12 марта исполняется 13 лет со дня образования Министерства имущественных отношений Чувашской Республики.
Министерство имущественных отношений Чувашской Республики в пределах своей компетенции
- разрабатывает и реализует государственную политику в области имущественных и земельных отношений
- управляет и распоряжается государственным имуществом, находящимся в собственности Чувашской Республики, включая земельные участки под объектами недвижимости республиканской собственности, за исключением земельных участков лесного фонда и земель, занятых водными объектами
ИЗ ИСТОРИИ
Министерство государственных имуществ, позднее преобразованное в Министерство земледелия и государственных имуществ, в иерархии ведомств дореволюционной России занимало место непосредственно после Казенной палаты. Предметом ведения министерства была практически вся экономика Российской империи XIX-XX века. Мингосимущество руководило всем материальным производством: добывающей промышленностью, пушечными, оружейными, и судостроительными заводами, агропромышленным комплексом, пищевой и легкой промышленностью, лесным и строительным делом.
Создание и развитие органов управления имуществом в современных условиях началось с 1991 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР от 21 января 1991 года было принято решение об образовании Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом. Это явилось отправной точкой создания республиканского органа, наделенного функциями распоряжения и управления государственным имуществом. 12 марта 1991 года Советом Министров Чувашской ССР принято постановление № 61 «О Государственном комитете Чувашской ССР по управлению государственным имуществом».
За последние несколько лет в соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории России созданы основы нового земельного строя. В связи с этим, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство государственного имущества Российской Федерации преобразовано в Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Ему передана часть функций упраздненного Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике. 10 ноября 2002 г. Указом Президента Чувашской Республики № 95 «Об изменениях в структуре органов исполнительной власти Чувашской Республики» Министерство государственного имущества Чувашской Республики преобразовано в Министерство имущественных отношений Чувашской Республики. Министерству передана часть функций Государственного комитета Чувашской Республики по земельным ресурсам и землеустройству.
Министерство имущественных отношений Чувашской Республики на современном этапе, основываясь на историческом опыте, управляет государственной собственностью, представляет и защищает имущественные интересы и права республики, проводит единую государственную политику приватизации государственного имущества и принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции.
ПРИВАТИЗАЦИЯ
Реформирование политической и экономической системы Российской Федерации и Чувашской Республики, структурное преобразование в управленческой сфере привели к переходу от централизованной административно-командной системы управления к демократическим принципам жизни общества и либеральной экономике. Результат широкомасштабных институциональных изменений, ядром которых является реформирование отношений собственности, выражается в сокращении удельного веса госсектора в экономике и концентрации деловой активности в частном секторе.
Управление государственной собственностью является одной из важнейших функций государства и связано с реализацией социальных и политических задач, что позволяет обеспечивать существенные доходы бюджетов всех уровней.
Активный процесс приватизации государственной собственности, характеризующийся становлением и формированием необходимой нормативной правовой базы, организацией систематических реформ, приходится на 90-е годы.
Уже в первой половине 90-х годов в частные руки передано более половины государственных объектов. Именно в результате приватизации предприятий бытового обслуживания, общественного питания и других объектов малого бизнеса наполнились пустовавшие до того полки магазинов, заработала сфера услуг населению.
Динамика процесса приватизации предприятий в Чувашской Республике
|
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
Оценка 2003 |
Ито-го |
1 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Количество приватизированных Предприятий |
439 |
189 |
35 |
7 |
1 |
3 |
3 |
7 |
6 |
3 |
6 |
699 |
В период с 1992 по
1998 годы проведены мероприятия по разгосударствлению и приватизации предприятий
и объектов государственной и муниципальной собственности, формированию
многоукладной экономики. Завершено создание базовых, нормативных,
организационных и кадровых предпосылок. Накоплен первичный практический опыт
для обеспечения акционирования и применения других форм изменения государственной
собственности.
До 1998 года в
Чувашской Республике вопросы управления государственной собственностью регулировались
указами Президента Чувашской Республики об утверждении ежегодных
республиканских программ приватизации. Впоследствии региональная программа
приватизации утверждалась уже постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики. В настоящее время действует принятый в ноябре 2002 года Закон
Чувашской Республики «О приватизации государственного имущества Чувашской
Республики», а также ежегодно утверждаемый Кабинетом Министров Чувашской
Республики Прогнозный план (программа) приватизации республиканского имущества.
Прогнозный план приватизации государственного и муниципального имущества
утверждается ежегодно и содержит перечень государственных и муниципальных
унитарных предприятий, акций открытых
обществ, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и иного
имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном
плане (программе) указываются характеристики имущества, которое планируется
приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.
За последние годы
удельный вес государственной собственности в экономике значительно уменьшился и
в настоящее время продолжает сокращаться.
СОЗДАНИЕ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ
За период с 1992 по 2003 год в процессе приватизации на
территории Чувашской Республики создано 258 акционерных обществ, в том числе
путем преобразования федеральных предприятий - 32 общества, республиканских
предприятий – 123 и муниципальных - 103. Анализ
становления и развития института акционерных обществ на современном этапе
достаточно убедительно показывает, что правовая основа деятельности хозяйственных
обществ и функционирование систем корпоративного контроля на протяжении значительного
периода времени практически отсутствовала, так как базовые законы, регулирующие
корпоративные отношения, появились лишь в 1995-1996 годах.
По сравнению с
государственным унитарным предприятием, система управления акционерного общества
более совершенна и наиболее подконтрольна собственникам.
В
республике создана система
экономического анализа и мониторинга хозяйственной деятельности акционерных
обществ с долей участия государства. Ежегодно 35-40 акционерных обществ
принимают решения о выплате дивидендов.
Динамика поступления доходов от дивидендов в
республиканский бюджет Чувашской Республики выглядит следующим образом:
Годы |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
тыс.руб. |
1241 |
943 |
1197 |
1199 |
1794 |
9969 |
8838 |
6205 |
5179 |
Проводимый
Минимуществом Чувашской Республики анализ финансово-хозяйственной деятельности
акционерных обществ, акции которых находятся в республиканской собственности,
позволяет объективно оценивать финансово-экономическую ситуацию в конкретном
обществе и формировать решения о дальнейшем распоряжении акциями общества. В
результате приватизации государственного имущества в республиканский бюджет
Чувашской Республики за 2003 год поступило 35 млн. рублей (за 1994 год - около 2 млн. рублей).
Сведения о поступлении средств от приватизации за 1992 – 2003 гг.
(тыс. руб.)
|
на 01.01.04 |
на 01.01.03 |
на 01.01.02 |
на 01.01.01 |
на 01.01.00 |
на 01.01.99 |
на 01.01.98 |
на 01.01.97 |
на 01.01.96 |
на 01.01.95 |
на 01.01.94 |
на 01.01.93 |
Поступило средств от приватизации республиканской собственности |
37868 |
11323 |
21077 |
109094 |
7432 |
913 |
1128 |
935 |
2030 |
1851 |
639 |
100 |
Перечислено в бюджет
ЧР |
35596 |
10200 |
19693 |
95736 |
5713 |
536 |
3963 |
778 |
1135 |
1913 |
105 |
43 |
РАЗВИТИЕ ОАО В ЧУВАШИИ
На примере акционерных
обществ ОАО «АККонд», ОАО «ЗЭиМ» и ОАО «Чебоксарская пивоваренная фирма «Букет
Чувашии», преобразованных из государственных предприятий, можно наблюдать
устойчивую положительную динамику их развития, связанную с приватизацией.
Указанные общества характеризуются высокой степенью технологического
оборудования, разработкой и внедрением новых производственных мощностей,
высокой степенью конкуренции на российском рынке. Преобразование предприятий в
открытые акционерные общества позволило не только сохранить потенциал
предприятий, но и в значительной степени увеличить производственные мощности,
расширить ассортимент выпускаемой продукции, сохранить и создать дополнительные
рабочие места с высоким уровнем заработной платы. Так, ОАО «Пивоваренная фирма «Букет Чувашии» ежегодно направляет
значительные средства на техническое перевооружение предприятия. За 2002 год
стоимость основных средств общества составила 164 млн. руб. и увеличилась более чем в 4 раза по
сравнению с 1999 годом. В ОАО «ЗЭиМ»
стоимость основных средств с 1999 года (99 млн. рублей) увеличилась в 2 раза и
в 2002 году составила 190 млн. рублей. В ОАО «АККонд» с 1999 года стоимость
основных средств увеличилась в 1,4 раза и составила 107 млн. рублей.
Динамично
развивающиеся общества, работая стабильно и прибыльно, используя современные
методы управления, обеспечивая экономическое и социальное развитие предприятия,
способствуют значительному увеличению отчислений в бюджет Чувашской Республики.
ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Реформа управления государственным имуществом не сводится лишь к обеспечению бюджетных доходов государства. Формирование эффективной системы управления государственным имуществом и последовательная ее системная реализация позволят качественно улучшить инвестиционный климат в Чувашской Республике, а также реально обеспечить сохранность, рациональное использование и приращение государственной казны.
В целях совершенствования управления государственным сектором экономики и правового регулирования этими процессами, повышения ответственности за эффективное использование государственного имущества, Министерством были разработаны нормативные правовые акты, аналогов которым на тот период времени не было в федеральном законодательстве. К числу таких документов можно отнести постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.06.97 № 125 «Вопросы управления государственным имуществом», Указы Президента Чувашской Республики от 11.09.1997 № 73 «О порядке осуществления залоговых операций с акциями, находящимися в собственности Чувашской Республики» и № 74 «О передаче в доверительное управление акций, находящихся в собственности Чувашской Республики».
В 1998 году принята
Концепция управления государственным имуществом Чувашской Республики, определяющая
основные цели и принципы государственной политики Чувашской Республики в
области управления государственным сектором экономики на ближайший период.
Концепцией определены основные направления и мероприятия по повышению
эффективности управления республиканской собственностью, сформированы
приоритеты использования высокодоходной недвижимости в коммерческих целях и условия
вовлечения в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.
За 1997-2000 годы были подведены итоги и оценено состояние
государственной собственности, произошел продиктованный временем пересмотр
принципов и приоритетов в области управления государственным имуществом. По
инициативе министерства в судебном порядке были признаны недействительными
сделки приватизации, проведенные с нарушением законодательства, в
государственную собственность возвращен ряд объектов: Чебоксарский
хлопчатобумажный комбинат, Шумерлинская кожгалантерейная фабрика, Новочебоксарская,
Чебоксарская и Кугесинская птицефабрики, Новочебоксарский хлебозавод.
Несмотря на массовую
приватизацию, проводимую в регионе, в собственности Чувашии остается довольно
большой и сложный имущественный комплекс в виде госпредприятий, госучреждений,
акций в хозяйственных обществах, недвижимости и земельных ресурсов. В связи с
этим, перед министерством стояла задача приведения системы учета имущества в
соответствие с требованиями действующего законодательства. Для обеспечения
соответствующего учета создана государственная база данных государственного
имущества на территории Чувашской Республики, составляющая основу пообъектного
учета государственного имущества, а также организована система пообъектного
учета государственного недвижимого имущества на территории Чувашской
Республики.
По состоянию на 01.01.2004 в Реестре учтено 588
юридических лиц, имеющих республиканское имущество, в том числе 177 государственных предприятий, 210 государственных
учреждений, 112 хозяйственных обществ и 89 иных юридических лиц, имеющих на балансе
республиканское имущество. В базу данных реестра внесено 6608 объектов недвижимости
республиканской собственности.
Формирование
реестра республиканского имущества и осуществление государственной регистрации права собственности на объекты
недвижимости способствовали повышению эффективности управления республиканской
собственностью и получению дополнительных доходов от ее использования.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ АРЕНДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Существенно повысить
доходы в бюджеты всех уровней позволило совершенствование системы арендных
отношений, постепенное выравнивание ставок арендной платы, взимаемой за
использование республиканского имущества со ставками, сложившимися на рынке
недвижимости Чувашии.
По состоянию на
01.01.2004 в республиканский бюджет Чувашской Республики от аренды государственного
имущества поступило 26 млн. руб. Плановое задание выполнено на 108%.
УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
За последние несколько лет в соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории России и Чувашской Республики созданы основы нового земельного строя:
Обязанности по проведению государственной политики по регулированию земельных отношений и управлению земельными ресурсами в республике возложены на Минимущество Чувашии.
Важнейшей задачей земельной реформы является ликвидация государственной монополии на землю. Такой подход обеспечит передачу подавляющего большинства объектов недвижимости юридическим и физическим лицам и позволит с помощью рыночных механизмов обеспечить их эффективное использование. Основой для решения этой задачи является разграничение государственной собственности на землю. До последнего времени земля была обособлена от объектов недвижимости, расположенных на ней. Разграничение земель по формам собственности объединит объект недвижимости и земельный участок под ним, что сразу на порядок поднимет стоимость и инвестиционную привлекательность имущественного комплекса. Право собственности на землю позволит пустить ее в оборот: сдать в аренду, заложить, продать, использовать в ипотечном строительстве.
Необходимо, чтобы все собственники оплачивали земельную ренту. Она должна быть положена в основу определения цен земельных участков и земельных платежей – ставок земельного налога, арендной платы, дивидендов на земельные паи и др. Таким образом, земельная и природная рента сможет сократить налоговое бремя на доходы граждан и предприятий.
Ежемесячно Минимуществом Чувашии осуществляется сбор
и анализ сведений о поступлении платежей за землю в бюджеты всех уровней в
разрезе городов и районов Чувашской Республики по категориям земель и видам их
использования. По состоянию на 01.01.2004 поступления арендной платы за землю в
бюджет Чувашской Республики составили 29 млн. руб., ( тогда как за весь 2002
год - только 145 млн. руб.), в том числе, в Республиканский бюджет Чувашской
Республики – 137 млн. руб. Плановое задание по арендной плате за землю в 2003
г. выполнено на 135 %.
Министерством имущественных отношений Чувашской Республики также проводится ежемесячный сбор информации о продажах на торгах земельных участков, находящихся в государственной собственности или прав их аренды. Надо отметить, что в прошедшем году заметно возросло количество проданных земельных участков, особенно собственникам недвижимого имущества в число которых входят юридические лица. Так, в 2003 году продано 1445 земельных участков, находящихся в государственной собственности или право на заключение договоров их аренды на площади 785,22 га. При этом в бюджеты всех уровней поступило 61 млн. руб. (В 2002 году продано 457 земельных участков на площади 282,82 га с перечислением средств в бюджеты всех уровней в размере 4 млн. руб. ).
Вовлечение свободных земель в гражданский оборот обеспечивает поступление дополнительных средств в бюджеты муниципальных образований. Именно поэтому продажа земельных участков в соответствии с действующим законодательством должна осуществляться на торгах (конкурсах, аукционах). В части организации торгов необходимо отметить хорошую работу администрации Моргаушского, Аликовского, Красноармейского, Шемуршинского, Батыревского и Чебоксарского районов.