Обычная версия сайта   Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Охрана труда в Чувашской Республике

Охрана труда в строительстве

В настоящее время сформирован пакет нормативно -правовых актов, регламентирующих процесс строительства, начиная от проведения инженерных изысканий для подготовки проектной документации и заканчивая выдачей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
На федеральном уровне этот пакет документов состоит из Градостроительного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ и нормативно - правовых актов федеральных органов исполнительной власти, т. е. отдельных министерств и ведомств, имеющих право заниматься законотворчеством в установленной сфере деятельности.
Государственный строительный надзор, осуществляемый при строительстве зданий, строений и сооружений, регламентируется ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства РФ от 01.02.06 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации». Кроме этих нормативно-правовых актов федерального уровня Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзором) разработаны руководящие документы, уточняющие отдельные моменты осуществления государ­ственного строительного надзора, а именно:
- РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (зарегистрированы в Минюсте России 05.03.07 № 9050);
- РД 11-03-2006 «Порядок формирования и ведения дел при осуществлении государствен­ного строительного надзора» (зарегистрирован в Минюсте России 05.03.07 9009);
- РД 11-04-2006 «Порядок проведения про­верок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации» (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.07 № 9053);
- РД 11-05-2007 «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (зарегистрирован в Минюсте России 06.03.07 № 9051).
Регистрация документов такого рода в Министерстве юстиции Российской Федерации означает, что их применение является обязательным для строителей и органов государственного строительного надзора.
Следует также отметить, что ст. 7 Федерального закона от 29.12.04 № 191-ФЗ «О введении Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее - закон № 191-ФЗ) установлено, что до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом РФ законов и иных
правовых актов, регулирующих отношения по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, указанные законы и иные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу РФ.
В соответствии с законодательством в настоящее время государственный строительный надзор осуществляется:
- на федеральном уровне - Ростехнадзором в отношении объектов, перечисленных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ (особо опасные, технически сложные и уникальные объекты) и Министерством обороны Российской Федерации - в отношении объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил РФ;
- на уровне субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление такого надзора в отношении объектов, не поднадзорных федеральным органам государственного строительного надзора.
Исключением является город федерального значения - Москва, которому согласно ст. 4.2 закона № 191-ФЗ на срок до 1 января 2011 г. переданы полномочия по осуществлению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом в отношении уникальных объектов капитального строительства, указанных в ч. 2 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ.
Предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации. Состав и требования к содержанию разделов проектной документации устанавливается Правительством РФ.
В настоящее время готовится и проходит процесс согласования проект постановления Правительства РФ «О составе и требованиях к содержанию разделов проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам, а также проектной документации, представляемой на государственную экспертизу и в органы государственного строительного надзора». Это постановление призвано заполнить правовой вакуум, который образовался в результате отмены в 2002 г. СП 11-101-95 «Порядок разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», а в 2003 г. - СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документа­ции на строительство предприятий, зданий и сооружений».
Законодательной основой для разработки указанного постановления Правительства РФ является ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, в которой установлен состав проектной документации объектов капитального строительства за исключением проектной документации для линейных объектов. Состав проектной документации для линейных объектов был установлен на основе обобщения сведений о сложившейся практике проектирования таких объектов.
В состав проектной документации для любых объектов капитального строительства обязательной составной частью входит проект организации строительства (ПОС). Этот документ является главной частью проектной документации, обеспечивающей создание законченного объекта из отдельных архитектурных, конструктивных и технологических проектных решений в последовательности, позволяющей минимизировать стоимостные и временные затраты на строительство при неукоснительном соблюдении действующего законодательства в области строительства, в частности, -касающегося охраны труда и соблюдения техники безопасности.
ПОС состоит из текстовых и графических материалов. Текстовые материалы включают следующие: краткую характеристику строительной площадки; обоснование принятой схемы строительства, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений; обо-
снование потребности строительства в кадрах, машинах, механизмах, транспортных средствах, материалах, топливных, энергетических и иных ресурсах; организационно-технические мероприятия, обеспечивающие контроль качества выполняемых работ; сведения о требованиях по безопасности и охране труда, охране окружающей среды в период строительства, по обеспечению санитарно-бытовых условий работающих; обоснование принятой продолжительности строительства.
Графические материалы - это ситуационный, строительный генеральный, календарный планы строительства; ведомость объемов ос­новных видов строительных, монтажных и спе­циальных работ (при необходимости).
Разрабатывается ПОС проектной организацией, имеющей соответствующую лицензию, и представляется в составе проектной докумен­тации на государственную экспертизу проектной документации.
В состав раздела ПОС «Мероприятия по охране труда» необходимо включать подразделы, охватывающие следующие вопросы:
ü                   общие вопросы охраны труда - сведения об обеспечении санитарно-гигиенических условий для работников; мероприятия по ограждению строительной площадки, устройству временных внутриплощадочных дорог и проходов, ограждению или обозначению опасных для движения зон, обозначению опасных зон, связанных с применением грузоподъем­ных кранов; указания о нахождении людей в опасных зонах, о работе в темное время суток, о работе в зимних условиях, об оборудовании рабочих мест приспособлениями, обеспечивающими безопасное ведение работ;
ü                   эксплуатация строительных машин и механизмов - требования о соответствии стро­ительных машин и механизмов государствен­ным стандартам по безопасности труда; требования о запрете эксплуатации машин и механизмов без предусмотренных их конструкцией ограждающих устройств, блокировок, средств сигнализации и других средств коллективной защиты; требования к персоналу, осуществляющему эксплуатацию машин и механизмов; требования к техническому освидетельствованию и обслуживанию машин и механизмов;
ü                   транспортные и погрузочно-разгрузочные работы - требования к движению и стоянке автотранспорта; требования к перемещению грузов, в том числе вручную; требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ; требования к строповке перемещаемых грузов; требования к персоналу, осуществляющему погрузочно-разгрузочные работы;
ü                   электробезопасность - общие требования к организации электроснабжения (изоляция токоведущих частей и проводов, ограждение токоведущих частей, устройство защитного заземления, устройство блокировок, устройство молниезащиты); требования к заземлению ме­таллических строительных лесов и ограждений; требования по организации сварочных постов и производства сварочных работ; требования по безусловному соблюдению «Правил устройства электроустановок»;
ü                   строительные и монтажные работы общие вопросы перемещения и строповки монтируемых конструкций и их элементов; вопросы нахождения людей во время перемещения и монтажа конструкции; ограничения по метеорологическим условиям при перемещении и монтаже конструкций;
ü                   земляные работы - вопросы ограждения котлованов и траншей и переходов через них; вопросы производства работ в зоне действующих подземных коммуникаций, охранных зонах инженерных сетей и в непосредственной близости от существующих коммуникаций;
ü                   бетонные и железобетонные работы – вопросы устройства арматурных участков; устройства и разборки опалубки; укладки и уплотнения бетонной смеси; применения электропрогрева бетона в зимнее время года;
ü                   пожарная безопасность - вопросы оборудования участков сварки, разогрева мастик и огневых работ; вопросы хранения и использования газа при строительных работах; вопросы обеспечения строительной площадки первичными средствами пожаротушения, запасом воды на противопожарные нужды; вопросы наличия пожарных гидрантов в зоне строительства; вопросы эксплуатации временных зданий и сооружений на строительной площадке.
При необходимости сноса или демонтажа объектов капитального строительства или их частей для строительства других объектов капитального строительства может разрабатываться отдельный раздел «Проект организации строительства по сносу (демонтажу) объектов капитального строительства или их частей».
На основании полученной от застройщика или заказчика проектной документации (в том числе ПОС) лицом, осуществляющим строительство (подрядчик), или, по его поручению, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (далее - проектировщик), до начала выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капиталь­ного строительства осуществляется разработка порядка производства работ (ППР). В случае подготовки ППР проектировщиком указанный до­кумент подлежит утверждению подрядчиком.
ППР разрабатывается на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в целом или применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также к отдельным видам работ.
Этот документ содержит материалы, определяющие:
- порядок выполнения работ по сносу и демонтажу зданий, строений и сооружений, их частей;
- порядок выполнения работ по отключению, переносу или ликвидации сетей инженерно-технического обеспечения и инженерного оборудования, а также созданию временных сетей инженерно-технического обеспечения;
- порядок выполнения условий поставок строительных материалов (изделий), конструкций и оборудования;
- порядок использования строительных машин и механизмов, транспортных средств;
- обеспечение выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту комплектующими;
- требования к выполнению строительных, монтажных и специальных строительных работ;
- порядок проведения освидетельствования работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- порядок проведения исследований и наблюдений за техническим состоянием близлежащих зданий, строений и сооружений на предмет обнаружения негативного воздействия на них выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
- обеспечение трудовыми ресурсами в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих;
- порядок организации рабочего времени при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, включая выполнения работ вахтовым методом.
Практически все материалы ППР должны являться предметом пристального внимания специалиста по охране труда, поскольку напрямую связаны с личной безопасностью рабочих и инженерно-технических работников строительных организаций. Большинство случаев травматизма на строительных площадках про­исходит не из-за недостатков, допущенных при разработке ПОС и ППР, а из-за нарушений условий работ, приведенных в этих документах.
Наиболее опасным при работах по сносу (демонтажу) зданий и сооружений является отсутствие результатов обследования разбираемого объекта, отсутствие ППР на такие работы (с учетом результатов обследования), нарушение технологии разборки зданий и сооружений, определенной ПОС и ППР. Часто положение усугубляется тем, что работы по разборке здания ведутся на нескольких уровнях по вертикали. При проведении любых строительных работ необходимо обращать внимание на нахождение персонала в опасных зонах. Следует принимать все необходимые меры по ограждению или обозначению опасных зон и не допускать нахождения в них работников, не занятых непосредственно в производственных процессах.
Еще одно направление для пристального внимания специалистов по охране труда - работа на высоте. Отсутствие ограждения высотных горизонтов или устройство такого ограждения из материалов, не способных выполнять свои функции по обеспечению безопасности, каждый год приводят к большому количеству несчастных случаев на производстве. Однако начинать нужно с малого, но очень трудного дела: обучать работников основам охраны труда, проводить инструкции, аттестацию рабочих мест, учить персонал, как правильно применять средства индивидуальной защиты, проверять допуски работников к выполнению тех или иных работ.
Если инженер по охране труда в ПОС или ППР определит, что вопросы строительной безопасности освещены недостаточно, ему следует проинформировать об этом руководство строительной организации (начальника участка, начальника строительства, главного инженера организации). При этом информация должна содержать конкретные указания на отсутствие или слабое объяснение вопросов охраны труда и техники безопасности и предложения по устранению выявленных нарушений и недостатков.
Замечания и предложения следует представлять в письменном виде. Впоследствии необходимо проконтролировать вынесение резолюции руководства строительной организации по поставленным вопросам и выполнение этой резолюции разработчиками ПОС и ППР.
 
В.   КУБЛАНОВ (журнал «Охрана труда и социальное страхование», № 3, 2008. – с. 58-62)
Охрана труда в Чувашской Республике
428000, г.Чебоксары,
Президентский бульвар, 17
Телефон: (8352) 62-10-46