Источники: материалы конференции «Проблема спама и ее решения», Москва, 24–25 сентября 2003 г.;
документ Microsoft «Spam: Technologies and Policies», Joshua Goodman, Microsoft Research and Anti-Spam Technology and Strategy Team, 2003 г.
В силу чрезвычайно высокой прибыльности спамерского бизнеса технические средства борьбы со спамом не всегда достигают своей цели – спамеры без конца изобретают все новые и новые способы обхода фильтров. Поэтому для эффективного противодействия распространению незапрошенных электронных сообщений необходимо объединение различных усилий – технологических (производство программного обеспечения), политических (принятие законов) и общественных (разъяснение малому бизнесу, чем вреден спам).
Таким образом, спам как комплексная проблема требует комплексного решения, включающего следующие элементы:
§ просвещение (образовательная деятельность);
§ организационная деятельность;
§ технологические меры;
§ законодательство (правоприменение).
Для эффективной борьбы со спамом требуется не только взаимодействие разных субъектов, но и активная позиция всех участников. Сложность проблемы обусловливает относительно длительные сроки ее решения; однако в целях повышения общественной значимости борьбы со спамом необходимо уже в кратчайшие сроки обеспечить достижение «промежуточных побед». В рамках решения проблемы следует также широко использовать международный опыт, накопленный в этой области.