00:00 01 февраля 2011 г.
«Считаю чрезвычайно важным, чтобы в семьях царили мир и покой, звучали детские голоса, и все это было естественно и закономерно – так, как задумано природой.»
Из Послания Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашии «В молодежь надо верить!»
В последние годы в социально-педагогическую теорию и практику, а одновременно и в жизнь некоторых семей входит понятие "приёмное родительство". Это принципиально новый социально-семейный институт. Замечательно, что в нашей республике находятся люди, желающие на профессиональной основе помочь сироте, приняв его на воспитание в свою семью. Каждый день, прожитый ребенком в семье - огромное благо для ребенка. Ведь только в семье ребенок научается азбуке жизни, законам семьи как оптимального и естественного способа человеческого жития. Таким образом, приёмное родительство - прекрасная возможность для воспитанника интернатного учреждения напитаться позитивным семейным опытом, живя в благополучной замещающей семье.
Перед приемной семьей, наряду с иными, стоят две гиперзадачи:
- обеспечить приемного ребенка надлежащим воспитанием, т.е. создать условия для жизни и развития ребенка в семье и защитить его права;
- сохранить, укрепить, развить связи ребенка с биологической семьей и биологическими родственниками, если это не противоречит интересам ребенка.
Для выполнения этих задач мало любить детей, нужно уметь профессионально воспитывать особенного ребенка, отторгнутого родной семьей, уметь защищать его права и интересы, представлять его во всех государственных органах. При кажущейся простоте труда приемного родителя («Подумаешь! Своих детей вырастили, знаем, что к чему!»), профессия приемного родителя требует значительных познаний в сфере педагогики, психологии, медицины, семейного права, юриспруденции: приемный родитель - это опекун, попечитель, законный представитель ребенка. От его усилий во многом зависит своевременность предоставления ребенку государственных гарантий, льгот, его психологическое благополучие, успешная социальная адаптация. Для работы приемным родителем мало желания и жгучего чувства жалости к брошенному ребенку, нужно обладать запасом педагогических, психологических, медицинских и юридических знаний, разносторонними профессиональными навыками.
Для оказания помощи родителям в выборе оптимальных приемов и методов коррекции деформированного мировоззрения ребенка, воспитывавшегося в депривационных условиях, поведенческих особенностей, сформированных в условиях институционализации, в профессионально-замещающей семье, а также ознакомления с нормативно-правовыми аспектами жизнеустройства и стратегиями здоровьесбережения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 29 января 2011 г. в Центре сопровождения приемных семей Чебоксарского детского дома при активном содействии Благотворительного фонда "Хевель" стартовала очередная "Школа приемных родителей".
Слушателями стали 11 граждан, желающих взять приемного ребенка на воспитание в свою семью, и 2 уже воспитывающих детей приемных родителя из Красночетайского, Порецкого, Мариинско-Посадского, Урмарского районов и г.Чебоксары. Открыла Школу приемных родителей главный специалист-эксперт Минобразования Чувашии Нилия Салеева. На первом занятии рассматривались вопросы законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их семейного жизнеустройства. Особое внимание заслужили вопросы усыновления, опеки и попечительства на возмездной и безвозмездной основе, финансовой поддержки государства семей, взявших на воспитание ребенка в свою семью, порядка передачи в семью детей-сирот. В завершение своего занятия Нилия Фаритовна провела индивидуальные консультации, во время которых слушатели получили квалифицированные ответы на интересующие их вопросы.
Во второй части слушатели встретились с Валентиной Ивановой, начальником отдела охраны детства администрации Калининского района г. Чебоксары. Валентина Ивановна познакомила будущих опекунов с законодательными документами Российской Федерации и Чувашской Республики в области защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также замещающих семей; рассказала об осуществлении контроля органами опеки и попечительства за условиями жизни и воспитания ребенка, находящегося под опекой; о соблюдении опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, а также выполнения своих обязанностей; о ведении личных дел несовершеннолетних подопечных; о форме отчетности опекуна или попечителя; о хранении и использовании имущества несовершеннолетнего подопечного. У кандидатов в опекуны и попечители возникло множество вопросов, на которые они получили квалифицированные ответы специалиста.
Очередное занятие пройдет в субботу, 5 февраля 2011 года.