Калининский район г.ЧебоксарыОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта. 

Новый информационный ресурс доступен по адресу http://kalin.cap.ru/ 

Новости » 10:29 К 80-летию А.Г. Николаева: о первом полёте космонавта-3

00:00 25 августа 2009 г.

10:29 К 80-летию А.Г. Николаева: о первом полёте космонавта-3

Неумолимо время. Всё меньше остаётся космонавтов легендарного гагаринского набора. 3 июля 2004 года скончался дважды Герой Советского Союза Андриян Григорьевич Николаев — советский космонавт номер три.
Пилотируемая космонавтика, успешно начавшись в 1961 году, для дальнейшего развития требовала планомерного усложнения программ.
Полёт Г.С. Титова на корабле «Восток-2» показал, что человек может жить и работать в космосе в течение суток без каких-либо остаточных отклонений. А признаки некоторого дискомфорта в невесомости позволили внести коррективы в методику вестибулярных тренировок космонавтов. В сентябре 1961 года кандидаты в космонавты Г.Г. Нелюбов, А.Г. Николаев, П.Р. Попович начали готовиться к трёхсуточному автономному полёту на корабле «Восток-3».

С.П. Королёв с присущей ему настойчивостью заявлял, что «излишне осторожное и медленное накопление опыта длительных полётов неизбежно приведёт к необоснованной затяжке в решении научных и инженерно-технических задач… В дальнейшем все усилия должны быть направлены на скорейшее решение вопроса о длительных (более 3 суток) полётах в условиях невесомости». Вместе с тем, он видел в близкой перспективе и другую важную задачу — освоение сборки нескольких космических аппаратов на орбите искусственного спутника Земли, в частности, создание космического корабля с человеком для облёта Луны и для дальних полётов в ближайшей зоне космического пространства. Сама собой напрашивалась идея — максимально возможно приблизить друг к другу эти две актуальные задачи в групповом полёте кораблей «Восток».

В конце года профессор К. Сергеев (это был псевдоним «засекреченного» С.П. Королёва) в газете «Правда» обнародовал замыслы о необходимости увеличения длительности космических полётов и разработки системы стыковки космических аппаратов.
Сейчас, видимо, мало кто помнит, что первоначально, ещё в августе-сентябре, проектанты предлагали программу группового полёта сразу трёх кораблей — «Восток-3, 4 и 5», выводимых на орбиту с интервалом в одни сутки и летающих не меньше трёх суток каждый. Но задача оказалась, по тому времени, слишком сложной для одновременной подготовки, запуска и управления полётом трёх объектов, хотя имела перспективы, что дало импульс новому развитию наземных служб. Подобный полёт состоялся в 1969 году уже на новых пилотируемых кораблях «Союз-6, 7 и 8». Для «Востоков» же была принята программа пaрного полёта длительностью до четырёх суток.
В ноябре 1961 года будущие пилоты «Востока-3 и 4» Андриян Николаев, Павел Попович и их дублёры приступили к подготовке. Завершив тренировки в мае 1962 года, поддерживали готовность до августа, на начало которого была назначена работа.
Готовились к работе и поисковики. 6 августа на подмосковном военном аэродроме в Чкаловском собрались представители главштаба ВВС, руководимые полковником С.Н. Сибиряковым, команда технического обслуживания (КТО) объекта после посадки (старший — О.И. Козюпа, ОКБ-1), составленная из гражданских специалистов предприятий — разработчиков систем спускаемого аппарата корабля «Восток», медики, кинооператоры. Специалисты были «задублированы» для одновременной встречи двух кораблей. Предстоял перелёт в г. Караганду, к месту базирования основных поисково-спасательных средств (ПСС), с заходом в г. Ташкент, за руководством ВВС Туркестанского военного округа, и на космодром — там проводилось совещание технического руководства. В Караганду прибыли только утром 10 августа с «ценными указаниями».
В день старта «Востока-3», 11 августа 1962 года, дежурили на аэродроме в готовности к работе на случай аварии ракеты-носителя на «активном» участке. В 12 часов (время московское) получили команду «Отбой» и вскоре услышали сообщение, что космический корабль «Восток-3», пилотируемый майором Николаевым Андрияном Григорьевичем, успешно выведен на орбиту.

Освоившись с невесомостью и убедившись в нормальном состоянии бортовых систем, пилот провёл сеанс ориентации корабля в режиме ручного управления. В отличие от Гагарина и Титова, космонавт-три имел и принципиально новое задание: впервые пилоту было разрешено выйти из кресла и испытать невесомость в свободном полёте. Николаев снял с себя привязную систему, жёстко фиксирующую его в катапультируемом кресле, «плавал» по кабине, насколько позволял её ограниченный объём. «Сокол» (это был позывной Николаева) докладывал Земле о самочувствии, поведении объекта, вёл записи в бортжурнале, снимал земную поверхность и горизонт через разные иллюминаторы корабля кинокамерой «Конвас», широко используемой профессионалами. Риск эксперимента заключался в том, что космонавт не сможет снова закрепиться в непростой привязной системе. Ведь перед полётом ему помогали специалисты, и это в земных условиях, а тут невесомость. Трагедия при спуске была бы неизбежной. Но Андриян справился с задачей.

Ровно через сутки, 12 августа, стартовал космический корабль «Восток-4» с подполковником Павлом Романовичем Поповичем на борту. Выведение на орбиту прошло без замечаний. «Восток-3» и «Восток-4» оказались «на близком расстоянии» друг от друга: по наблюдениям космонавтов, оно доходило до 5-6 километров. Это произошло благодаря высокой точности баллистических расчётов, работы стартового комплекса, системы управления носителя и позволило определить реальные начальные условия для последующей разработки радиотехнической системы сближения космических аппаратов на орбите. Впервые в космосе находились два корабля, пилоты которых быстро установили радиосвязь между собой. Но эмоциональный эффект едва ли не превысил технические достижения. Из рассказов космонавтов:
Попович: «Представьте себе, насколько я был рад, когда после выведения на орбиту услышал в наушниках: «Беркут», «Беркут», я «Сокол», слышу тебя отлично. Как самочувствие? Приём». Я от радости забыл правила ведения связи и говорю: «Андрюша, слышу отлично, самочувствие прекрасное. Вижу тебя». Зная, где должен находиться корабль «Восток-3» по отношению ко мне, я после выведения на орбиту наблюдал корабль «Восток-3», который был похож на маленькую Луну».
Николаев: «Трудно передать, как хорошо летать вдвоём в космосе, чувствовать рядом друга».
Космонавты делились впечатлениями о полёте, сообщали о показаниях приборов, просто разговаривали, пели.

Космонавт А.Г. Николаев приземлился на парашюте в 9.55, к счастью, на относительно ровное плато, окружённое отрогами гор. А уже в 10.06 на него выходит поисковый самолёт Ил-14, командир Москалевич сообщает, что наблюдает объект визуально, определяет место посадки в 145 км на север—северо-восток от г. Балхаша. Следом подходит второй Ил-14, выбрасывается парашютный десант, в составе которого врач, кинооператор, вооружённая охрана. Первым подбегает и приветствует космонавта врач, подполковник Виталий Волович. «А вы молодцы, — говорит Андриян, — быстро добрались. Я ещё и переодеться не успел, гляжу — надо мной самолёт. В общем, всё отлично. Всё сработало, как на тренировках».

Павел Попович приземлился всего через несколько минут после Николаева в сотне километров от него. Посадка тоже прошла удачно, несмотря на сильный ветер.

Итак, космонавты-три и -четыре в отличном состоянии были эвакуированы с точек посадки благополучно.

Мой МирВКонтактеОдноклассники

 


Система управления контентом
428022, ул. 50 лет Октября, д.10а
Телефон: (8352) 63-22-55
Факс: (8352) 23-44-01
E-Mail: kalin@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика