00:00 12 декабря 2009 г.
Пост-пенитенциарное сопровождение в работе с несовершеннолетними – комплексная задача, требующая участия многих специалистов. Основой этой работы становится ведение случая – работа с конкретным подростком по решению проблем, которые и образуют этот случай.
Случай в отличие от более привычной плановой работы (как школа подготовки к освобождению) предполагает осуществление индивидуального подхода. Индивидуальный подход не означает, что вы не можете применять универсализированные методы – планирование работы со случаем основывается на оценке сложности случая. Сложный случай – в первую очередь, тот, который не обеспечен в нужной мере организационной и правовой поддержкой; это тот случай, который требует длительного времени для разрешения.
Оценка сложности случая включает 6 показателей. Определение социальных потребностей подростка в местах лишения свободы основано на выделении следующих составляющих социального благополучия:
-статус (гражданство, наличие документов);
-жилье (наличие жилья, прав на его приобретение, ресурсов на содержание);
-здоровье (химическая зависимость, готовность ее преодолеть; хронические заболевания и необходимость лечиться; инфекционные и «социальные» болезни);
-образование (наличие документов, подтверждающих образование; уровень образования и его соответствие возрасту подростка; успеваемость до поступления в колонию);
-трудоустройство (наличие специальности; наличие опыта работы; умение искать работу; сформированность профессиональных предпочтений);
-семья (структура семьи; наличие в истории семьи криминального опыта, миграции, нестабильности; активность семьи в помощи подростку; отношение подростка к семье; сиротство, происхождения сиротства).
Каждый элемент благополучия выделен в отдельный блок. Для сбора информации можно побеседовать с несовершеннолетним и его семьей, обсудить с ними ранее собранную информацию, выявить проблемы и найти их решение – и в результате разработать индивидуальную программу реабилитации.