00:00 20 ноября 2010 г.
Воздушные перевозки пассажиров являются весьма востребованными, что связано с быстротой и удобством перемещения. Именно эта потребность в существовании воздушных перевозок, в частности, позволяет авиакомпаниям лоббировать свои интересы.
Одним из следствий такого влияния авиаперевозчиков стало появление так называемых «невозвратных» билетов. Суть заключается в том, что стоимость такого билета ниже обычного, но в отличие от обычного авиабилета он не подлежит возврату. То есть, приобретая такой билет, пассажир не сможет вернуть его в дальнейшем и получить назад его стоимость. Но на сколько правомерна такая практика?
Специальным актом, регулирующим воздушные перевозки, в России является Воздушный кодекс РФ, который в ст. 108 устанавливает следующее правило:
«Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку».
Итак, данная норма указывает на то, что авиапассажир, сдав билет в любой момент до отправки самолета, может получить определенную стоимость этого билета обратно:
в случае возврата билета не позднее, чем за 24 часа до отлёта возмещается полная стоимость авиабилета;
в случае возврата билета позднее, чем за 24 часа до отлёта возмещается стоимость авиабилета с удержанием, не превышающим 25%.
Таким образом, практика применения авиакомпаниями «невозвратных» билетов противоречит положениям ст. 108 Воздушного кодекса РФ, наделивших пассажиров безусловным правом получения суммы (части суммы), уплаченной за перевозку, в случае добровольного отказа от перевозки. К такому выводу в апреле 2010 года пришла и Федеральная антимонопольная служба, которая запретила продажу такого рода авиабилетов. Однако практика появления в продаже «невозвратных» авиабилетов не исчезла. Таким образом, соглашение сторон об условиях перевозки, в частности о «невозвратности» билетов, противоречит императивным нормам ст. 108 Воздушного кодекса РФ. Это позволяет сделать вывод о том, что возврат денег за авиабилеты возможен всегда, независимо от того, идет ли речь о возврате чартерного билета или билета на регулярный рейс.
Итак, на практике имеет место фактическое несоблюдение установленных законом положений. Это отчасти обусловлено тем, что пассажиры рассматривают «невозвратность» чартерного билета в качестве его обычной черты. Это совершенно не так. И нормы закона, и существующая на данный момент судебная практика стоят на позиции возможности возврата стоимости чартерного авиабилета
Зачастую пассажиры предпочитают не вступать в споры с авиакомпаниями, не желая тратить время и силы на судебное разбирательство. Но грамотные переговоры с авиаперевозчиком позволят добиться возврата стоимости авиабилета и без обращения в суд.
По материалам сайта www.imright.ru