Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

III. Наука и культура в годы войны

Наука и образование
В дело разгрома врага большой вклад внесли работники науки и культуры Чувашии. Ученые Чувашского сельскохозяйственного института помогли колхозному крестьянству освоить агротехнику таких новых сельскохозяйственных культур, как сахарная свекла, кок-сагыз, далматская ромашка (пиретрум) и др., которые раньше не возделывались в условиях нашей республики. Сельское население получило помощь от профессорско-преподавательского состава института и в виде книг, брошюр, плакатов и опубликованных в газетах статей, консультаций.
Значительную помощь сельскому хозяйству республики коллектив института оказал через организацию различных курсовых мероприятий. За четыре года войны было подготовлено 3247 специалистов массовой квалификации: председателей колхозов, бригадиров по полеводству, овощеводству, животноводству, техников по птицеводству, апробаторов, механизаторов и др. На протяжении всей войны институт являлся центром курсовых мероприятий по повышению квалификации директоров и начальников политотделов МТС, секретарей райкомов партии и комсомола, главных и старших агрономов райзо и МТС, заведующих контрольно-семенных станций и др.
Свыше 50 научных работников и 683 студента института в годы войны работали в колхозах, совхозах и МТС в качестве агрономов, зоотехников, комбайнеров, трактористов, машинистов молотилок и на других сельскохозяйственных работах. Хотя институт за годы войны был лишен собственной учебной базы, он подготовил и выпустил 192 специалиста с высшим сельскохозяйственным образованием — это почти столько же, сколько выпущено за весь предшествующий период деятельности института.
Ряд трудностей возник в годы войны перед коллективом Чувашского педагогического института. Основная из них состояла в том, что с началом войны этот институт лишился своей учебной базы и общежитий и вынужден был переехать в Мариинский Посад, где с большими трудностями функционировал до окончания войны в неприспособленных зданиях. За время войны институт подготовил 538 учителей истории, литературы и языка, физики и математики, химии, естествознания и географии. Преподаватели института в дни войны проводили пропагандистскую и агитационную работу среди населения республики.
Научно-исследовательская работа в Чувашском НИИ языка, литературы и истории была приостановлена в 1941—1942 гг. Научные сотрудники института проводили лекции и доклады среди бойцов Чебоксарского гарнизона и в госпиталях на различные темы из истории нашей страны, истории чувашского народа.
По сектору истории разрабатывалась тема «Чувашский народ на защите Родины», — над этим работал П.Г. Григорьев. В 1943 г. им были изданы брошюры из серии «Наши великие предки Александр Невский, Минин и Пожарский», «Чувашский народ в Отечественной войне 1812 года». В 1944 г. был издан сборник архивных документов «Восстание чувашского крестьянства в 1842 году». Активно работали кандидат филологических наук С.П. Горский и другие языковеды: продолжалась работа по подготовке к изданию XVII выпуска словаря Н.И. Ашмарина.
Для работы в эвакогоспиталях были привлечены медицинские работники республики. Заслуженный врач Н.С. Соколов возглавил эвакогоспиталь №3064 в с. Беловолжском у г. Козловки. Известный хирург И.М. Кузнецов, возглавляя Чебоксарскую городскую больницу и хирургическое отделение Республиканской больницы, оказывал широкую консультативную помощь в эвакогоспиталях. Им было подготовлено для фронта 200 сестер по переливанию крови, 100 операционных и хирургических сестер. Он же обучил десятки молодых врачей для практической работы по хирургии. Главный врач Яльчикской районной больницы Е.С. Комиссарова только за 1944 г. вылечила 4551 чел. от чесотки путем применения мази, рецепт которой был предложен ею же, добилась она значительного эффекта и в лечении заразных форм трахомы. Врач Тобурдановской участковой больницы Канашского района Т.С. Воробьева, благодаря хорошо поставленной санитарно-профилактической работе, достигла того, что на ее участке совершенно не было случаев эпидемических заболеваний.
Большую работу проводили медицинские работники республики в годы войны по борьбе с трахомой. Несмотря на сокращение медицинских кадров, заболеваемость трахомой с 14,2% в 1939 г. была снижена до 8,2% в 1943—1944 гг.
В условиях тяжелой и изнурительной войны трудный экзамен пришлось выдержать работникам народного образования Чувашской АССР. Часть школ была занята под эвакогоспитали, военные учреждения, промышленные предприятия. Эвакуация детей из прифронтовой полосы и из районов, временно оккупированных захватчиками, также увеличила трудности в обеспечении школ и детских учреждений помещениями. К апрелю 1943 г. эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет в Чувашии насчитывалось около 31 тысячи. Большинство школ республики работало в две смены. В 22 городских школах занятия проводились в три смены. В начале войны в республике было 1025 школ, к концу — 1036. Значительные затруднения в учреждениях народного образования вызывала нехватка учителей, недостаток учебников и учебных пособий, школьно-письменных принадлежностей. В большинство классов влились эвакуированные дети, преподавание в чувашских школах велось параллельно на чувашском и русском языках. Силами учителей, родителей, учащихся проводились субботники и воскресники по ремонту школьных зданий, по вывозке дров, оборудованию пришкольных интернатов, буфетов и столовых, по сбору средств в фонд всеобуча и инструментов для школьных мастерских. Учителя показывали личный пример в укреплении оборонной и экономической мощи страны. Работники народного образования подписывались на военный заем, на денежно-вещевую лотерею, отчисляли ежемесячно однодневный заработок в фонд обороны страны, делали и единовременные взносы. К середине 1942 г. на строительство танковой колонны «Народный учитель» было собрано и внесено 112,6 тыс. руб. Вклад творческой интеллигенции
Культура во всем многообразии ее форм стала сражающейся культурой. В первые же месяцы войны из 30 членов и кандидатов Союза писателей Чувашии 22 чел. ушли на фронт. Из них 9 чел. работали редакторами, литературными сотрудниками армейских и фронтовых газет, а писатель А. Талвир был корреспондентом газеты «Комсомольская правда». Менее чем за год войны (к 5 мая 1942 г.) Чувашским книжным издательством было издано в виде отдельных книг свыше 50 произведений художественной литературы, из них 42 названия тиражом в 120 тыс. экземпляров были посвящены оборонной тематике.
Многие писатели Чувашии не дожили до дня Победы, но трудящиеся нашей республики знают и высоко чтят память о писателях-фронтовиках, погибших на поле боя в борьбе с врагом: И.В. Викторове, А.Т. Петухове (Андрее Петтоки), М.Т. Ястране, И.П. Думилине, В.П. Бараеве, К.М. Кольцове, М.Н. Данилове-Чалдуне, Ф.А. Ситте. Основные произведения погибших чувашских писателей опубликованы в 1956 г. в сборнике «За Родину».
Широко развернулось в годы войны творчество Я.Г. Ухсая. В 1943 г. он выпустил сборник «На поле битвы», куда вошли песни, баллады, лирические письма, стихи-призывы, написанные на фронте. Их пронизывает центральная для военной лирики поэта мысль о высокой гуманистической сущности битвы против фашизма.
В суровые годы войны окреп, обрел зрелость талант А. Алги. Много и плодотворно работал Мишши Уйп (Мих. Шумилов). Большой популярностью пользовались его сатирические стихи, в которых он изобличал и высмеивал планы гитлеровцев о мировом господстве. Многочисленные стихотворные фельетоны, памфлеты, басни, эпиграммы, частушки были созданы поэтами Н. Шелеби, П. Хузангаем, С. Шавлы, народным сказителем Кашкыром Мигули, известным чувашским сатириком Иваном Мучи.
Тревожное и напряженное время повысило, как и всюду в Советской стране, роль массовой и лирической песни в Чувашии. Видное место среди поэтов-песенников той поры по праву принадлежит И. Тукташу. Он встретил войну зрелым мастером. Основой его тонкой лирики было оптимистическое утверждение радости бытия. Эта вера в торжество жизни, в победу звучит в его военных стихотворениях «Ландыш» (1943), «Роса» (1944) и т.д. Накануне разгрома фашистской Германии И.С. Тукташ создал стихотворный цикл «Виноградный сад» (1945).
В годы войны чувашская поэзия обратилась к большим формам. Лиро-эпическая поэма П. Хузангая «Таня» (1942) стала одним из первых в ряду поэтических произведений многонациональной литературы, посвященных Зое Космодемьянской. «Таня» П. Хузангая предвосхитила, в частности, и поэму М. Алигер и стала со временем в прямом смысле хрестоматийной. По следам военных событий были созданы поэмы о героях Великой Отечественной: «Орел» (1943) А. Эсхеля, «Он бессмертен» (1945) С. Эльгера и «Зоя» (1945) С. Шавлы. Автор первой из них изобразил жизнь и боевое мужество прославленного сына чувашского народа Героя Советского Союза летчика Ф.Н. Орлова. В поэме «Он бессмертен» воссоздан подвиг лейтенанта-чуваша Ивана Смирнова, павшего смертью храбрых в боях под Ленинградом. Поэма «Зоя», посвященная подвигу чувашской девушки-радистки Зои Семеновой, построена в форме задушевной беседы поэта с героиней, бесстрашно действовавшей в тылу врага.
Менее широким был в военную пору диапазон чувашской прозы. Она обратилась к народу прежде всего на языке художественной публицистики. Особенно активно работали в этой области П. Хузангай, В. Долгов, И. Тукташ, Л. Агаков.
К числу лучших произведений художественной литературы следует отнести «Письмо чувашского народа своим сынам-фронтовикам» (1943), в составлении которого участвовали С. Эльгер, И. Тукташ, А. Эсхель и другие. Мастерство авторов сказалось в умелом использовании изобразительных возможностей чувашского языка, его синтаксического строя и фразеологического богатства. «Письмо» звучит как торжественный сказ о ратной доблести чувашских воинов, которые вместе с другими народами России на протяжении веков не раз поднимались на защиту Отчизны. Устами авторов «Письма» родная республика благословляла своих посланцев быть в бою крепкими, как могучие кряжи чувашских дубрав.
Большое место в чувашской прозе 1941—1945 гг. занял очерк, успешно развивавшийся еще в довоенные годы. Весьма распространены были художественные биографии героев Отечественной войны — уроженцев Чувашии. Очерки такого типа были собраны в книгах «Богатыри» (1941), «В боях за Родину» (1942), «Сыны и дочери чувашского народа» (1944).
Живая, достоверная героика военных лет питала собою художественную прозу чувашских писателей. Многие рассказы М. Данилова-Чалдуна, Л. Агакова, Н. Ильбека, А. Эсхеля строились, подобно очерку, как зарисовки какого-либо события или характера, отличаясь лишь степенью художественного вымысла. Рассказы М. Данилова-Чалдуна «Красноармеец Самсонов», «Семья Антона», «Елизавета Егоровна», новеллы Л. Агакова «Старик №33», «Душа солдата», «Медаль» были написаны непосредственно на передовой. Рядом с фронтовыми буднями их авторы старались запечатлеть эпизоды войны и образы мужественных советских людей. Внимание А. Эсхеля привлекала жизнь тех, кто, проводив близких на фронт, трудился на полях, например новелла «В суровые дни» (1942).
Чувашские прозаики обратились и к жанру небольшой повести, однако то были лишь первые подступы. Подлинная широта изображения жизни во всей сложности была достигнута национальной прозой лишь позднее, уже в послевоенный период.
Новыми произведениями пополнилась в годы войны драматургия. Драматические события тех лет послужили материалом для пьес И. Максимова-Кошкинского «Возлюбленные», «Голубая двойка», «Дети наши» и «Счастливая весна». Различные по своим идейно-художественным достоинствам, пьесы эти воспроизводили как картины борьбы с врагом, так и тыла. «Голубую двойку» (1943) драматург посвятил Герою Советского Союза» Ф. Орлову. Более серьезный след в чувашской драматургии оставили пьеса Н. Айзмана «Лиза Короткова» (1943) и драма А. Калгана «Иван Кадыков» (1942). Обе они изображали сложные и напряженные периоды жизни Чувашии: первая — события Великой Отечественной войны, вторая — годы революции. Обе пьесы раскрывали героические черты характера чувашского народа.
Работники искусств Чувашии, как и писатели, с первых же дней войны всецело подчинили свою творческую работу делу мобилизации сил трудящихся на защиту Родины. Коллектив Чувашского академического театра, состоявший из чувашской и русской трупп, на протяжении всей войны работал с большой творческой энергией. Только за два года войны русской и чувашской труппами было поставлено около 40 новых спектаклей. Коллективы театров давали большое количество спектаклей в колхозах, районных центрах и рабочих поселках республики. За четыре года войны артистами Чувашского академического театра было дано свыше трех тысяч спектаклей и концертов, которые просмотрели свыше одного миллиона зрителей. Силами артистов Академического театра и ансамбля песни и пляски было дано около двух тысяч шефских спектаклей и концертов в госпиталях, воинских частях и призывных пунктах. В начале 1943 г. Чувашский Государственный ансамбль песни и пляски выезжал на фронт, где в течение двух месяцев дал 128 концертов, которые просмотрели свыше 80 тыс. бойцов и командиров действующих частей Калининского и Брянского фронтов.
Помимо ансамбля и артистов театра, шефскую помощь коллективам художественной самодеятельности воинских частей оказали отдельные композиторы и режиссеры, командированные Управлением искусств Чувашской АССР. Так, в 1943 г. долгое время в одной из фронтовых воинских частей находился композитор, дирижер-хормейстер А.Г. Орлов-Шузьм. Свыше двух месяцев был в командировке режиссер театра Г.А. Морев, где оказал значительную помощь красноармейской самодеятельности.
Из 13 членов и кандидатов в члены Союза художников Чувашской АССР 8 художников ушли на фронт. В республике за годы войны было организовано 7 художественных выставок, из них 6 в Чебоксарах и одна в районном центре Вурнары. Большим успехом среди посетителей выставок пользовались картины «Разгром фашистов у переправы», портреты «Связистка, сержант Лиза Сергеева», «Комиссар, капитан Осипова», «Колхозник Соловьев»; из серии картин, отражающих военную тематику, портреты Героев Советского Союза — наших земляков Ф.Н. Орлова, Г.Г. Габайдулина, В.П. Винокурова, принадлежащие кисти заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР и РСФСР художника М.С. Спиридонова; «Бронепоезд им. Комсомола Чувашии», написанная заслуженным деятелем искусств Чувашской АССР, художником Н.К. Сверчковым; «Волга в 1942 году», «Девушка — участница Отечественной войны», «Допрос», «Субботник комсомольцев» П.В. Сизова. Художник Г.Д. Харлампьев в графических рисунках разоблачал зверства фашистских палачей и воспевал мужество советских людей в годы войны.
В 1943 г. художники Чувашии участвовали на выставке изобразительного искусства Поволжья, организованной в г. Горьком. Дипломами первой степени были награждены М.С. Спиридонов и А.В. Лобанов.
Композиторы Чувашии с первых дней войны стали создавать музыкальные произведения, воспевающие мужество и героизм советского народа и его армии в борьбе с фашистскими захватчиками. За четыре года войны было написано ими свыше ста массовых песен и музыкальных произведений. Особо следует отметить песни В.П. Воробьева, создавшего менее чем за год около двух десятков музыкальных произведений. Плодотворно работали композиторы Г.Г. Лисков, Ф.М. Лукин, Г.Я. Хирбю, Г.С. Лебедев. Большую работу проделал Ф.М. Лукин как художественный руководитель Чувашского государственного ансамбля песни и пляски.
Говоря о культурно-массовой работе в деревне следует отметить, что периодических печатных изданий на селе было крайне мало. Центральные газеты поступали в основном в города. Более того, в 1943 г. тираж республиканских и районных газет был сокращен на 10%.
Большинство деревень не было радиофицировано. Радиоприемники у населения с началом войны были изъяты. Чтобы довести до сельчан сводки Совинформбюро, их из райцентра передавали по телефону в сельский Совет, агитаторы — в основном учителя школ и старшеклассники — размножали от руки и зачитывали, собирая население по десятидворкам.
Значительное место в проведении массово-политической и разъяснительной работы занимали культурно-просветительные учреждения. В начале войны в республике функционировали 631 изба-читальня, 233 колхозных клуба, 28 районных и 47 сельских библиотек, 25 районных Домов культуры. В них читались лекции, проводились беседы, обсуждались сводки Совинформбюро, организовывалось коллективное радиослушание и чтение книг, работали оборонные кружки. Но во многих клубных помещениях из-за отсутствия отопления и освещения не было возможности проводить массово-политическую работу.
После тяжелого трудового дня в клубах или просто на улице поздно вечером собирались и стар и млад смотреть кинохронику о положении на фронтах и художественные фильмы. Но и в кинообслуживании сельского населения были немалые трудности. Из-за отсутствия киномехаников, недостатка горючего допускались простои киноустановок, которых и без того было немного. В начале 1942 г. из 120 киноустановок 48 не работали.
Важную воспитательную работу на селе проводили чувашская и русская труппы Чувашского академического драматического театра. Спектакли и концерты в колхозах, в сельских клубах ставились ими и утром, и днем, и ночью. В 1943 г. стали действовать бригады из артистов кукольного театра, ансамбля песни и пляски.
Военные трудности привели к общему ослаблению деятельности в области культуры, что вызвало озабоченность центральных партийных органов. 14 июля 1944 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О работе культурно-просветительных учреждений в Чувашской АССР». ЦК обратил внимание руководства республики на недопустимость закрытия культурно-просветительных учреждений и потребовал усилить работу в этом направлении. В 1944 г. были восстановлены 71 изба-читальня, 20 клубов, 2 сельские библиотеки, краеведческий музей, картинная галерея, колхозный и кукольный театры, театр юного зрителя, музыкальное и художественное училища, филармония. В 1945 г. в Чувашии работали более 900 культурно-просветительных учреждений.
Победа Советского Союза в годы Великой Отечественной войны стала возможной потому, что все народы нашей страны приняли в ней самое активное участие, внося свои усилия в дело разгрома врага. Чувашский народ с честью выполнил свой патриотический долг перед Родиной.
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика