00:00 23 января 2010 г.
Главное условие психологической работы с подростками (как младшими, так и старшими) – это взаимоуважение. Очень много говорится о том, что мнение взрослого становится менее значимо для подростка, уступая место мнению сверстников. Но это верно только до определенной степени.
Мы достаточно часто слышим о склонности подростков попадать под «дурное влияние» старших товарищей. И возраст для этих «товарищей» не помеха. Кумиры подростков тоже не находятся в детском возрасте. Подросток должен иметь вескую, настоящую причину, чтобы уважать человека. Это может быть его сила, смелость, честность, преданность, одним словом – его натуральность, «настоящесть».
Человек должен уважать подростка, признавать его человеческие права, его равенство. Подросток прощает непризнание своего опыта, своей силы (хотя и с трудом), но непризнание равенства – это уже невыносимо.
Но именно потребности в уважении максимально недостает в подростковом возрасте. И психолог может хотя бы частично восполнить этот пробел.
Наиболее актуальные проблемы подростка сосредоточены в сфере отношений с другими людьми: со взрослыми, со сверстниками, с учителями, с противоположным полом, и даже с самим собой. И очень важно, чтобы кто-то, достаточно умный, кому можно доверять, помог разобраться в этих отношениях, помог самоопределиться, задал нужные вопросы и не настаивал на определенных ответах.
В основе их лежит главный тезис: ребенок – это полноценный человек, имеющий право на свою жизнь, право на счастье. Более того, каждый ребенок – это уникальная личность, которой нужно помочь раскрыться и самореализоваться, но сделать это насильно или вместо ребенка невозможно.