Гостехнадзор Чувашии напоминает, что в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств обязаны зарегистрировать их в органах гостехнадзора в течении срока действия знака «Транзит» или в течении 10 суток после приобретения.
За нарушение правил государственной регистрации транспортных средств граждане в соответствии со ст. 19.22 КоАП РФ подлежат привлечению к административной ответственности. Нарушение сроков регистрации влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Право управления самоходными машинами подтверждается удостоверением тракториста-машиниста. Для допуска к сдаче экзаменов в гостехнадзоре на право управления самоходными машинами заявители должны пройти обучение в образовательных организациях.
За управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления, в соответствии со ст. 12.7 КоАП РФ граждане подлежат привлечению к административной ответственности. Указанное нарушение влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати тысяч рублей.
В соответствии с требованиями пункта 5 Правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 № 1013, самоходные машины подлежат ежегодному техническому осмотру вне зависимости от года их ввода в эксплуатацию.
Процессы механизации сельскохозяйственных работ с каждым годом увеличиваются, в связи, с чем растет ответственность механизаторов к безопасным методам работы, кроме умения управлять машиной, необходимо грамотно ее обслуживать и использовать. Машина в неумелых руках может нанести вред человеку, безопасная работа непосредственно на тракторах и сельскохозяйственных машинах зависит от самих механизаторов и определяется инструкциями по охране труда.
Знание и строгое выполнение правил и инструкций по охране труда являются важнейшим условием предупреждения несчастных случаев при работе на тракторах и сельскохозяйственных машинах. Каждый механизатор должен помнить, что малейшее нарушение правил охраны труда, инструкций или неправильных приемов выполнения той или иной работы может привести не только к аварии, но и к несчастному случаю. Во избежание несчастного случая строго запрещается приступать к управлению трактором, самоходным шасси, а также к работе на других сельскохозяйственных машинах и орудиях в состоянии даже легкого опьянения.
Подготовка сельскохозяйственных машин к работе заключается в проверке технического состояния, заправке горючими и смазочными материалами. При проверке технического состояния машин необходимо уточнить наличие и надежность крепления защитных ограждений над вращающимися механизмами, карданными, зубчатыми и другими передачами, состояние механизма рулевого управления, тормозов сигнализации и освещения, а также наличие и исправность прилагаемого к машине инструмента, средств противопожарной защиты, аптечек первой медицинской помощи.
Все операции, связанные с техническим уходом за машинами, устранением неисправностей, кроме регулировки двигателя и тормозов, выполняются только при заглушенном двигателе, заторможенной ходовой части машины и опущенных на почву рабочих органах.
При эксплуатации самоходной техники необходимо обязательно учитывать погодные условия, время суток, рельеф местности. В 2018 году произошло 13 несчастных случаев, из них 5 смертельных. Причинами несчастных случаев стали нарушения техники безопасности и охраны труда, а также правил дорожного движения. Например, в прошлом году в Вурнарском районе при ворошении сена навесной ворошилкой ALHR-5 тракторист не учел рельеф местности, и не справившись, с управлением допустил опрокидывание трактора МТЗ-80Л в овраг, в результате чего от полученных травм скончался на месте.
Обязательно стоит помнить, что в кабине трактора не должно быть посторонних людей, кроме механизатора, тем более детей. 4 мая 2019 г. тракторист, управляя колесным трактором Беларус-82.1 в агрегате с прицепом 2ПТС-4/785А при перевозке органического удобрения (навоза) на земельный участок допустил падение своего несовершеннолетнего сына 2014 года рождения из заднего стекла на дышло прицепа 2ПТС-4/785А. Ребенок впоследствии скончался в БУ «Вурнарская ЦРБ».
Мотоблоки.
В весенний период среди участников дорожного движения традиционно растет количество водителей мотоблоков. Выезжая на автодороги без каких-либо опознавательных знаков и световых приборов, они зачастую становятся виновниками и участниками ДТП.
За 2018 год в Чувашии произошло 10 ДТП с участием мотоблоков, в них погибли три человека, 13 получили травмы различной степени тяжести. В отношении граждан, управлявших мотоблоками, сотрудниками ГИБДД МВД по Чувашской Республике составлено 167 административных протоколов.
Мотоблок не является транспортным средством даже при наличии прицепа и выезжать на дороги общего пользования на нем запрещено. Данный вид транспорта предназначен для сельскохозяйственных работ. Доставка мотоблоков к месту проведения работ должна осуществлять с помощью других транспортных средств и ни в коем случае не «своим ходом».
На проезжей части ездить на мотоблоке запрещено, в прицепе данной техники перевозить людей нельзя. Рядом с управляющим мотоблоком пассажирам ездить тоже запрещается, так как пассажир, сидящий рядом, может помешать водителю выполнить безопасный маневр.
Мотоблок, не зависимо от того, с прицепом он или без, не предназначен для перевозки пассажиров. При наличии на нем прицепа, он приравнивается к грузовой платформе. В соответствии с пунктом 22 Правил дорожного движения перевозка людей разрешена только на автомобилях. На грузовых платформах перевозка пассажиров запрещена, на ней перевозятся только грузы.