00:00 10 апреля 2010 г.
В народе издревле верили, что на Благовещение, которое знаменовало начало весны и нового сельскохозяйственного года, сам Господь благословляет землю и открывает её на плодородие, на сеяние.
Существовал обряд «освящения» посевного зерна: крестьянин ставил в кадку с зерном благовещенскую икону и приговаривал: «Мати Божия, Гавриил-архангел, благословите нас урожаем». В канун Благовещения крестьяне ходили в подвалы или погреба, где брали капустный кочан (незаметно для чужих) – первый, снятый осенью с огорода, и клали его на землю. Существовало поверье, что если на следующий день, идя от благовещенской обедни, взять этот кочан, то на нем можно найти семена. Если вместе с этими семенами посадить рассаду, то для капусты, выросшей из неё, не будут страшны никакие заморозки – ни весенние, ни осенние.
Среди благовещенских обычаев бытовали и древние языческие ритуалы, в которых выражалась вера в очистительную силу огня: сжигались старые постель, обувь, одежда; окуривались помещения домов и надворных построек, чтобы предохранять себя и скотину от болезней.
На Благовещение на Руси в старину совершался особый «чин хлебопреломления»: святители или патриархи раздавали благословленные в благовещенскую ночь «благодарные» хлебы и вино всем в храме.
Неизбывен был в праздник Благовещения и обычай одаривания – «кормления нищих».
Благовещение воспринималось в народе как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия – в природе и в жизни людей. Вероятно, с этим связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток, тенетов и сетей птиц на волю.