Информационное общество Чувашской Республики - современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом.
В республике формируется единая информационно - технологическая и телекоммуникационная инфраструктура «электронного правительства», включающая:
- Республиканский информационный центр;
- Удостоверяющий центр в области электронной цифровой подписи;
- Единая республиканская автоматизированная система планирования и мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Объединенные государственные информационные ресурсы «Мониторинг-Аналитика-Прогноз».
Для обеспечения перехода органов исполнительной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления на электронный документооборот в 2004 году была разработана и в 2005 году внедрена «Система электронного документооборота Чувашской Республики».
Создаются условия для повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг гражданам и организациям, формирования состава государственных и муниципальных услуг, а также механизмов их оказания в электронном виде в рамках проведения административной реформы. Создан республиканский портал государственных услуг.
Благодаря реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике достигнуты существенные результаты в укреплении материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений (далее – ЛПУ), в целом решен вопрос оснащенности необходимой вычислительной техникой как лечебно-профилактических учреждений, так и органов управления здравоохранением. В рейтинге регионов по индексу готовности регионов России к информационному сообществу по значению подиндекса «ИКТ в медицине» Чувашская Республика по итогам 2009 года занимает 11 место (2008 г. – 26 место).
Всего в Чувашской Республике по состоянию на 1 января 2011 г. в учреждениях здравоохранения эксплуатируются 3729 единиц компьютерной техники. Оснащенность компьютерами в расчете на 100 занятых в ЛПУ составила 12,9 единиц (в среднем по России – 12,9 единиц; 34-е ранговое место среди регионов РФ). На одно учреждение здравоохранения в среднем приходится 43 компьютера. 90% ЛПУ имеют локальные вычислительные сети. Число персональных компьютеров в составе локальных вычислительных сетей – 7,1 на 100 занятых в ЛПУ.
Все учреждения здравоохранения Чувашской Республики имеют широкополосный доступ в сеть Интернет. В 2009 году создан Медицинский портал Чувашской Республики, на котором сконцентрирована информация о системе охраны здоровья населения Чувашской Республики.
В «пилотных» учреждениях (25% ЛПУ) используется автоматизированная система «Электронная регистратура». Внедрение медицинской информационной системы в ряде ЛПУ обеспечило ведение электронных медицинских карт, а также автоматизацию всех ключевых диагностических и лечебных процессов, включая автоматизацию работы регистратуры. Доля медицинских учреждений, в которых ведутся электронные медицинские карты, составляет 4%. В рамках реализации «пилотного» проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, во всех ЛПУ республики в 2008 году инсталлировано программное средство для регистрации исполнения стандартов оказания медицинской помощи в стационарных отделениях.
Региональная телемедицинская система объединяет телемедицинские центры (на базе ведущих республиканских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь) и телемедицинские пункты, организованные в межрайонных многопрофильных ЛПУ. В 2008 году развернут сегмент региональной телемедицинской системы, объединяющий региональный сосудистый центр (на базе Государственного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики) и три первичных сосудистых отделения (на базе Муниципального учреждения здравоохранения «Новочебоксарская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Муниципального учреждения здравоохранения «Канашская городская больница» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Муниципального учреждения здравоохранения «Шумерлинская ЦРБ» Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики).
В республике реализована программа модернизации сельских библиотек. По состоянию на 1.01.2011 93,6% библиотек оснащены компьютерным оборудованием, аудио- и видеоаппаратурой, электронными изданиями, 81% имеют доступ к сети Интернет. Объем электронных каталогов в государственных и муниципальных библиотеках Чувашской Республики на 01.01.2011 составил 1126,2 тыс. записей. Внедряются корпоративные автоматизированные системы и технологии, формируется единая распределенная информационная сеть, действует республиканская корпоративная сеть библиотек по аналитической росписи статей местных периодических изданий. Формируется Национальная электронная библиотека Чувашской Республики, включающая электронные коллекции, издания и каталоги.
В музеях республики ведется планомерная работа по внедрению информационных технологий и автоматизации процессов музейной деятельности. На январь 2011 г. в электронный каталог внесено 50%. предметов основного фонда музеев. По России этот показатель в 2009 г. составлял 32,1%, ПФО - 9,6%. Все государственные и муниципальные музеи республики подключены к сети Интернет, 66,6% имеют собственные сайты.
Сегодня информационный рынок Чувашии достаточно динамичен и разнообразен: на территории Чувашии зарегистрировано 320 средств массовой информации.
В целях повышения эффективности и качества информационного обеспечения населения Чувашской Республики, реализации проектов в области средств массовой информации, стимулирования профессиональной деятельности журналистских коллективов осуществляется ежегодная государственная поддержка социально значимых проектов средств массовой информации.
За последние годы проведена большая работа по интегрированию информационных ресурсов Чувашии в мировое медиа - пространство. Сегодня в Чувашской Республике эффективно функционируют информационные порталы «СМИ Чувашии» и «Интернет-вещание Чувашской Республики». Интерес к порталам постоянно растет.
Республиканскими целевыми программами «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы», утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04 июля 2005 г. № 168 и «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2011 - 2020 годы», утвержденной Кабинетом Министров Чувашской Республики от 25 сентября 2008 г. № 293, разработан комплекс мер по стимулированию и повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях, особое внимание обращено на развитие использования автоматизированных систем управления учебным процессом.
В результате проведенной работы в общеобразовательных учреждениях республики достигнут уровень оснащенности вычислительной техники - 1 компьютер на 9,4 учащихся (по Российской Федерации - 13), в 138 ресурсных центрах (около 30 % от общего числа школ) достигнут почти европейский уровень – 1 компьютер на 5-8 школьников, все школы и более 75 процентов учителей имеют сайты, развиваются условия, способствующие увеличению доступности к качественным образовательным услугам детям с ограниченными возможностями здоровья. На базе школ впервые реализуются проекты инклюзивного и интеграционного (более 1000 детей), дистанционного образования (более 150 детей). В организацию школьной жизни активно внедряются интерактивные технологии (электронные расписания, журналы); домашние компьютеры учителей и детей интегрируются в единую образовательную сеть, действует республиканский образовательный портал «Образование в Чувашии», в результате чего все образовательные учреждения подключены к единой точке доступа в сеть Интернет.
В целях использования унифицированных электронных карт гражданина в Чувашской Республике с учетом опыта их внедрения в ряде субъектов Российской Федерации, разработки порядка изготовления, оформления и выдачи универсальных электронных карт гражданина, а также единых требований к технологическому обеспечению использования универсальных электронных карт, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2008 г. № 222 утверждена и реализуется Концепция создания интегрированной информационной системы поддержки предоставления и учета социальных услуг гражданам с использованием унифицированных социальных карт (ИИС «Социальная карта»), определяющая организационно-техническую политику создания и применения в Чувашской Республике автоматизированных информационных систем с использованием универсальных электронных карт.
Чувашская Республика характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации является одной из важнейших задач государства.
По данным Института развития информационного общества, который подготовил очередной индекс готовности регионов России к информационному обществу (2009-2010), представляющий собой измеритель степени подготовленности региона к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития, рассчитывающийся на основе показателей, характеризующих факторы развития информационного общества (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства), Чувашия занимает 9 строчку в рейтинге Российской Федерации и является регионом-лидером в Приволожском федеральном округе.
Субъекты Приволжского федерального округа |
Значение индекса |
Рейтинг |
Чувашская Республика – Чувашия |
0.432 |
9 |
Республика Татарстан (Татарстан) |
0.410 |
15 |
Самарская область |
0.406 |
18 |
Нижегородская область |
0.400 |
21 |
Пермский край |
0.387 |
29 |
Удмуртская Республика |
0.385 |
31 |
Пензенская область |
0.362 |
44 |
Оренбургская область |
0.359 |
45 |
Саратовская область |
0.354 |
51 |
Республика Башкортостан |
0.351 |
52 |
Кировская область |
0.349 |
53 |
Ульяновская область |
0.344 |
56 |
Республика Мордовия |
0.336 |
59 |
Республика Марий Эл |
0.332 |
61 |
Ниже приведены основные показатели по Чувашской Республике, используемые при расчете рейтинга по Российской Федерации.
Показатель |
Значение |
Место |
Индекс готовности регионов России к информационному обществу |
0.432 |
9 |
Индекс-компонент факторов электронного развития |
0.322 |
49 |
Подындекс "ИКТ-инфраструктура" |
0.313 |
56 |
Телефонная плотность фиксированной электросвязи (число ТА на 100 человек населения), штук |
24.20 |
69 |
Проникновение подвижной сотовой связи (абонентов на 100 человек населения), штук |
160.10 |
33 |
Число персональных компьютеров на 100 человек населения, штук |
32.54 |
49 |
Доля взрослого населения, использующего интернет (трехмесячная аудитория), % |
29.00 |
52 |
Подындекс "Человеческий капитал" |
0.280 |
32 |
Доля занятого населения, имеющего высшее образование, % |
28.60 |
20 |
Число студентов вузов на 1000 человек населения, человек |
57.42 |
11 |
Число исследователей на 10000 человек населения, человек |
4.49 |
60 |
Численность выпускников по направлениям подготовки (специальностям) в сфере ИКТ на 10000 населения, человек |
6.16 |
23 |
Подындекс "Экономическая среда" |
0.373 |
65 |
Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, тыс. руб |
109.07 |
66 |
Доходы консолидированного бюджета субъекта РФ на душу населения, тыс. руб |
26.37 |
70 |
Доля продуктов питания в структуре потребительских расходов домохозяйств, % |
37.40 |
54 |
Среднегодовые темпы прироста физического объема ВРП 2005-2009 гг., % |
101.94 |
67 |
Индекс-компонент использования ИКТ для развития |
0.487 |
5 |
Подындекс "Использование ИКТ в домохозяйствах и населением" |
0.563 |
36 |
Доля домохозяйств, имеющих телефон фиксированной связи, % |
70.30 |
41 |
Доля домохозяйств, имеющих мобильный сотовый телефон, % |
87.69 |
58 |
Число мобильных сотовых телефонов на 100 домохозяйств, штук |
231.00 |
24 |
Доля домохозяйств, имеющих персональный компьютер (ПК), % |
48.02 |
37 |
Число ПК на 100 домохозяйств, штук |
50.00 |
43 |
Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет, % |
33.80 |
36 |
Подындекс "ИКТ в органах государственной власти и местного самоуправления" |
0.588 |
3 |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОГВ, штук |
90.73 |
22 |
Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОГВ, штук |
54.91 |
32 |
Число ПК на 100 занятых в органах местного самоуправления (ОМС), штук |
80.01 |
19 |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ОМС, штук |
56.79 |
11 |
Число ПК, имеющих выход в интернет, на 100 занятых в ОМС, штук |
38.33 |
12 |
Доля ОМС, имеющих ЛВС, % |
46.32 |
43 |
Доля ОМС, имеющих доступ к интернету, % |
98.16 |
3 |
Доля ОМС, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % |
32.37 |
35 |
Доля ОМС, использующих средства электронной цифровой подписи, % |
75.26 |
8 |
Доля ОМС, имеющих веб-сайт в интернете, % |
68.16 |
3 |
Оценка официального представительства органов государственной власти субъекта РФ в интернете, баллы |
171.00 |
3 |
Доля организаций, использующих интернет для получения информации о деятельности органов управления, % |
56.95 |
5 |
Доля организаций, использующих интернет для получения бланков форм, % |
70.74 |
15 |
Доля организаций, использующих интернет для предоставления заполненных форм, % |
68.68 |
17 |
Доля организаций, использовавших интернет для участия в электронных торгах на закупку товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд, % |
24.30 |
6 |
Подындекс "ИКТ в бизнесе" |
0.395 |
26 |
Доля предприятий, имеющих ПК, % |
94.07 |
49 |
Число ПК на 100 занятых, штук |
24.58 |
36 |
Доля предприятий, имеющих ЛВС, % |
59.37 |
45 |
Число ПК, в составе ЛВС на 100 занятых, штук |
20.21 |
32 |
Доля предприятий, имеющих доступ к интернету, % |
85.37 |
30 |
Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых, штук |
12.21 |
25 |
Доля предприятий, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % |
52.24 |
36 |
Доля предприятий, имеюших специальные программные средства для управления продажами и закупками товаров (работ, услуг), % |
40.99 |
18 |
Доля предприятий, имеюших ERP-системы, % |
5.20 |
51 |
Доля предприятий, имеющих веб-сайты, % |
34.34 |
7 |
Доля предприятий, использующих интернет для размещения заказов на продукцию (услуги), % |
34.10 |
13 |
Доля предприятий, использующих интернет для оплаты поставляемой продукции (услуг), % |
24.55 |
42 |
Доля предприятий, использующих интернет для получения заказов на продукцию (услуги), % |
27.93 |
7 |
Доля предприятий, использующих интернет для осуществления электронных расчетов с потребителями, % |
19.83 |
38 |
Подындекс "ИКТ в медицине" |
0.387 |
12 |
Число ПК на 100 занятых в лечебно-профилактичеких учреждениях (ЛПУ), штук |
12.97 |
39 |
Число ПК в составе ЛВС на 100 занятых в ЛПУ, штук |
8.21 |
31 |
Число ПК, имеющих доступ к интернету, на 100 занятых в ЛПУ, штук |
3.75 |
25 |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету, % |
100.00 |
6 |
Доля ЛПУ, имеющих доступ к интернету со скоростью 256 Кбит/сек и выше, % |
61.17 |
14 |
Доля ЛПУ, имеющих ЛВС, % |
85.44 |
26 |
Доля ЛПУ, имеющих веб-сайты, % |
30.10 |
9 |
Подындекс "ИКТ в образовании" |
0.589 |
2 |
Число ПК, используемых в учебном процессе, на 100 учеников в школах, штук |
8.46 |
17 |
Число ПК в составе ЛВС, на 100 учеников в школах, штук |
5.99 |
18 |
Число ПК, имеющих доступ в интернет, на 100 учеников в школах, штук |
5.77 |
21 |
Доля школ, имеющих доступ к интернету со скоростью 128 Кбит/сек и выше, % |
95.29 |
13 |
Доля школ, имеющих собственный веб-сайт в сети интернет, % |
95.29 |
8 |
Доля школ, имеющих электронную библиотеку, % |
95.67 |
1 |
Подындекс "ИКТ в культуре" |
0.401 |
6 |
Доля библиотек, имеющих ПК, % |
93.32 |
3 |
Число ПК на 100 занятых в библиотеках, штук |
74.06 |
13 |
Доля библиотек, имеющих доступ к интернету, % |
91.70 |
2 |
Число ПК на 100 занятых в музеях, штук |
32.50 |
29 |
Доля музеев, имеющих доступ к интернету, % |
64.71 |
21 |
Объем электронных каталогов библиотек (в % к общему объему фондов) |
10.47 |
23 |
Объем электронных каталогов музеев (в % к общему объему фондов) |
34.90 |
1 |
Динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в Чувашии не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса и гражданского общества. Необходимо уже в ближайшее время реализовать имеющийся культурный, образовательный и научно-технологический потенциал республики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения конкурентоспособности России, развития экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствования системы принятия государственных управленческих решений, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий.
В результате отсутствия комплексного подхода к решению задачи формирования и развития информационного общества как одного из необходимых этапов модернизации экономики имеются негативные тенденции, которые при сохранении текущей экономической ситуации могут усиливаться.
Результаты разработки и внедрения информационных технологий не всегда носят системный характер, в частности:
внедрение средств информационных технологий носит преимущественно локальный, ведомственный характер;
недостаточными темпами развиваются инфраструктура доступа населения к сайтам органов государственной власти и другие средства информационно-справочной поддержки и обслуживания населения;
получение населением и организациями государственных услуг, а также информации, связанной с деятельностью органов государственной власти и других организаций, в большинстве случаев требует их личного обращения в органы государственной власти, а также предоставления запросов и документов на бумажном носителе. Это приводит к большим затратам времени и создает значительные неудобства для населения;
отсутствует необходимая нормативная правовая база, а также стандарты и регламенты предоставления органами государственной власти требуемой информации населению, организациям и другим органам государственной власти, не сформирована инфраструктура, обеспечивающая информационную безопасность электронных форм взаимодействия органов государственной власти между собой, а также с населением и организациями. Для электронных форм взаимодействия не реализованы такие услуги, как нотариальные услуги в электронном виде, официальная публикация электронных документов и другие услуги, аналогичные услугам при традиционных формах взаимодействия на основе использования бумажных документов.
По-прежнему остается низким уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих, что предопределяет актуальность организации непрерывного обучения государственных служащих и оценки навыков использования информационных технологий в ходе предусмотренной законом периодической аттестации.
Непременным условием развития информационного общества является повышение качества подготовки специалистов, а также создание системы непрерывного обучения в области информационных технологий.
Сохраняется высокий уровень различия в использовании информационных технологий различными слоями общества, и недостаточно развита базовая инфраструктура информационного общества, в частности:
уровень различия в использовании информационных технологий в домашних хозяйствах является высоким;
сохраняются проблемы организации широкополосного доступа для конечных пользователей и низкие показатели качества доступа к сети Интернет.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г., Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 января 2011 г. № 2 «О Комплексном плане действий органов исполнительной власти Чувашской Республики по реализации Послания Президента Чувашской Республики М.Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить!», а также типовой формой плана мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в субъекте Российской Федерации и рекомендуемым порядком организации работ по его подготовке, реализации и контролю исполнения, доведенным Советом при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации Государственным комитетом Чувашской Республики по связи и информатизации при участии заинтересованных министерств и ведомств разработана Республиканская целевая программа «Информационное общество Чувашии (2011-2020 годы)».
Целью формирования и развития информационного общества в республике является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности Чувашии, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся:
формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий;
повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами власти всех уровней, качества и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг;
дальнейшее развитие экономики республики на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий;
развитие науки, технологий и техники, подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения, сохранение культуры;
противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы интересам Чувашии.
Развитие информационного общества в Чувашской Республике базируется на следующих принципах:
партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
поддержка отечественных производителей продукции и услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.