00:00 03 марта 2010 г.
В преддверии 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. мы продолжаем серию очерков о героях, которые совершали чудеса мужества и храбрости при защите нашего Отечества.
Сегодня наш рассказ о Павле Никифоровиче Никифорове, уроженце дер. Айгаши Калининского района Чувашской АССР.
Из семьи Никифоровых воевали 3 человека – отец Никифор (участник 3-х войн), сыновья Павел и Захар, который сложил голову под г. Петрозаводском 25 июня 1944 года (ему к этому времени не исполнилось еще и 19 лет).
В начале войны Павел был призван в армию и направлен в Киевское артиллерийское училище. Через 2 месяца весь набор был расформирован и в качестве младших командиров отправлен на фронт, а Павел был передан в Киевское пехотное училище имени Красного Замоскворечья. Через некоторое время и тут было проведено такое же расформирование, а он переведен в Новосибирское пехотное училище. Сам Павел Никифорович говорит, что ему дали возможность закончить потому, что учился он по всем предметам на «отлично».
Затем после первого тяжелого ранения под Новгородом (командовал стрелковым взводом в составе 161 стрелковой бригады) и лечения в разных госпиталях почти год, был направлен на Высшие офицерские курсы «Выстрел». Второе ранение в плечо пол Корсунь Шевченковской.
Интересен рассказ самого старого солдата: «Я участвовал в боях по ликвидации окруженной Карсунь-Шевченковской группировки немцев в 1944 году в составе 768-го стрелкового полка 138-ой стрелковой дивизии в качестве командира роты противотанковых ружей в звании младшего лейтенанта.
Со своей ротой оказался в полном окружении, немцы с большим количеством танков, бронетранспортеров пошли к нам в тыл. Мне было хорошо видно, как небольшая группа стрелков устремилась в камыши (болото в овраге) у д. Ковуновка. Я был ранен в плечо, и, не добежав до болота, упал.
Позже оказалось, что кругом немцы. Мне ничего не оставалось, как притвориться мертвым, пролежав в таком положении до ночи. Ночью со 2 на 3 февраля, вместе со стрелками, которые находились в камышах, мы начали выходить из этого окружения, и мы вышли к своим через уже восстановленную нашими войсками оборонительную линию.
Моя рота в этом бою почти полностью погибла, возможно, многие из них числятся пропавшими без вести. Но это не так. Они погибли, честно выполнив свой долг. К сожалению, я не помню всех их фамилий, так как только что принял их, прибыв в этот полк после лечения в госпитале и окончания учебы в филиале курсов «Выстрел» в г. Уфе.
Хорошо запомнились населенные пункты, где с боями шел 768 стрелковый полк: Васильевка, Петрово, Журавка, Водяное, Капитоновка, Антоновка, Липянка, Оситнянка, Ставидло…»
Отметим, что после этого боя сам Павел Никифорович был «зачислен» в ряды пропавших без вести.
Третье ранение под Яссами за рекой Прутка на границе с Румынией, четвертое – под Прагой.
В 1946 году Павла Никифоровича послали на формирование рабочего батальона из состава репатриированных (бывших наших военнопленных) в г. Рава – Русская. Сформировав батальон, прибыл в Гундоровку (ныне г. Донецк) на восстановление крупнейшей в то время шахты «Юго-Восточная». На шахте П. Никифоров проработал 20 лет. Но тянула его Родина – Чувашия… И он с семьей вернулся в родную республику.
Павел Никифорович имеет награды: орден Отечественной войны I степени, орден «Красной Звезды»; медали «За отвагу на пожаре» (тушение лесных пожаров в Ибресях, где чуть не погиб), звания «Почетный шахтер», «Отличник соцсоревнования РСФСР» и другие.
Сейчас ветеран живет в Чебоксарах. Выступает в школах перед молодым поколением, и с оптимизмом говорит: «Поживем еще!».
Здоровья, добра и мирного неба вам, дорогие наши ветераны!