Чувашская республика
Официальный портал органов власти
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Уважаемый пользователь.

Данный сайт обновлен и вы находитесь на устаревшей версии. Чтобы просмотреть актуальную информацию, перейдите на новую версию сайта http://www.cap.ru/. Данная версия будет закрыта в ближайшее время. 

Спасибо за понимание.

О ходе реализации «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» в Чувашской Республике

Информационное общество Чувашской Республики - современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.

В республике формируется единая информационно - технологическая и телекоммуникационная инфраструктура «электронного правительства», включающая:

-           Республиканский информационный центр;

-           Удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;

-           Единая республиканская автоматизированная система планирования и мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Объединенные государственные информационные ресурсы «Мониторинг-Аналитика-Прогноз».

Для обеспечения перехода органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления на электронный документооборот в 2004 году была разработана и в 2005 году внедрена «Система электронного документооборота Чувашской Республики».

Создаются условия для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, формирования состава государственных и муниципальных услуг, а также механизмов их оказания в электронном виде в рамках проведения административной реформы. Создан республиканский портал государственных услуг.

Благодаря реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (далее – ЛПУ), в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой как лечебно-профилактических учреждений, так и органов управления здравоохранением. В рейтинге регионов по индексу готовности регионов России к информационному сообществу по значению подиндекса «ИКТ в медицине» Чувашская Республика по итогам 2009 года занимает 11 место (2008 г. – 26 место).

Всего в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях здравоохранения эксплуатируются 3729 единиц компьютерной техники. Оснащенность компьютерами в расчете на 100 занятых в ЛПУ составила 12,9 единиц (в среднем по России – 12,9 единиц; 34-е ранговое место среди регионов РФ). На одно учреждение здравоохранения в среднем приходится 43 компьютера. 90% ЛПУ имеют локальные вычислительные сети. Число персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей – 7,1 на 100 занятых в ЛПУ.

Все учреждения здравоохранения Чувашской Республики имеют широкополосный доступ в сеть Интернет. В 2009 году создан Медицинский портал Чувашской Республики, на котором сконцентрирована информация о системе охраны здоровья населения Чувашской Республики.

В «пилотных» учреждениях (25% ЛПУ) используется автоматизированная система «Электронная регистратура». Внедрение медицинской информационной системы в ряде ЛПУ обеспечило ведение электронных медицинских карт, а также автоматизацию всех ключевых диагностических и лечебных процессов, включая автоматизацию работы регистратуры. Доля медицинских учреждений, в которых ведутся электронные медицинские карты, составляет 4%. В рамках реализации «пилотного» проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, во всех ЛПУ республики в 2008 году инсталлировано программное средство для регистрации исполнения стандартов оказания медицинской помощи в стационарных отделениях.

Региональная телемедицинская система объединяет телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь) и телемедицинские пункты, организованные в межрайонных многопрофильных ЛПУ. В 2008 году развернут сегмент региональной телемедицинской системы, объединяющий региональный сосудистый центр (на базе Государственного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики) и три первичных сосудистых отделения (на базе Муниципального учреждения здравоохранения «Новочебоксарская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Муниципального учреждения здравоохранения «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Муниципального учреждения здравоохранения «Шумерлинская ЦРБ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики).

В республике реализована программа модернизации сельских библиотек. По состоянию на 1.01.2011 93,6% библиотек оснащены компьютерным оборудованием, аудио- и видеоаппаратурой, электронными изданиями, 81% имеют доступ к сети Интернет. Объем электронных каталогов в государственных и муниципальных библиотеках Чувашской Республики на 01.01.2011 составил 1126,2 тыс. записей. Внедряются корпоративные автоматизированные системы и технологии, формируется единая распределенная информационная сеть, действует республиканская корпоративная сеть библиотек по аналитической росписи статей местных периодических изданий. Формируется Национальная электронная библиотека Чувашской Республики, включающая электронные коллекции, издания и каталоги.

В музеях республики ведется планомерная работа по внедрению информационных технологий и автоматизации процессов музейной деятельности. На январь 2011 г. в электронный каталог внесено 50%. предметов основного фонда музеев. По России этот показатель в 2009 г. составлял 32,1%, ПФО - 9,6%. Все государственные и муниципальные музеи республики подключены к сети Интернет, 66,6% имеют собственные сайты.

Сегодня информационный рынок Чувашии достаточно динамичен и разнообразен: на территории Чувашии зарегистрировано 320 средств массовой информации.

В целях повышения эффективности и качества информационного обеспечения населения Чувашской Республики, реализации проектов в области средств массовой информации, стимулирования профессиональной деятельности журналистских коллективов осуществляется ежегодная государственная поддержка социально значимых проектов средств массовой информации.

За последние годы проведена большая работа по интегрированию информационных ресурсов Чувашии в мировое медиа - пространство. Сегодня в Чувашской Республике эффективно функционируют информационные порталы «СМИ Чувашии» и «Интернет-вещание Чувашской Республики». Интерес к порталам постоянно растет.

Республиканскими целевыми программами «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июля 2005 г. № 168 и «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы», утвержденной Кабинетом Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293, разработан комплекс мер по стимулированию и повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях, особое внимание обращено на развитие использования автоматизированных систем управления учебным процессом.

В результате проведенной работы в общеобразовательных учреждениях республики достигнут уровень оснащенности вычислительной техники - 1 компьютер на 9,4 учащихся (по Российской Федерации - 13), в 138 ресурсных центрах (около 30 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5-8 школьников, все школы и более 75 процентов учителей имеют сайты, развиваются условия, способствующие увеличению доступности к качественным образовательным услугам детям с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ впервые реализуются проекты инклюзивного и интеграционного (более 1000 детей), дистанционного образования (более 150 детей). В организацию школьной жизни активно внедряются интерактивные технологии (электронные расписания, журналы); домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, действует республиканский образовательный портал «Образование в Чувашии», в результате чего все образовательные учреждения подключены к  единой точке доступа в сеть Интернет.

В целях использования унифицированных электронных карт гражданина в Чувашской Республике с учетом опыта их внедрения в ряде субъектов Российской Федерации, разработки порядка изготовления, оформления и выдачи универсальных электронных карт гражданина, а также единых требований к технологическому обеспечению использования универсальных электронных карт, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2008 г. № 222 утверждена и реализуется Концепция создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС «Социальная карта»), определяющая организационно-техническую политику создания и применения в Чувашской Республике автоматизированных информационных систем с использованием универсальных электронных карт.

Чувашская Республика характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государства.

По данным Института развития информационного общества, который подготовил очередной индекс готовности регионов России к информационному обществу (2009-2010), представляющий собой измеритель степени подготовленности региона к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития, рассчитывающийся на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства), Чувашия занимает 9 строчку в рейтинге Российской Федерации и является регионом-лидером в Приволожском федеральном округе.

 

Субъекты Приволжского федерального округа

Значение индекса

Рейтинг

Чувашская Республика – Чувашия

0.432

9

Республика Татарстан (Татарстан)

0.410

15

Самарская область

0.406

18

Нижегородская область

0.400

21

Пермский край

0.387

29

Удмуртская Республика

0.385

31

Пензенская область

0.362

44

Оренбургская область

0.359

45

Саратовская область

0.354

51

Республика Башкортостан

0.351

52

Кировская область

0.349

53

Ульяновская область

0.344

56

Республика Мордовия

0.336

59

Республика Марий Эл

0.332

61

 

Ниже приведены основные показатели по Чувашской Республике, используемые при расчете рейтинга по Российской Федерации.

 

Показатель

Значение

Место

Индекс готовности регионов России к информационному обществу

0.432

9

Индекс-компонент факторов электронного развития

0.322

49

Подындекс "ИКТ-инфраструктура"

0.313

56

Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число ТА на 100 человек населения), штук

24.20

69

Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек населения), штук

160.10

33

Число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук

32.54

49

Доля взрослого населения, использующего интернет (трехмесячная аудитория), %

29.00

52

Подындекс "Человеческий капитал"

0.280

32

Доля занятого населения, имеющего высшее образование, %

28.60

20

Число студентов вузов на 1000 человек населения, человек

57.42

11

Число исследователей на 10000 человек населения, человек

4.49

60

Численность выпускников по направлениям подготовки (специальностям) в сфере ИКТ на 10000 населения, человек

6.16

23

Подындекс "Экономическая среда"

0.373

65

Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, тыс. руб

109.07

66

Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, тыс. руб

26.37

70

Доля продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств, %

37.40

54

Среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП 2005-2009 гг., %

101.94

67

Индекс-компонент использования ИКТ для развития

0.487

5

Подындекс "Использование ИКТ в домохозяйствах и населением"

0.563

36

Доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, %

70.30

41

Доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, %

87.69

58

Число мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств, штук

231.00

24

Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), %

48.02

37

Число ПК на 100 домохозяйств, штук

50.00

43

Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет, %

33.80

36

Подындекс "ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления"

0.588

3

Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОГВ, штук

90.73

22

Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОГВ, штук

54.91

32

Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (ОМС), штук

80.01

19

Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОМС, штук

56.79

11

Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОМС, штук

38.33

12

Доля ОМС, имеющих ЛВС, %

46.32

43

Доля ОМС, имеющих доступ к интернету, %

98.16

3

Доля ОМС, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, %

32.37

35

Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, %

75.26

8

Доля ОМС, имеющих веб-сайт в интернете, %

68.16

3

Оценка официального представительства органов государственной власти субъекта РФ в интернете, баллы

171.00

3

Доля организаций, использующих интернет для получения информации о деятельности органов управления, %

56.95

5

Доля организаций, использующих интернет для получения бланков форм, %

70.74

15

Доля организаций, использующих интернет для предоставления заполненных форм, %

68.68

17

Доля организаций, использовавших интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, %

24.30

6

Подындекс "ИКТ в бизнесе"

0.395

26

Доля предприятий, имеющих ПК, %

94.07

49

Число ПК на 100 занятых, штук

24.58

36

Доля предприятий, имеющих ЛВС, %

59.37

45

Число ПК, в составе ЛВС на 100 занятых, штук

20.21

32

Доля предприятий, имеющих доступ к интернету, %

85.37

30

Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых, штук

12.21

25

Доля предприятий, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, %

52.24

36

Доля предприятий, имеюших специальные программные средства для управления продажами и закупками товаров (работ, услуг), %

40.99

18

Доля предприятий, имеюших ERP-системы, %

5.20

51

Доля предприятий, имеющих веб-сайты, %

34.34

7

Доля предприятий, использующих интернет для размещения заказов на продукцию (услуги), %

34.10

13

Доля предприятий, использующих интернет для оплаты поставляемой продукции (услуг), %

24.55

42

Доля предприятий, использующих интернет для получения заказов на продукцию (услуги), %

27.93

7

Доля предприятий, использующих интернет для осуществления электронных расчетов с потребителями, %

19.83

38

Подындекс "ИКТ в медицине"

0.387

12

Число ПК на 100 занятых в лечебно-профилактичеких учреждениях (ЛПУ), штук

12.97

39

Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ЛПУ, штук

8.21

31

Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых в ЛПУ, штук

3.75

25

Доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету, %

100.00

6

Доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, %

61.17

14

Доля ЛПУ, имеющих ЛВС, %

85.44

26

Доля ЛПУ, имеющих веб-сайты, %

30.10

9

Подындекс "ИКТ в образовании"

0.589

2

Число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах, штук

8.46

17

Число ПК в составе ЛВС, на 100 учеников в школах, штук

5.99

18

Число ПК, имеющих доступ в интернет, на 100 учеников в школах, штук

5.77

21

Доля школ, имеющих доступ к интернету со скоростью 128 Кбит/сек и выше, %

95.29

13

Доля школ, имеющих собственный веб-сайт в сети интернет, %

95.29

8

Доля школ, имеющих электронную библиотеку, %

95.67

1

Подындекс "ИКТ в культуре"

0.401

6

Доля библиотек, имеющих ПК, %

93.32

3

Число ПК на 100 занятых в библиотеках, штук

74.06

13

Доля библиотек, имеющих доступ к интернету, %

91.70

2

Число ПК на 100 занятых в музеях, штук

32.50

29

Доля музеев, имеющих доступ к интернету, %

64.71

21

Объем электронных каталогов библиотек (в % к общему объему фондов)

10.47

23

Объем электронных каталогов музеев (в % к общему объему фондов)

34.90

1

 

Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Чувашии не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в ближайшее время реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал республики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий.

В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики имеются негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.

Результаты разработки и внедрения информационных технологий не всегда носят системный характер, в частности:

внедрение средств информационных технологий носит преимущественно локальный, ведомственный характер;

недостаточными темпами развиваются инфраструктура доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;

получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и других организаций, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения;

отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие услуги, как нотариальные услуги в электронном виде, официальная публикация электронных документов и другие услуги, аналогичные услугам при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов.

По-прежнему остается низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих, что предопределяет актуальность организации непрерывного обучения государственных служащих и оценки навыков использования информационных технологий в ходе предусмотренной законом периодической аттестации.

Непременным условием развития информационного общества является повышение качества подготовки специалистов, а также создание системы непрерывного обучения в области информационных технологий.

Сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества, в частности:

уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах является высоким;

сохраняются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей и низкие показатели качества доступа к сети Интернет.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2011 г. № 2 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить!», а также типовой формой плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации и рекомендуемым порядком организации работ по его подготовке, реализации и контролю исполнения, доведенным Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации Государственным комитетом Чувашской Республики по связи и информатизации при участии заинтересованных министерств и ведомств разработана Республиканская целевая программа «Информационное общество Чувашии (2011-2020 годы)».

Целью формирования и развития информационного общества в республике является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности Чувашии, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:

формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий;

повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами власти всех уровней, качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;

дальнейшее развитие экономики республики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения, сохранение культуры;

противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы интересам Чувашии.

Развитие информационного общества в Чувашской Республике базируется на следующих принципах:

партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;

свобода и равенство доступа к информации и знаниям;

поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;

обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика