         Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, а связаны также с организацией жизни в школе в целом и с психологической атмосферой в семье.
        Возраст учащихся 5-го класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка.
         Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пытается найти собственную уникальность, познать собственное "Я". По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.
         Именно ввиду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.
         Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем  организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.
         Таким образом, переходя из начальной школы в среднюю, ребенок подвержен не только внешним, но и внутренним изменениям. Необходимо обратить внимание родителей на значимость эмоционально близкого общения с детьми, помочь им установить именно такие отношения.
II.   Упражнение "Поделись чувством".
В качестве эмоционального разогрева родителей ведущий предлагает им по очереди закончить предложения, передавая друг другу "сердечко", символ откровенности:
"Хорошие качества моего ребенка - это …"
"Мне в моем ребенке нравится то, что …"
Опыт показывает, что преобладающее большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации к обучению в среднем звене. А с какими трудностями пришлось встретиться вашему ребенку в 5-м классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали еще в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешенными до сих пор. Родители говорят о трудностях своего ребенка, передавая сердечко.
           В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что:
* очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого;
* непривычное расписание уроков (новый режим);
* много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены;
* нередко появляются новые дети в классе;
* новый классный руководитель;
*имеют место проблемы со старшеклассниками.
          В ходе просмотра видеозаписи родители имеют возможность соотнести свое видение ситуации с реальными трудностями своего ребенка.
           С переходом ребенка в среднюю ступень обучения возникают не только внешние трудности, но и трудности в общении между родителями и детьми. Они приводят к важному последствию, которое отражено в притче. Послушайте ее, пожалуйста.
III.     Житейская история.
           "Красные кони… Синяя трава…"
(притча)
Почему же трудности в общении приводят к снижению искренности? Давайте решим такой пример: трудности в общении + … = снижение искренности. (Слайд)
      Родителей нужно подвести к выводу, что вторым слагаемым является любовь детей к родителям. Суть в том, что ребенок меняется, но видит, что окружающих тревожат эти изменения. Он замечает, что с ним становится трудно. При этом он не хочет огорчать горячо любимых родителей, боится потерять их любовь.
IV.     Упражнение "Экзамен для родителей". Работа в подгруппах.
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Родителям предлагается ответить на ряд вопросов. Они могут быть оформлены на своеобразных "билетиках". Вопросы:
1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4-м классе? Сколько учебных предметов изучается  вашим ребенком в 5-м классе?            
2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4-м классе? Какова недельная учебная нагрузка  у вашего ребенка в 5-м классе?
3. Сколько учителей обучало вашего ребенка в 4-м классе? Сколько учителей обучает вашего ребенка в 5-м классе?
4. Кто "новенький" в классе?
5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным (с большим количеством уроков)?
6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4-м классе? Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий
в 5-м классе?
7. Какие факультативные курсы были у детей в 4-м классе?  Какие факультативные курсы есть  у детей в 5-м классе?
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов.

V.  Выступление ведущего.
          Для пятиклассника, приходящего в школу 1 сентября, все оказывается новым. И поэтому возникает необходимость в адаптации - привыкании к новым условиям обучения. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей:
Слайд - трудности школьной жизни
- возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать, не успевают;
- возросший объем работы как на уроке, так и дома;
- новые требования к оформлению работ;
- необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.
           В случае трудностей адаптации о них могут свидетельствовать следующие признаки:
Слайд - признаки трудностей адаптации.
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации - реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:
Слайд - виды дезадаптации
1. Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Соматическая - отклонения в здоровье ребенка.
5. Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в школе.
          Таким образом, наша единая задача заключается в создании условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене. Самое главное - помочь ребенку в ситуации адаптации к средней школе, обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
         Для того, чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие проблемы имеют место в теперешней ситуации. Для этого давайте обратимся к результатам диагностики.
VI.    Сравнительный анализ уровня усвоения учебной программы в 4-м классе и за 1 четверть 5-го класса.
        Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, отражающими средний балл успеваемости каждого ребенка за 4-й класс и 1 четверть 5-го класса.
        По этическим соображениям фамилии учащихся класса не пишутся, под столбиками гистограммы проставляются номера, которые присваиваются учащимся. Каждому родителю раздается по карточке, на которой указана  фамилия его ребенка и соответствующий ей номер. Гистограмма дает возможность родителям не только определить характер изменения успеваемости ребенка, но и оценить уровень его успеваемости по сравнению с другими учащимися класса.
        Производится краткий анализ данных, отражающий количество детей, повысивших и снизивших средний балл успеваемости. Обращается внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о наличии определенных трудностей адаптационного периода.

VII.   Анкета школьной мотивации
        Для  эффективного учения важны обретение ребенком личностного смысла учения и сформированность основных мотивов учебной деятельности. Поэтому вполне целесообразным является изучение уровня школьной мотивации пятиклассников.
       Ведущий знакомит родителей с пятью основными уровнями школьной мотивации, дает их краткую характеристику (по Н.Г.Лускановой). Выделяются основные факторы, влияющие на уровень школьной мотивации: уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдельным педагогом, личность классного руководителя, позиция родителей. Особое внимание уделяется последнему фактору.
       Далее родителям предлагается познакомиться с общими результатами диагностики школьной мотивации по классу и индивидуальными результатами своего ребенка. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации по методике Н.Г.Лускановой и их краткую интерпретацию.
     VIII.     Результаты анкетирования "Чувства, которые я испытываю в школе"
      Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.
       Родителям предлагается ознакомиться с "рейтингом" чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе (см. приложение 2). Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45-50% детей класса) выделить в списке другим цветом. Осуществляется краткий анализ результатов.
       С целью определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников рекомендуем использовать методику С.В.Левченко "Мои чувства в школе", которая позволяет выделить превалирующие чувства в школе, определить индивидуальный характер переживаний и общий "эмоциональный портрет" класса.
        После обработки анкет получаем сумму баллов (в%), на основе которой можно говорить о том, какие чувства превалируют в классе. Имеет смысл принимать во внимание выборы 45-50%. Если чувство набирает меньше голосов, можно говорить об индивидуальном характере данных переживаний.
         По наблюдениям, в начале года мальчики испытывают беспокойство, а у девочек дезадаптация выражается в том, что они чувствуют тревогу за свое будущее. Если на фоне одного-двух негативных чувств дети выбирают в основном позитивные, это является нормой для переходного периода. Однако если негативных чувств больше, то можно сделать вывод о дезадаптации и начать глубже исследовать ее причины. Одновременно с этим необходимо оказать помощь ребятам в адаптации. Например, провести тренинг по проблемной теме.
         Наглядность такой диагностики очевидна. Во-первых, психолог получает возможность увидеть, есть ли временная дезадаптация. Присущая этому периоду, и насколько она сильна (определяется по процентам выборов негативных чувств). Во-вторых, сразу определяется общий настрой класса. Его "эмоциональный портрет". Это облегчает работу и психолога, и педагогов.
       IX.     Видеосюжет "Один учебный день пятиклассника".
          Учебный день пятиклассника очень насыщен и разнообразен. Мы предлагаем вашему вниманию небольшой видеосюжет, который отражает некоторые фрагменты уроков в 5-м классе.
          В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.
         Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь, родители, нацеливая своих детей "работать на оценку", все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.
         Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям.

X.   Упражнение "Открытое письмо родителям"
        Каждый родитель получает "открытое письмо" своего ребенка. Его прочтение осуществляется под легкую инструментальную музыку.
       Принцип технологии "открытого письма" в чем-то схож с методикой незаконченных предложений. Заключается он в том, что ребенку предлагается дописать начатые предложения по своему усмотрению - так, как ему хочется, отразив самое главное в этом письме, адресованном родителям. (Образец исходного варианта "открытого письма" дан в приложении 3).
       - Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естественен вопрос: а как можно помочь ребенку-пятикласснику? Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребенка-пятиклассника. Собственно, о них мы уже говорили сегодня, и все они отражены в памятках, которые мы подготовили для вас. И конечно же, очень важно, чтобы ребенок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.
        Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определенных задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживании отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и в школе.
       И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определенным "золотым правилам воспитания". Ваши дети будут приносить вам только радость и непременно стремиться к лучшему.
       Родителям вручаются памятки (см. приложение 4).
Просмотр отрывка группового видеоинтервью
XI.   В заключение  родителям предлагается посмотреть продолжение видеозаписи группового интервью, содержащего ответы детей на вопрос : "Что бы ты хотел пожелать своим родителям? А может быть даже что-то искренно пообещать?"
XII.    Рефлексия занятия.  Родители по кругу высказываются о тренинге.   Ведущий и педагоги благодарят родителей за работу, желают успехов в воспитании детей и выражают надежду на дальнейшее сотрудничество.