|
|
|
|
"Время-то
- как река, рукавом не загородить"
(Н.В. Никольский. Из дневника) Николай Васильевич Никольский 19.05.1878 - 02.11.1961 Первый
чувашский профессор Николай Никольский родился 19 мая 1878 года в деревне
Юрмекейкино Шуматовской волости Ядринского уезда в семье землемера. После
окончания Шуматовского земского училища был определен в Чебоксарское духовное
училище. После поступил в Казанскую духовную семинарию, которую окончил в 1899
году по I разряду. В том же году был принят в Казанскую духовную академию,
окончил в 1903 году. Совет академии присудил Н.Никольскому степень кандидата
богословия и звания магистрата, признав его кандидатское сочинение
“Христианство среди “чуваш” лучшим по истории русской церкви и удостоив премии
в размере 100 рублей. По предложению
академии обер-прокурор Синода назначил Н.Никольского преподавателем в Иркутскую
духовную семинарию. Никольский не согласился с назначением: он стремился
посвятить себя исследованию этнографии и истории культуры чувашского народа.
Ему пришлось устроиться в Казани на низкооплачиваемую должность надзирателя над
учащимися в духовной семинарии, которую он занимал до ноября 1906 года. С
ноября 1903г. по 1917г. Н.В. Никольский работал преподавателем чувашского
языка, истории и этнографии чувашей на миссионерских курсах при духовной
академии. Здесь преимущественно повышали свою квалификацию сельские учителя. Еще в
1904 году в журнале, в 1906 году отдельной книгой было опубликовано
исследование Н.В. Никольского “Народное образование у чуваш”, в котором на основе
многочисленных источников глубоко освещается история распространения
грамотности среди чуваш с XVI по XVIII век. В эти же годы им были опубликованы
составленные землемером К.Милковичем в XVIII веке этнографические описания “Быт
и верования Мордвы в 1783г.”, “Быт и верования татар Симбирской губернии в 1783
году”, а также “Записки Мильковича о чувашах XVIII века” с обстоятельными
предисловиями и комментариями. Эти публикации имели большое значение для
этнографической науки. Немалую научную и практическую ценность для своего
времени представлял составленный Н.В. Никольским большой (640 стр.)
“Русско-чувашский словарь” с приложением конспекта грамматики чувашского языка,
изданный в Казани в 1909 году. В том же году в Москве вышла в свет его книга
“Народная медицина у народностей Поволжья”. В
ноябре 1906 года Н.Никольский был принят на должность преподавателя истории и
наставника Казанской инородческой учительской семинарии. В августе 1907 года он
одновременно занял в семинарии должность библиотекаря фундаментальной
библиотеки. Летом 1910 года произошли волнения среди учащихся семинарии.
Никольский был уволен с работы. В марте 1907 года Н.Никольский был избран на
должность учителя чувашского языка Казанской духовной семинарии. На этой
должности он проработал по 1916 год. В 1911 году им было опубликовано ценное
исследование “Краткий конспект по этнографии чуваш” (переиздано в 1919 году). В
1013 году Н.Никольский защитил магистерскую диссертацию на тему “Христианство
среди чуваш Среднего Поволжья в XVI-XVIII веках. Исторический очерк” и получил
степень магистра богословия. В
1915 году ему разрешили читать в Казанском университете лекции по курсу
“История христианского просвещения инородцев Поволжья”. Никольский был зачислен
приват-доцентом университета. С
1903г. до начала 1917г. Н.Никольский сотрудничал в переводческой комиссии
Православного миссионерского общества, где с февраля 1906г. исполнял
обязанности делопроизводителя, в 1913г. одновременно и секретаря. Эта комиссия
издавала брошюры и книги на 23 языках. Через нее Никольский издавал на
чувашском языке более 30 брошюр о земледелии, животноводстве, пчеловодстве,
медицине, воспитании детей и т.д. Здесь он составлял и издавал календари на
чувашском языке – “Cулталак кенеки” с 1906 по 1914г.г. – всего 9 книг. В январе
1906г. Н.Никольский стал издавать первую чувашскую газету “Хыпар” (Вести), был
редактором издателем первых ее 22 номеров (по май 1906г.). В
советское время Н.Никольский вел педагогическую работу в вузах Казани. В 1919г.
он выпустил “Чувашско-русский словарь”, имевший большое практическое значение.
В 1921г. он издает труд “Творчество чуваш” – ценное исследование разных жанров
фольклора родного народа. Замечательным для своего времени научным трудом
явилась выпущенная в 1920 году книга Н.В. Никольского “История мари”. В ней
изложена история марийского народа с древнейших времен до середины XII века.
Долголетние исследовательские работы ученого в области материальной культуры
чувашского народа были обобщены в книге “Краткий курс этнографии чуваш” (Чебоксары,
1929). Книга богато иллюстрирована. Благодаря обилию фактического материала она
не теряет своего научного значения и по настоящее время. В
книге “Народная медицина у чуваш”, изданной в Чебоксарах в 1929г., ученый
систематизирует понятия народа о болезнях и причинах, порождающих их, излагает
народные способы лечения. В
последующие годы Николай Васильевич участвовал в подготовке многотомного
издания “Документы и материалы по истории Мордовской АССР”, писал “Очерки
истории Марийской АССР”. Им подготовлены большие фундаментальные сборники
“Чувашские пословицы и поговорки” на чувашском, русском и французском языках и
“Известия русских путешественников и иностранцев о чувашах с древнейших времен
до XIX века, которые, к сожалению, все еще остаются в рукописях. В 1958г.
издано его исследование “О пословицах чувашского народа”, освещающее вопросы
возникновения и развития художественные форм, классификации,
нравоучительно-дидактического значения пословиц. В 1960 году вышла в свет
составленная Никольским книга “Чувашские сказки” с обстоятельным научным
предисловием-исследованием этого фольклорного жанра. Решением
ВАК Министерства высшего образования СССР от 15 ноября 1947г. ему была
присуждена ученая степень доктора исторических наук. Значение деятельности Н.В.
Никольского определяется и тем, что он оставил потомству около 300 объемистых
томов рукописного собрания источников. Умер Н.Никольский 2 ноября
1961г. в Казани. Его предсмертными словами были: “Никто не скажет, что я был лентяем”. |