Администрация Козловского района Чувашской Республики п о с т а н о в л я е т:
1. Внести в постановление администрации Козловского района Чувашской Республики от 31.12.2013 №788 «Содействие занятости населения» на 2014–2020 годы (с изменениями, внесенными постановлениями администрации Козловского района от 11.08.2014 г. №542, от 29.01.2015 г. №37, от 19.10.2016 г. №377, от 29.12.2016 г. №475) следующие изменения:
1) в паспорте муниципальной программы Козловского района Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2014-2020 годы
- позицию «Подпрограммы муниципальной программы» дополнить подпрограммой «Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Козловского района Чувашской Республики»;
- позицию «Программно-целевые инструменты муниципальной программы» дополнить словами «Подпрограмма «Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Козловского района Чувашской Республики»;
2) Дополнить муниципальную программу Козловского района Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2014–2020 годы приложением №4 «Подпрограмма ««Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Козловского района Чувашской Республики», согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел экономического развития, промышленности, торговли и имущественных отношений администрации Козловского района.
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в периодическом печатном издании «Козловский вестник» и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления Козловского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Глава администрации Козловского района
|
А.И. Васильев
|
|
Приложение к постановлению администрации Козловского района
Чувашской Республики от 17 января 2017 года № 11
«Приложение № 4 к Муниципальной программе
Козловского района Чувашской Республики
«Содействие занятости населения на 2014-2020 годы»
|
Подпрограмма
«Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Козловского района Чувашской Республики» Муниципальной программы Козловского района Чувашской Республики «Содействие занятости населения на 2014-2020 годы»
Паспорт подпрограммы
Наименование подпрограммы
|
«Обеспечение кадрами хозяйствующих субъектов, функционирующих на территории Козловского района Чувашской Республики»
|
Муниципальный заказчик подпрограммы
|
Администрация Козловского района Чувашской Республики
|
Основной разработчик подпрограммы
|
Администрация Козловского района Чувашской Республики
|
Исполнители основных мероприятий подпрограммы
|
Отдел экономического развития, промышленности, торговли и имущественных отношений администрации Козловского района;
Управление образования администрации Козловского района;
Администрации поселений Козловского района,
Казенное учреждение Чувашской Республики «Центр занятости населения Козловского района» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики (по согласованию);
предприятия и организации района
|
Цели подпрограммы
|
Содействие развитию кадрового потенциала Козловского района
|
Задачи подпрограммы
|
прогнозирование потребности экономики в квалифицированных кадрах;
информационное и организационно-методическое обеспечение предприятий и организаций в сфере кадровой политики
|
Целевые показатели (индикаторы) подпрограммы
|
доля организаций в районе, участвующих в формировании прогноза потребности в квалифицированных кадрах, от общего количества организаций в районе – 25%;
количество человек, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки человек – до 50 ежегодно;
стабилизация регистрируемой безработицы на уровне 0,30 процента в среднем за год
|
Сроки и этапы реализации подпрограммы
|
2017 – 2020 годы
|
Объемы финансирования подпрограммы
|
Реализация мероприятий подпрограммы в 2017–2020 годах будет обеспечиваться за счет внебюджетных источников финансирования и финансовых средств, направляемых на основную деятельность исполнителей основных мероприятий
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
обеспечение отрасли экономики кадрами, квалификация которых соответствует реальным потребностям рынка труда района;
повышение производительности труда в организациях района за счет повышения профессионализма занятых в отраслях экономики;
создание новых рабочих мест.
увеличение числа организаций:
участвующих в формировании прогноза потребности в квалифицированных кадрах;
реализующих эффективную кадровую политику в интересах организаций и работников;
улучшение качественных характеристик кадрового состава работников организаций.
|
Раздел 1. Характеристика сферы реализации подпрограммы,
описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Для успешного социально-экономического развития Козловского района, достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения инвестиционной активности организаций, конкурентоспособности продукции, производимой в районе хозяйственному комплексу района необходимо наличие эффективного кадрового обеспечения. Квалифицированный персонал – основа экономической стабильности и экономического роста.
Ситуация в области кадрового обеспечения экономики района в настоящее время напряжена. Кадровые проблемы связаны с негативными демографическими процессами: естественной убылью населения и миграционным оттоком. За период после последней переписи населения (октябрь 2010 года) число постоянных жителей в Козловском районе уменьшилось на 1,92 тыс. человек или на 8,9% и составило на начало 2016 года 19,73 тыс. человек. По состоянию на начало 2017 года численность населения в районе ожидается на уровне 19,35-19,4 тыс. человек. Основными причинами сокращения населения остаются низкая рождаемость вследствие определенных экономических, социальных и исторических причин, превышение числа выезжающих из района на постоянное место жительства над въезжающими, а также сохраняющаяся в последние годы низкая продолжительность жизни населения, особенно среди мужчин.
Численность трудоспособного населения района в последнее время также снизилась и составляет 10110 человек (в 2011 году – 10940 чел.).
Демографическая ситуация в районе по прежнему сохраняет тенденцию к уменьшению численности населения в районе.
Общее количество занятых в районе в 90-е и начале 2000-х годов ежегодно сокращалось. В первую очередь сокращение происходило в ведущих отраслях экономики района: в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. В последнее время в связи с проводимыми программами реструктуризации произошло снижение занятых в здравоохранении и образовании. Вместе с тем происходит увеличение занятых в малом предпринимательстве.
В связи с невысоким уровнем оплаты труда на ряде предприятий, превышением предложения рабочей силы над спросом, часть лиц трудоспособного возраста (по расчетам порядка до 1,2 тысячи человек ежегодно), обладающих определенным опытом и профессионализмом и в которых нуждается экономика района, выезжает на постоянную или сезонную работу за пределы района - на Север, в Москву или Республику Татарстан.
Проводимые органами местного самоуправления совместно с КУ «Центр занятости населения Козловского района» мероприятия позволили снять напряженность с занятостью населения. Численность официально зарегистрированных безработных граждан в Козловском районе на 1 октября 2016 года составила 32 человека (на 01.10.2015 г. – 44 человека). Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения понизился по сравнению с данными на 01.10.2015 г. на 0,10 процентных пункта и составил 0,30 %.
На уровень безработицы также влияет и «сезонность». Как правило, значительно снижаясь в летние месяцы, он опять возрастает в зимнее время. Объясняется это в первую очередь тем, что многие жители района в летние месяцы на работы выезжают за пределы района, а по окончанию возвращаются, регистрируясь в службе занятости населения.
В районе отмечается нехватка кадровых ресурсов по отдельным видам профессий, что становится одним из сдерживающих факторов развития экономики района. Недостаток кадров наблюдается по следующим профессиям: рабочие, водители автомобилей, делопроизводители, повара, машинисты, пекари, продавцы, фельдшеры, врачи, токари, слесари, трактористы. За последние годы имеет место снижение интереса у молодых людей к рабочим профессиям. Сложившееся мнение об их непрестижности привело к тому, что понадобится не один год для изменения отношения к таким профессиям.
На начало октября 2016 года в районном банке вакансий имелись сведения о наличии 169 вакантных рабочих местах (должностях). Коэффициент напряженности на рынке труда (численность незанятых граждан, состоящих на учете в центре занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию) составил 0,19 единиц, т.е. на каждого соискателя приходится 5 вакансий. По сравнению с данными на конец сентября 2015 года количество вакансий уменьшилось на 37 единиц.
Из 169 свободных вакансий: 54,4 % - это рабочие профессии, 45,6 % - вакансии служащих. В составе безработных граждан, состоящих на учете на конец сентября, большинство работали по профессии рабочего (59,4 %), 28,1 % осуществляли свою деятельность на должности служащего. То есть на одну вакансию рабочего приходится 5 соискателей профессии (должности) рабочего, на одну вакансию служащего – 9 соискателей.
В ходе реализации Государственной программы Чувашской Республики «Содействие занятости населения» на 2012-2020 годы в январе – сентябре 2016 года в Козловском районе:
услуги по профессиональной ориентации оказаны 499 гражданам (104 %);
на профессиональное обучение, получение дополнительного профессионального образования направлено 20 безработных граждан (117,6 %), 4 женщины, воспитывающие детей в возрасте до 3-х лет (100,0%);
в программе социальной адаптации на рынке труда участвовало 25 безработных граждан (100,0 %).
В последние годы выпускники школ района отдают предпочтение высшим учебным заведениям. Около 70% выпускников района поступают в высшие учебные заведения, 25-27% средние специальные учебные заведения.
Необходимо учесть, что проблемы кадрового обеспечения не могут быть решены без участия самих работодателей. В основном, вопросами повышения квалификации, подготовки и переподготовки кадров занимаются бюджетные учреждения, коммерческие организации практически не занимаются обучением кадров, развитием и сохранением персонала. В общем числе субъектов малого и среднего предпринимательства основная доля предприятий приходится на небольшие предприятия, руководители которых, как правило, самостоятельно выполняют все функции по ведению бизнеса (делопроизводство, бухгалтерия, кадры и пр.).
Каких-либо учебных заведений профессионально-технического обучения в Козловском районе нет. В тоже время в Козловском районе в предыдущие годы организовывались курсы продавцов, других работников потребительского рынка, однако в связи с снижением заявок на такое обучение в последние 3 года курсы не проводились.
Ряд специалистов от отдельных субъектов малого предпринимательства в целях повышения квалификации выезжали на специализированные мастер-классы, организуемые как в Чувашской Республики, так и за ее пределами.
Социальную значимость в последние годы представляет проведение общественных и временных работ в сельской местности. Ежегодно утверждаются мероприятия по организации и проведению общественных работ.
В течение января-сентября 2016 года в Козловском районе трудоустроено на постоянные и временные рабочие места 612 человек (101,3 % от плана, установленного на январь – сентябрь месяцы 2016 года), из них 229 человек трудоустроены на постоянные рабочие места и 383 человека – на временные работы, направлено на выполнение общественных работ 140 человек (111,1 %), трудоустроено на временные рабочие места в свободное от учебы время 315 несовершеннолетних граждан (100 %), трудоустроено на временные рабочие места 12 безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (109,0 %), трудоустроено на временное рабочее место 2 безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющий среднее профессиональное образование, ищущих работу впервые.
Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости комплексного решения обозначенных проблем в области обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики. Реализация мероприятий подпрограммы позволит создать условия для успешного и устойчивого развития экономики Козловского района.
Раздел II. Основные цели и задачи, сроки реализации подпрограммы
Главным приоритетом в сфере реализации подпрограммы является формирование и реализация обоснованной, эффективной политики органов местного самоуправления, направленной на обеспечение экономики района востребованными квалифицированными кадрами.
Цель подпрограммы – содействие развитию кадрового потенциала Козловского района.
Достижение цели подпрограммы обеспечивается путем решения следующих задач:
прогнозирование потребности экономики в квалифицированных кадрах;
информационное и организационно-методическое обеспечение предприятий и организаций в сфере кадровой политики.
Исходя из вышеуказанного определены показатели (индикаторы) решения задач подпрограммы:
Задача 1: Прогнозирование потребности экономики в квалифицированных кадрах:
- Доля организаций в муниципальном районе, участвующих в формировании прогноза потребности в квалифицированных кадрах, от общего количества организаций в муниципальном районе.
Задача 2: Информационное и организационно-методическое обеспечение предприятий и организаций в сфере кадровой политики:
- Количество человек, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- Уровень регистрируемой безработицы (%).
Раздел III. Сроки и этапы реализации муниципальной Подпрограммы
Реализация Подпрограммы предусмотрена в течение 2017-2020 годов без разделения на этапы.
IV. Система программных мероприятий
Перечень основных мероприятий определен исходя из необходимости достижения цели и решения задач подпрограммы.
Перечень основных мероприятий подпрограммы:
Решению задачи 1 «Прогнозирование потребности экономики в квалифицированных кадрах» будет способствовать реализация следующих основных мероприятий:
содействие в участии организаций и предприятий муниципального района в формировании прогнозной потребности экономики в квалифицированных кадрах;
анализ кадрового потенциала предприятий и организаций муниципального района.
Решению задачи 2 «Информационное и организационно-методическое обеспечение предприятий и организаций в сфере кадровой политики»:
информирование организаций, иных хозяйствующих субъектов, население муниципального района о проводимых мероприятиях в сфере кадрового обеспечения;
повышение эффективности реализации Президентской и Региональной программ подготовки управленческих кадров для решения задач в отраслях экономики и социальной сферы;
организация обучающих семинаров, курсов повышения квалификации руководителей и специалистов организаций по приоритетным направлениям развития экономики района;
организация работы по профессиональной ориентации молодежи;
организация работы с организациями и населением района по вопросам развития и создания собственного дела;
предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений на реализацию мероприятий по содействию занятости населения.
V. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Реализация мероприятий подпрограммы в 2017–2020 годах будет обеспечиваться за счет финансовых средств, направляемых на основную деятельность исполнителей основных мероприятий, а также за счет внебюджетных источников финансирования.
Администрация Козловского района осуществляет взаимодействие с исполнителями подпрограммы, а также общий контроль за реализацией подпрограммы.
Ответственные исполнители и соисполнители подпрограммы осуществляют подготовку отчетов о выполнении программных мероприятий Подпрограммы.
Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в отдел экономического развития, промышленности, торговли и имущественных отношений администрации Козловского района.
VI. Механизм реализации подпрограммы
Подпрограмма направлена на обеспечение отрасли экономики кадрами, квалификация которых соответствует реальным потребностям рынка труда Козловского района, повышение производительности труда в организациях района за счет повышения профессионализма занятых в отраслях экономики, создание новых рабочих мест, снижение уровня безработицы.
Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий.
VII. Организация управления подпрограммой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за исполнением подпрограммы осуществляет администрация Козловского района Чувашской Республики.
Исполнители подпрограммы ежегодно представляют информацию о проделанной работе и ходе выполнения запланированных мероприятий подпрограммы в администрацию Козловского района Чувашской Республики.
Ход и результаты реализации мероприятий подпрограммы рассматриваются на расширенных совещаниях при главе администрации Козловского района.
VIII. Оценка эффективности подпрограммы
Принятие и выполнение подпрограммы позволит усовершенствовать систему обеспечения экономики района кадрами, квалификация которых соответствует реальным потребностям рынка труда района, повысить производительность труда в организациях района за счет повышения профессионализма занятых в отраслях экономики, улучшить качественные характеристики кадрового состава работников организаций.
Социальный эффект от реализации мероприятий подпрограммы выражается в создании новых рабочих мест, сокращения безработицы.
Экономический эффект от реализации подпрограммы достигается за счет увеличения числа организаций, участвующих в формировании прогноза потребности в квалифицированных кадрах и реализующих эффективную кадровую политику в интересах организаций и работников.».